А вам зачем регистрация нужна?

Вопрос недели

Вопрос о недопустимости «резиновых квартир», вышедший на уровень законодательного урегулирования, в очередной раз актуализировал дискуссии о необходимости регистрационного учета жителей страны по месту их проживания. Кто-то заговорил о возвращении к советской «прописке», кто-то вспомнил о конститутционных нормах демократического государства, закрепляющих право на свободное перемещение граждан, кто-то посоветовал припомнить статистику правонарушений…. О том, нужна ли современной России и ее жителям регистрация по месту проживания, мы спросили у депутатов Госдумы и членов Совета Федерации

Вопрос недели: А вам зачем регистрация нужна?

Игорь Лебедев, заместитель председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР:

- Прежде всего, надо понимать, для чего вообще реально существует регистрация. Она нужна, во-первых, чтобы учесть миграционные процессы, а во-вторых - чтобы затруднить их. И этот второй пункт является, на мой взгляд, основным.

Нам надо затруднить миграцию из стран СНГ, надо затруднить миграцию из криминогенных регионов России, но одновременно - поощрять внутреннюю трудовую миграцию. Я не согласен с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком в его радикальном негативном отношении к внутренней миграции. Безусловно, в России надо создать хорошие условия во всех регионах, но пока условия не созданы, люди должны иметь возможность легко найти работу за пределами своего региона. Чем больше у нас будет поощряться внутренняя миграция, тем меньше будет нужда в зарубежных гастарбайтерах.

Поэтому регистрация для российских граждан, вообще-то, не нужна. Нужно тщательно регистрировать иностранцев, при этом следя за тем, чтобы регистрация не превращалась в пустую формальность. «Резиновые квартиры» - типичный пример плохой работы миграционных служб, которые должны следить, где регистрируются иностранные приезжие, выявлять такие случаи и пресекать - тесно контактируя с полицией. Этого не происходит, полагаю, по большей части не из-за низкой компетентности сотрудников, а по коррупционным причинам.

По поводу регистрации граждан РФ надо сделать исключение лишь для внутренних мигрантов из отдельных регионов России, откуда движется много криминальных элементов. Разумеется, для принятия официального решения следует поднять официальную статистику по этнопреступности, но и без этого «навскидку» видно, что речь должна идти о Северном Кавказе. Деньги, которые сейчас идут на этот регион, эффективнее было бы пустить на обустройство внутренней границы вокруг региона - с пропускными пунктами, с особыми условиями их пересечения.

Сергей Попов, председатель комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция «Единая Россия»:

- Сложный вопрос для всех граждан России, который очень трудно обеспечить технически. Именно поэтому мы отказались когда-то от обязательной регистрации по месту жительства. И сегодня возвращаться назад - неверно. Это, скорее всего, реализовать невозможно. Не вижу для этого механизма. Потом возникает вопрос ответственности контролирующих служб, плюс, ответственности самих граждан за неисполнение этого закона. Но, самое главное, этот этап в стране мы уже проходили.

Константин Сурков, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности:

- Вопрос отмены регистрации сегодня обсуждается не только в СМИ, но и на «кухнях». С одной стороны, есть конституционное право наших граждан на свободное передвижение по стране. А с другой - есть неумолимая статистика, по которой иногородними гражданами без регистрации совершается огромное количество преступлений. Ещё один отрицательный момент связан с миграцией населения. К сожалению, на сегодня города-«миллионники» растут с катастрофической быстротой. Москва без новых территорий уже задыхалась бы от потока пребывающих - только туристов в столицу приезжает ежедневно по два-три миллиона человек! Если в таких условиях снять регистрацию, то мы потеряем управляемость в таких городах, как та же Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, другие «миллионники». Поэтому считаю, что регистрацию отменять нельзя.

Михаил Старшинов, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция «Единая Россия»:

- Все подобного рода идеи и законодательные инициативы нужно рассматривать в контексте времени, тех или иных государственных задач. При советской власти, с одной стороны, была введена ограниченная свобода передвижения (проживание согласно прописке), но она существенно регулировала потоки внутренней миграции, которые сегодня являются ощутимым моментом социального напряжения. А сегодня мы говорим, что у нас демократическое государство, поэтому такие административно-полицейские меры не соответствуют текущему моменту.

Михаил Сердюк, член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция «Справедливая Россия»:

- Регистрация - это пережиток прошлого. Мы просим отменить шенгенские визы, а сами чуть ли не чиповать людей собираемся. Непоследовательно. Иностранец, приехавший на работу, пусть регистрируется, но не более того. Любой гражданин РФ для себя может найти ответ в Конституции!

Ольга Казакова, член комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция «Единая Россия»:

- Речь в данном случае идёт не о законопослушных гражданах, а о тех, кто нелегально проживает в «резиновых квартирах». Закон должен касаться нарушителей и служб, которые в этом процессе участвуют, в частности, управляющих компаний. Мы должны улучшать жилищное законодательство. Также надо, чтобы это не касалось граждан, к которым приезжают родственники лечиться, учиться. Все манипуляции в миграционном пространстве должны быть подконтрольны. И если думать, что этот контроль будет сложно исполнять, то и браться не надо. Жить в хаосе всегда проще. Страна у нас огромная, и проблема касается не только крупных городов, к сожалению. Поэтому тянуть - времени нет.

Владимир Овсянников, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР:

- Вряд ли всем россиянам нужна постоянная регистрация по месту жительства. Мы с таким трудом ушли от «крепостного права», которое было в Советском союзе - тогда ведь человек был жёстко привязан к прописке. Отмена этого была одним из достижений демократии. И зачем снова усложнять? Сегодня проблема в том, что нелегальные мигранты или люди, приезжающие на временные заработки, пользуются безнаказанностью тех лиц, которые работают в ФМС и контрольно-паспортном секторе. Вот и возникают «резиновые квартиры». Жилплощадь не позволяет законно регистрировать большое количество граждан, и вдруг получается, что в квартире живёт чуть ли не пол-аула. Часто такие ситуации обнаруживаются во время выборов. Если есть прописка, человек имеет право прийти на избирательный участок и проголосовать. Так что ситуация, в результате которой образуются «резиновые квартиры», может использоваться и в подтасовке результатов выборов.

Обязательную регистрацию по месту жительства должны получать отдельные категории граждан, которые не живут в России постоянно. При этом необходимо безжалостно - вплоть до уголовного наказания - наказывать структуры, которые дают право прописки для создания «резиновых квартир». Иначе мы можем прописать полгорода Душанбе в однокомнатной квартире в Бутово.

Георгий Шевцов, председатель Законодательного собрания Вологодской области:

- Не согласен с основной претензией противников законопроекта о резиновых квартирах: мол, нарушение Конституции, мол, меры слишком жёсткие. Наказание-то распространяется только в отношении нарушителей. Это слово является определяющим. Подобные «мёртвые души» становятся неуловимы для военкома, судебного пристава… К тому же собственники, вселяя и регистрируя десятки людей на своих квадратных метрах, чаще всего также обходят закон. И обычная квартира в этом случае превращается в объект предпринимательской деятельности. При реформе прописки нужно учесть ответственность участковых и паспортистов, которые участвуют в создании фальшивых регистраций и закрывают глаза на существующие «резиновые квартиры».

Подготовили Мария Соколова, Ксения Редичкина

Просмотров 1019