С беспределом на дорогах нужно бороться силами общества

С беспределом на дорогах нужно бороться силами общества

Александр Чекалин. Фото Юрия Паршинцева

Два последних года Госавтоинспекция отмечает последовательное снижение количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших при этом людей. Есть ли потенциал для дальнейшего сокращения аварийности, готовы ли водители и пешеходы вести себя на дороге по правилам, и какие законодательные инициативы, чтобы повысить безопасность движения могут появиться в ближайшее время? Об этом и многом другом рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, генерал-полковник МВД, Герой России

Александр Чекалин.

- Александр Алексеевич, вы начали службу в 1969 году госавтоинспектором, а закончили в 2008 году первым заместителем министра внутренних дел России. На ваш взгляд, когда культура поведения на дороге была выше?

- Мордобоя на дорогах во времена Союза не было, могу сказать точно. Водители и пешеходы вели себя уважительно друг к другу. В моей практике был всего один случай, когда буквально пришлось разнимать дерущихся. Некий умелец специально подбрасывал на дорогу куски колючей проволоки, чтобы водители, пробив колесо, ехали на шиномонтаж к его знакомому. Один из шофёров эту схему тогда раскрыл.

В основном же на дорогах была взаимовыручка. Кстати, нас перед заступлением на дежурство специально инструктировали, чтобы мы больше помогали тем, кто попал в затруднительную ситуацию, чем гонялись за показателями. Наказывали только тех, кто цинично и бессовестно нарушал правила дорожного движения. Особые требования на этот счёт были к пешеходам, которые перебегали дорогу в неположенных местах.

- Нещадно штрафовали?

- Не только. Самым действенным воспитательным методом, как ни странно, был воскресный лекторий о пользе соблюдения ПДД. Представьте, москвич собрался выходные провести с семьёй на даче, а ему выписали «прогонные» в Политехнический музей на лекцию, которую читал сотрудник ГАИ и ставил потом отметку о посещении.

Очень жёсткой мерой было также сообщение по месту работы нарушителя. Письмо из Госавтоинспекции нередко оборачивалось для него большими неприятностями по партийной и профсоюзной линии. Могли и премии лишить, и с очереди на жильё снять. Стимулы правильно вести себя на дороге были, и люди старались не нарушать.

- Зато сейчас агрессии стало больше. Почти в каждой машине можно найти арсенал для «самообороны»: бейсбольные биты, куски арматуры, травматические пистолеты.

- Люди разные, и психика разная. Кто-то, возможно, купил медсправку, чтобы получить водительские права. Трудно заранее предсказать, как он поведёт себя в конфликтной ситуации. А любым предметом из этого арсенала можно и убить человека. Нужно изжить из общения на дорогах подобные аргументы убеждения. Ввести за хамство и угрозы неотвратимую ответственность, возможно, в том числе, лишать водительских прав. Дорога — это место повышенной концентрации людей, где любой неадекватный поступок может обернуться тяжёлыми последствиями.

- По данным ГИБДД, в 2015 году число погибших в автоавариях сократилось почти на 16 процентов по сравнению с прошлым годом. Есть ли потенциал для дальнейшего снижения ДТП?

- Конечно, есть. Необходимо активно привлекать к решению этой задачи гражданское общество. Полагаться только на силы Госавтоинспекции нельзя. Ведь в стране зарегистрировано около 65 миллионов транспортных средств.

С 28 по 30 сентября в Санкт-Петербурге пройдёт шестой международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», главной темой которого как раз и станет определение роли гражданского общества в повышении безопасности движения. Очевидно, что равнодушных на дороге быть не должно. Общество обладает огромным воспитательным потенциалом, которым можно и нужно воспользоваться.

- Каким образом?

- Например, дать право гражданам фиксировать с помощью мобильного телефона аварийные ситуации и направлять видеозаписи в правоохранительные органы, где к нарушителям будут применять соответствующие меры.

- Ввести институт профессиональных доносчиков?

- У людей с хорошей репутацией, не судимых, с адекватной гражданской позицией должно быть право информировать правоохранительные органы. А общественная нетерпимость к правонарушителям должна проявляться в цивилизованной форме — в фото- видеофиксации лихачей и дорожных хамов.

- Детская безопасность на дороге тоже одна из главных тем конгресса.

- Сегодня в учебной программе школьников есть предмет Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), но солидная часть в нём отведена под специфику МЧС. Однако опасность для ребёнка представляют не только стихийные бедствия, но и оживлённая улица. Нужно увеличить количество учебных часов по правилам дорожного движения и поведению в общественных местах. Минобрнауки следует обратить на это внимание.

Кроме того, считаю, что каждая школа должна обзавестись техническим паспортом безопасности. Согласно ему, дороги возле учебных учреждений необходимо оборудовать освещёнными пешеходными переходами, светофорами, «лежачими полицейскими» и видеокамерами. Вполне возможно, что требования безопасности вынудят, например, грузовики с прицепом объезжать школы другой дорогой. Всего в паспорте планируется около 20 позиций. Там прописаны и обязанности должностного лица, которое отвечает за безопасность детей. Утверждать паспорта должны коллегиально руководитель школы, представитель исполнительной власти, органов внутренних дел, а также представитель федерального надзора в сфере образования.

Кроме того, необходимо ввести в ПДД отдельный дорожный знак, который бы так и назывался — «Школа». У знака должно быть описание, отличное от существующего — «Осторожно, дети». Увидев этот знак, водитель обязан будет сразу предпринять целый ряд действий, которые обеспечат безопасность идущих в школу детей.

Записал Геннадий Мельник

 


Просмотров 1535

27.09.2016

Популярно в соцсетях