Владимир Бурматов: Реформа образования не должна превращаться в эксперимент над детьми!

Новый учебный год страна начинает с новым министром образования. Стоит ли в связи с этим ждать изменений в образовательной политике? И если да, то каких? Об этом «Парламентской газете» рассказал последовательный критик прежнего главы Минобрнауки, первый заместитель Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов.

- Владимир Владимирович, чего вы ожидаете от назначения Ольги Васильевой?

- Радикальную смену курса точно не жду, поскольку образование — это не та сфера, где надо совершать какие-то резкие движения. Любая ошибка, сделанная сегодня, даст негативные последствия на десятилетия вперёд. То, что натворил предыдущий министр образования Дмитрий Ливанов и его команда, нам придётся разгребать даже не годами, а именно десятилетиями. Что касается Ольги Васильевой, то к её назначению я отношусь осторожно позитивно, это — успешная кандидатура. У неё не должно быть профессиональных конфликтов, она хорошо понимает, чем живёт школа, чем живёт вуз. У неё есть опыт налаживания диалога с самыми различными и зачастую очень противоречивыми группами людей. И ей, бесспорно, предстоит вернуть доверие к министерству со стороны педагогов и учёных, которое было утрачено при прежнем главе ведомства. Это очень непростая задача, но я надеюсь, что она с ней справится. Определённый оптимизм внушают и её первые заявления.

- Какие проблемы в новом учебном году придётся решать в первую очередь?

- На мой взгляд, это очевидно. Во-первых, надо остановить беспредел, творившийся в отношении вузов. Под предлогом оптимизации закрывались благополучные государственные вузы с вековой историей. Объединяли то, что объединить в принципе невозможно. «Шарашкины конторы» по продаже дипломов продолжали спокойно работать, зато вполне успешным вузам создавали проблемы, пытаясь таким образом забрать у них собственность, землю. Из-за неугодного министру ректора уничтожали целые учебные заведения, студенты оказывались на улице. То же самое происходило с сельскими школами, педагогическими вузами. При Ливанове шёл просто геноцид педагогического образования.

Не менее важно навести, наконец, порядок со школьными учебниками. Вроде бы они должны быть бесплатны, но вот опять первое сентября, и опять мы видим, что родители вынуждены учебники покупать. И тратить на это огромные деньги — подчеркну, 3,5 тысячи рублей просто за комплект учебников.

- Почему многие школьники не могут получить их бесплатно?

- Подозреваю, что издание учебников превратилось в огромный коррупционный бизнес, эта схема была создана при предыдущем министре образования. И виноваты в этом исключительно федеральные чиновники. Объясню, как система работала. По закону, деньги на закупку учебников выделяют регионы. И субъекты Федерации исправно это делают, причём деньги тратятся огромные, к примеру, моя родная Челябинская область выделяет на учебники примерно 10 миллионов рублей в год. Но этих денег даже близко не хватает, потому что каждый год меняется перечень рекомендованных учебников, причём меняется кардинально. То есть сколько книг ни закупай, на следующий год Минобрнауки рекомендует уже что-то другое. Это выгодно всего двум субъектам процесса — издательствам и чиновникам, под управлением которых находится карманный экспертный совет, утверждающий этот перечень. И много лет никого не смущало, что в этой чехарде из перечня выпадали очень приличные и качественные учебники, а попадала туда всякая макулатура. Не так давно, к примеру, разразился скандал: оказалось, что в рекомендованном учебнике по обществознанию было, по сути, написано, что дети-инвалиды — это не личности, они не на что не способны и негодны.

На мой взгляд, нужно вернуться к хорошим и качественным базовым учебникам по основным дисциплинам, к которым не возникает никаких вопросов. Зачем каждый год менять рекомендованный учебник по математике? За последние сто лет отношения между катетом и гипотенузой не изменились вообще никак! Что нового может появиться в учебнике по органической химии или геометрии? Нужно поставить заслон этой огромной коррупционной машине по зарабатыванию денег на наших детях.

- В прошлом немало скандалов вспыхивало и из-за финансового неблагополучия других участников образовательного процесса — педагогов. Выполняется ли один из майских указов президента о повышении зарплат учителей?

- Судя по отчётам, практически во всех субъектах Федерации зарплата учителей доведена до средней по экономике региона. Но зачастую это делается неприемлемыми бухгалтерскими методами. Я посетил около десятка августовских педагогических совещаний и наблюдал такую картину: представители местной власти заявляют, что, да, зарплата доведена до средней по региону, а в ответ из зала звучат реплики: «Вы же подсчитали эти показатели на лето, с учётом отпускных». Мне доводилось разбираться и с не менее вопиющими случаями: в некоторых регионах в конце года, чтобы отчитаться, в декабре зарплату учителям повышали, а в августе — понижали. С такими действиями надо бороться, мы их фиксируем, их показываем. Если у кого-то есть впечатление, что о зарплатах педагогов все забудут после того, как губернатор отчитался об успехах, то это не так. Мы будем держать ситуацию на контроле.

- Из федерального бюджета уже был выделен  первый транш на строительство новых школ. Есть ли данные о том, насколько эффективно использовали регионы полученные деньги? 

- Мы заканчиваем анализ использования этих средств, промониторили полностью всю страну, и выявили вещи, которые не понравятся многим губернаторам. Замечания к тому, как реализуется проект в регионах, есть, в том числе они касаются губернаторов и мэров городов. К примеру, там, где можно было спокойно сэкономить, десятки миллионов рублей выбрасывались на ветер, причём по схемам, которые напоминают о том, что, скорее всего, на этом кто-то пытался заработать. В середине сентября Центр оценки эффективности реализации федеральных целевых программ, который я возглавляю, планирует провести презентацию докладов об этих злоупотреблениях. Кроме этого, мы представим специальный портал, на котором любой желающий сможет ознакомиться с полной картиной происходящего в этой сфере, увидеть, как строятся школы в его дворе, какие замечания имеются к этому процессу. По функциональности и ряду своих характеристик этот ресурс превосходит портал госзакупок. И он предполагает обратную связь. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок ходил в нормальную школу, построенную с соблюдением всех технологий, и люди готовы помогать в организации контроля над этим процессом.

Беседовала Ольга Шульга


Просмотров 2951

31.08.2016

Популярно в соцсетях