Власть на местах сильна участием граждан

21 апреля — Всероссийский День местного самоуправления

Власть на местах сильна участием граждан

Дмитрий Азаров

В преддверии Всероссийского Дня местного самоуправления, 21 апреля, об основных проблемах этой сферы, финансировании и развитии системы МСУ, а также о предстоящем подведении итогов общегосударственного конкурса муниципальных практик, организованного Всероссийским советом местного самоуправления, в интервью «Парламентской газете» рассказал его глава, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.

- Дмитрий Игоревич, существует ли потребность внесения изменений в законодательство о местном самоуправлении?

- Я придерживаюсь мнения, что частое изменение законодательства, в том числе на региональном уровне, не способствует стабильности. Чтобы оценить правильность той или иной поправки, должно пройти какое-то время, нужно собирать и анализировать практику правоприменения. Важно, чтобы изменения носили системный характер и были взвешенными.

Ряд экспертов отмечают, что многие проблемы у муниципальных образований возникают из-за использования в законе размытых формулировок, таких как «создание условий», «участие в…», «содействие…», применительно к вопросам местного значения. На практике это приводит к тому, что при рассмотрении судебных дел, если тот или иной вопрос местного значения на территории муниципального образования не решался, суд требовал обеспечить его реализацию именно финансовыми средствами муниципального образования. Применение таких формулировок в вопросах местного значения приводит к несоответствию между федеральным законом об общих принципах местного самоуправления и отраслевыми законами в части определения полномочий органов

местного само­управления, в которых значительно расширяется сфера компетенции муниципальных образований.

Также крайне важна работа по увеличению доходной базы местных бюджетов, созданию стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципальных образований.

- В процессе формирования и исполнения местных бюджетов что является наиболее значимым?

- Во-первых, повышение качества кадастровой оценки земельных участков, поскольку несовершенство действующего механизма оценки приводит к оспариванию в судебном порядке результатов кадастровой оценки, уменьшению налоговой базы и сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты по земельному налогу.

Во-вторых, сохранение или перераспределение доходных источников, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для каждого вида муниципальных образований, в связи с предстоящей отменой с 2018 года специального налогового режима. Я говорю о системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход и возможность передачи в этой связи с 2018 года на уровень муниципальных образований части доходов от упрощенной системы налогообложения с учётом перераспределения полномочий между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Кроме того, в настоящее время Минэкономразвития России во взаимодействии с нашим комитетом проводит инвентаризацию возложенных на органы местного само­управления полномочий, чтобы оценить нормативные затраты на их реализацию. Необходимость проведения такой работы неоднократно озвучивалась представителями муниципального сообщества на самом высоком уровне. Должен признать, что вопрос этот непростой, но я наде­юсь, что к концу года эта работа будет завершена.

- Скоро будут подведены итоги конкурса лучших муниципальных практик. Как вы оцениваете уровень конкурса в этом году?

- Без ложной скромности могу сказать, что Всероссийский конкурс лучших муниципальных практик, старт которому был дан Всероссийским советом местного самоуправления в прошлом году в День местного самоуправления, 21 апреля 2015 года, стал самым масштабным и уникальным мероприятием в истории местного самоуправления России по всем параметрам его проведения. Главное отличие конкурса - основной критерий -вовлечение граждан в решение насущных вопросов местного самоуправления.

Так, обобщение лучших муниципальных практик осуществляется сразу по 12 конкурсным номинациям. Для участия в конкурсе подано 607 заявок.

Что такое, по сути, муниципальная практика? Это способ решения важных для жителей муниципального образования вопросов и проблем. В нашем конкурсе представлены все, кто работает на местах ради создания высокого качества жизни, и конкурсная комиссия оценивает их реальную работу, состоявшиеся достижения.

Но самое ценное в конкурсе 2015 года - это живой опыт муниципалитетов со всей страны - от Калининграда до Владивостока.

Для участия в финальном этапе выбрано около 60 заявителей. К отбору мы подходили очень серьёзно: оценивалась оригинальность и системность практики, её результаты, степень вовлечённости граждан, эффект для развития местного самоуправления и территории муниципального образования.

Возьмём для примера номинацию «Стратегическое развитие муниципального образования». Когда мы говорим о стратегиях, то обычно представляем себе города - региональные столицы: Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Ижевск, Самара и так далее. Действительно, в разные годы инициативы этих городов положили начало большой работе, результатом которой в том числе стал Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В финал конкурса по этой номинации вышли административные центры субъектов Российской Федерации Воронеж и Мурманск. Но также за призовые места будут бороться Бердск Новосибирской области, Новошахтинск Ростовской области, Соликамск Пермского края и Петушинский район Владимирской области. У всех финалистов экспертная группа отметила высокий уровень подготовки стратегических документов, грамотную работу по расстановке приоритетов, участие жителей, в том числе крупного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, в обсуждении целей и задач развития территории.

- Хватает ли местным властям средств, чтобы реализовывать практики, внедрять свои идеи?

- Если подходить объективно, просчитывая затраты на выполнение вопросов местного значения и полномочий, то денег местным властям не хватает. Скажу больше: их и не будет хватать, если органы местного самоуправления будут воспринимать свою работу отдельно от жителей, от коллег из других муниципалитетов, от общих трендов внутренней политики государства. Уникальность местного самоуправления заключается в том, что здесь далеко не всё можно измерить деньгами.

Например, сколько стоит строительство дома для престарелых, фермы, теплицы, фельдшерско-акушерского пункта, школы и детского сада? А сколько стоит вытянуть депрессивную и почти опустевшую деревню на добротный уровень социального обеспечения? Финансисты назовут огромные суммы, а ТОС «Заозёрье» из Мезенского района Архангельской области всё это построил и сделал сам - от идей до их воплощения.

Или же совсем «бесплатная» практика - акция День соседей. Здесь от местного бюджета вообще не требуется никаких затрат: жителям надо только рассказать об этом уникальном опыте объединения людей, живущих в одном дворе, на одной улице, а остальное они сделают сами. Сейчас эту акцию поддерживают многие города России.

- У вас большой опыт работы непосредственно в органах местного самоуправления. Что бы вы хотели пожелать коллегам в этот день?

- От имени Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Всероссийского совета местного самоуправления хочу сердечно поздравить с Днём местного самоуправления не только тех, кто непосредственно связан с работой в муниципалитетах, но и всех граждан нашей страны. В местном самоуправлении участвует очень широкий круг неравнодушных, имеющих активную гражданскую позицию и желание улучшить свою жизнь россиян.

Президент Российской Федерации В.В. Путин не раз отмечал важную роль и потенциал местного самоуправления: «…От эффективного местного самоуправления во многом зависят позитивные, качественные изменения в обустройстве наших городов и сёл, в совершенствовании социальной инфраструктуры, повышении качества жизни людей».

Призываю всех включиться в эту работу. Только совместными слаженными усилиями мы сможем двигаться к решению наших общих целей.

Подготовила Ксения Редичкина

Опрос

Институт социально-экономических и политических исследований несколько лет подряд проводит опрос на тему доверия граждан России к органам местного самоуправления. Согласно приведённым цифрам, за последние два года 78 процентов россиян оценивают положительно свою возможность влиять непосредственно на то, как власти решают важные для граждан проблемы.

26 процентов

уверены, что имеют возможность оказывать влияние на решение властных структур в мегаполисах и сельских населённых пунктах, 25 процентов - в муниципалитетах

32 процента

респондентов полностью доверяют органам местного само­управления

22 процента

доверяют муниципальной власти

54 процента

положительно оценивают деятельность глав муниципальных образований


Просмотров 4192

20.04.2016

Популярно в соцсетях