Елена Николаева: Нужно отстоять земли Тимирязевской академии для потомков

4 марта правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков постановила изъять у Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А.Тимирязева — земли, на которых сейчас находятся сады и поля академии, и передать их Фонду РЖС для застройки. Насколько правомерно такое решение, как будет совершенствоваться система капитального ремонта, а также о восстановлении института технического учёта зданий в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева. В прямом эфире депутат ответила на вопросы читателей издания.

Ольга, Москва: Прокомментируйте ситуацию, которая складывается вокруг земель Тимирязевской академии.

- Я свою позицию высказала уже в социальных сетях. Меня очень обеспокоила ситуация, которая складывается вокруг Тимирязевской академии, у которой есть свои земельные участки, где расположена уникальная коллекция образцов, с тридцатых годов выращиваемая там. И хочу сказать, что я хорошо знакома с работой Тимирязевской академии, многие образцы действительно уникальные, и они были сохранены даже в тяжёлые военные годы, в послевоенные голодные годы. И наши деды, родители сохраняли это всё для того, чтобы передать потомкам. Сейчас предлагается изменить категорию этих территорий. Решение уже практически принято, предлагается организовать жилищную застройку. Да, я приветствую развитие жилищной застройки эконом-класса в целом по стране, но мне кажется, что есть уникальные территории, где жилищная застройка, на мой взгляд, не является приоритетной. У нас достаточно много земли в Новой Москве, в Подмосковье, всегда можно найти достаточно интересные земельные участки для развития жилищного строительства. А вот Тимирязевская академия — уникальная, она у нас одна такая на всю страну. Поэтому я не поддерживаю передачу этих земель под жилищное строительство и считаю, что и депутатскому корпусу нужно высказать свою позицию. И более того, высказали свою позицию все академики, министры сельского хозяйства, которые были в прошлые годы, в том числе в советское время. Мне кажется, эта позиция достойная и она заслуживает уважения, нам нужно вместе постараться отстоять эту территорию для наших потомков.

Максим Долгов, Казань: Елена Леонидовна, добрый день! Прошлой осенью вы говорили о необходимости изменения системы долевого строительства жилья в связи с проблемами покупателей из-за недобросовестных застройщиков. Что поменялось за это время?

- Уважаемый Максим, вы задаете очень актуальный вопрос. Потому что проблема работы застройщиков по механизму 214 ФЗ — речь идет о долевом строительстве — действительно является ключевым и очень важным фактором для развития жилищного строительства. Напомню, что на сегодняшний момент подавляющее большинство жилищных объектов производятся именно с использованием 214 ФЗ, при котором есть возможность на ранней стадии привлекать деньги дольщиков, и как раз они являются в этом смысле такой «слабой стороной договора». Почему? Потому что естественно, дольщики не всегда полностью обладают информацией о конкретном застройщике, не всегда обладают достаточными правовыми, юридическими знаниями, не всегда могут чётко разобраться в наличии документов. И потому порой появляются обманутые дольщики. Вы знаете, ситуация острая по всей стране, у нас есть специальная рабочая группа, которая решает эти вопросы, в том числе вместе с Росимуществом, если эти объекты возводятся на территории федеральных земель. Я хочу сказать, что вообще наличие 214 ФЗ привело к серьезному упорядочиванию этой ситуации, поскольку действительно в последнее время мы наблюдаем значительное сокращение количества обманутых дольщиков (в том случае, если застройщик работал по 214 ФЗ). Я скорее скажу о том, что у нас больше появилось обманутых кооперативщиков — речь о работе так называемых ЖСК. Напомню, что мы вскрыли ситуации, когда ЖСК были организованы, например, на целые кварталы и, как вы понимаете, собрать этот жилищный строительный кооператив физически просто не представляется возможным. На сегодняшний момент мы уже ввели изменения в Жилищный кодекс, когда один дом — одно ЖСК. Поэтому здесь уже тоже определённое упорядочивание происходит. Что же касается 214ФЗ, у нас внесён в Государственную Думу правительственный законопроект, который совершенствует 214 ФЗ, в частности, в нём предусмотрено несколько норм. Во-первых, норма по раскрытию информации застройщиков. Это очень важно, потому что на сегодняшний момент мы можем не иметь соответствующую информацию о реальном положении дел того или иного застройщика, более того, прописана определённая декларация, на основании которой застройщик обязан раскрывать информацию для дольщиков. Второе: предусмотрено определённое требование к застройщику по собственному капиталу, на сегодня — это 5 процентов. Сейчас идет обсуждение, много это или мало для разных субъектов. Может быть, для каких-то субъектов это мало, для каких-то — много. И действительно, сейчас рабочая группа предлагает определённые усовершенствования этой нормы, в частности — пресловутая норма по одному миллиарду. Предлагается ее пока убрать, считается, что мало кто из компаний может себе позволить иметь собственный капитал в размере миллиард и больше. Действительно, таких компаний не много на рынке, их несколько десятков. Другой вопрос: мы не должны дискриминировать и ущемлять права малого и среднего бизнеса в этой части, хотя, как мне кажется, если речь идёт о крупных многоквартирных домах, то как-то сложно говорить о малом бизнесе в этом вопросе. Мы понимаем, что объём там достаточно существенный. Вместе с тем, предложена еще одна форма: когда появляется банковская структура, на которую потенциальный дольщик может положить денежные средства, куда даже будут начисляться определённые проценты как по депозиту. Под эти средства выдается кредит застройщику, где будет ограничен интерес банка, но при этом кредитная организация будет осуществлять надзор за целевым использованием денежных средств, будет осуществлять соответствующее сопровождение этого проекта, и, когда проект будет завершён и введён в эксплуатацию, тогда средства дольщиков уже уйдут на покрытие кредита. Если же этого не произойдет, то дольщик, естественно, получит обратно свои денежные средства. Вот такая модель предлагается как альтернативная, многие наши застройщики были напуганы, что она будет доминирующей, но нет, никакого доминирования не предполагается. Однако это ещё один путь, по которому, как нам кажется, нужно идти для того, чтобы сделать более сбалансированными и более цивилизованными отношения между гражданами и застройщиками.

Анжела, Ульяна, МГУ имени М.В. Ломоносова: Елена Леонидовна, вы закончили сложнейший вуз, Московский физико-технический институт с красным дипломом, в 23 года возглавили бизнес-компанию. Какими качествами должна обладать женщина, чтобы быть политиком и не мешает ли политика личной, семейной жизни?

- Вопрос, конечно, важный для любой девушки, каждой необходимо определиться, что является приоритетом. Мне всегда казалось важным найти гармонию. Я хочу сказать, что женщины в России очень талантливы. Когда я училась в МФТИ, у нас было очень мало девочек. На сто мальчиков было две-три девочки. Считалось, что не женская эта работа. Но, что поделать, если Господь дал определённые таланты и зарывать в землю их, мягко говоря, не совсем корректно. Я поступила на физтех, окончила его с красным дипломом, и мне всегда было интересно решать системные, большие задачи, касались ли они авиастроения, которым я занималась, или системы летальных аппаратов. Я занималась вопросами реализации фильтров Калмана, распознавания образов, это очень интересная большая работа. Но так получилось, что когда я закончила физтех, у нас оказалось на тот момент очень сложная ситуация в науке, это потребовало серьезной адаптации к ситуации. Могу сказать по собственному опыту: если у вас есть желание реализовать свои возможности, жизнь обязательно даст это сделать. Но самое важное, как мне кажется, — найти гармонию между личностным развитием и развитием своей личной жизни, с точки зрения создания семьи, рождения детей. Вот баланс интересов, как мне кажется, разумный человек всегда найти может. Перекос в одну или другую сторону приводит потом к дисгармонии. И в этом смысле очень многие, кто слишком увлекся карьерой, потом жалуются, что вовремя не родил ребенка или не очень много друзей завел по жизни и очень переживают по этому поводу. Или другая ситуация: кто ушёл в семью, часто чувствуют себя нереализованными в профессиональном плане. Поэтому я девушкам хочу пожелать найти гармонию, баланс интересов и постараться личностно развиваться, быть интересной личностью, чтобы вы сами себя уважали и не зарывали талант, данный вам свыше. Как молодая мама могу сказать, что это действительно удивительное счастье, когда на тебя смотрят глаза твоего новорождённого ребенка. Всё же это, наверное, самое главное в нашей жизни.

Звонок в студию: Меня зовут Екатерина, я представляю компанию недвижимости, которая оказывает услуги в сфере жилой коммерческой недвижимости уже 25 лет. У меня такой вопрос: как вы видите модернизацию и развитие системы ЖКХ?

- Как обычно, женщины задают самые сложные вопросы. Совсем недавно я выпустила большую программную статью, где я подробно на нескольких страницах рассказала свою позицию по тому, что происходит в сфере ЖКХ. Дело в том, что за последние пять лет работы нашей Думы у нас был впервые создан комитет, который занимается жилищными вопросами и вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Оценив реальное состояние ЖКХ на 2011-2012 год, мы выяснили, что у нас общий износ сетей был от 80 до 95 процентов. Состояние жилого фонда во многих регионах просто оставляет желать лучшего, где-то состояние ветхого аварийного перевалило за «планку» сбалансированного жилого фонда. Проблемы капитального ремонта были полностью заброшены. У нас не до ремонта было ещё с советских времен. Всё увеличивался аварийный фонд. Понятно, что инвестиции в ЖКХ на тот момент в принципе не шли, потому что сфера непрозрачная. Структура начисления тарифов была абсолютно непрозрачной и постоянное повышение на 20, 25, 30 процентов очень нервировало граждан, причём справедливо нервировало. Надо сказать, что за это время удалось сделать многое. Во-первых, мы впервые за все эти годы ввели ограничения на рост совокупного платежа граждан на коммунальные услуги. Это первая попытка ограничить безудержный рост тарифов. Я напомню, что в нынешнем году эта планка установлена в размере 4-4,5 процента, она достаточно низкая, существенно ниже инфляции. Это означает, что совокупный платёж за коммунальные услуги в этом году в среднем по стране не вырастет больше, чем этот показатель. И он устанавливается каждый год на следующий год. Более того, нам удалось ввести уникальную систему — мы сформировали систему долгосрочного тарифообразования. Речь идёт о том, что теперь есть возможность зафиксировать тариф на 3, 5, 7 лет и тогда инвестор будет понимать, что данный тариф будет зафиксирован в отрасли, и если он проведёт модернизационные процедуры, то вложенные инвестиции дадут соответствующую экономию этого ресурса, а в рамках этого фиксированного тарифа будет организован возврат инвестиций. Таким образом, получается очень понятная, прозрачная система вложения средств в модернизацию ЖКХ и понятная инвестиционная привлекательность отрасли. Дальше мы создали очень серьёзную гармоничную систему концессионных соглашений именно в системе ЖКХ, где, в том числе, прописали предпринимательскую прибыль. Впервые в законодательстве в тарифе закреплена предпринимательская прибыль в размере пяти процентов на водоснабжение. И теперь мы предполагаем такую же норму распространить на остальные формы. Это позволило действительно стимулировать приток инвестиций через концессионные соглашения. Следующий момент. Мой законопроект о планах комплексного развития коммунальной инфраструктуры подразумевает, что в каждом субъекте РФ принимаются соответствующие планы по развитию сетей, теплосети, водоснабжения, водоотведения, газовых сетей. В рамках развития планов комплексного развития коммунальной инфраструктуры понятно, каким образом формируется тариф, который делится на реальный тариф и инвестиционную составляющую, стимулирующую приход инвестиций. Создана экономическая мотивация для прихода инвестиций в сферу ЖКХ. И это работа последних пяти лет. Вместе с этим мы достаточно серьёзно проработали вопросы совершенствования управления жилым фондом. Введено лицензирование управляющих компаний, продумана система финансирования капитального ремонта, продлено действие фонда ЖКХ, идёт реформирование ЖКХ, в рамках которого осуществляется переселение граждан из аварийного жилья, стимулирование программ капитального ремонта и модернизация коммунальной инфраструктуры. Это задел на то, чтобы пришли большие инвестиции. На сегодняшний момент можно говорить уже о десятках миллиардах инвестиций, которых пришли в эту отрасль только за последний год.

Но пока я бы очень осторожно об этом говорила. Потому что на фоне очень положительных историй — недавно в Элекстростали было заключено очень интересное концессионное соглашение, первое в Московской области по модернизации системы теплоснабжения всего города, — бывают и пустые концессионные соглашения. Так, из тысячи концессионных соглашений только в 25 есть существенные требования к финансированию со стороны концессионера. Это означает, что только в 25 из тысячи концессионных соглашений есть реальные инвестиции. Все остальное — это попытка «сесть на потоки» и несколько улучшить внутреннюю организацию процесса, при этом трубы более качественными от этого не станут. И в этом смысле нам необходимо стимулировать всё-таки качественный приход инвестиций, то есть качественные концессии, а не попытку, например, отдать в концессию успешные водоканалы. Зачем? Они и так работают, они и так приносят прибыль муниципалитетам. Давайте мы обратим свой взор туда, где действительно есть проблемы. Мы должны сейчас стимулировать именно приход инвестиций и реализацию механизма государственно-частного партнёрства.

Звонок в студию: Здравствуйте. Меня зовут Климова Алёна, я проживаю в доме, который построен был в 2012 году. Сразу я въехала в него, в нашем регионе региональная программа была принята в декабре 2013 года и с 2014-го я плачу взносы на капитальный ремонт. Недавно закон разрешил не оплачивать эти взносы людям, которые живут в новых домах на протяжении пяти лет с постройки. В нашем региональном законе такое было предусмотрено, но на тех, кто уже начал оплачивать капремонт, эта норма не распространилась. И мы продолжаем платить эти взносы, несмотря на то, что гарантийный срок по поводу нашего дома истекает в 2017 году. Можно это как-то исправить, зачесть наши взносы, приравнять нас к тем, кто вступил в Программу уже после того, как она была утверждена?

- А из какого вы региона?

- Оренбургская область.

- Замечательно, это мой регион. Во-первых, необходимо обратиться в мою приёмную, потому что на самом деле именно моими поправками в ФЗ мы уточнили, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются в том случае, если это новый дом и он находится ещё на гарантийном обслуживании. Речь идёт про пятилетний срок, это означает, что все дома, которые введены в эксплуатацию в последнее время, являются новыми на гарантийном сроке, не оплачиваются взносы на капитальный ремонт. Если вы до введения в действие вот этой новой нормы уже заплатили какую-то сумму, то она будет учтена в расчёте будущего периода. То есть, вам сейчас нужно не продолжать платить эти взносы, а потребовать перерасчёт. И если вам это в Оренбургской области не сделают, обратитесь в мою приёмную, мои сотрудники помогут вам это организовать. Потому что это не региональная норма, это федеральная норма закона, который распространяется на всю территорию РФ. Те средства, которые уже оплачены, потом можно после перерасчёта использовать в зачёт платежей будущих периодов.

Светлана Симонова, г. Магнитогорск, Челябинская область: Елена Леонидовна, знаем, что вы были автором поправок в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Куда обращаться выпускникам детского дома в случае нарушения прав на жильё? Дело в том, что очень часто нам дают квартиры, непригодные для проживания, а по документам у чиновников всё гладко. Стоимость квартиры вроде высокая, да только условия ужасные, ванной может не быть, туалет во дворе, батареи не греют и с потолка течёт.

- Я хочу Светлане посоветовать очень оперативно направить заявление в прокуратуру. Для меня было большим сюрпризом, что деньги, с таким трудом выделяемые на федеральном уровне, порой просто не используются субъектами РФ. Мы уточняли методику перечисления этих средств, для того, чтобы стимулировать решение этого длительного вопроса — предоставление детям-сиротам соответствующих жилых помещений.  Мне кажется, недопустимо, когда и федеральные, и региональные деньги используются так неэффективно. Обращений много по этому поводу, я всегда их пересылаю с Генеральную прокуратуру и беру на личный контроль для того, чтобы каждое дело довести до конца. Поэтому хочу обратиться ко всем органам исполнительной власти: где ваша совесть? Вы же понимаете, что это дети-сироты, им нужно помогать, им нужно адаптироваться. Они и так уже пострадали в этой жизни. Государство, конечно, о них заботится, и давайте мы им дадим возможность хорошего старта в жизни. Вместе с тем есть ряд общественных организаций, которые как раз специализируются на защите прав детей-сирот. Поэтому я рекомендую, в том числе для того, чтобы получить юридическую информацию, обращаться в такие организации. И предлагаю обращаться ко мне в приёмную, я всегда такие вопросы рассматриваю в приоритетном порядке.

Звонок в студию. Александр, г. Ухта: Если человек делает ремонт самостоятельно, должна ли ему быть выплачена компенсация затрат? Куда обращаться в этом случае?

- Если вы ремонтируете квартиру, о какой компенсации может идти речь? Это ваше имущество, вы собственник, и вы решили провести улучшение вашей квартиры. Я просто не понимаю вопроса. В какой квартире вы живёте: собственной, приватизированной или по соцнайму?

- У меня пока совсем жилья нет.

- Давайте я попробую теоретически ответить. Видимо, речь идёт о том, что некоторые граждане могут делать выборочный капитальный ремонт многоквартирного дома. Напомню, что в соответствии с Жилищным кодексом, если вы являетесь собственником помещения, то вы несёте бремя ответственности за эту собственность. Это означает, что вы обязаны содержать её в надлежащем состоянии для обеспечения безопасности проживания в своей квартире. Аналогичное бремя ответственности на вас лежит и как на собственнике многоквартирного дома, потому что вы являетесь не только собственником своей квартиры, а и собственником части общедомового имущества, в которое входят инженерные коммуникации, фундаменты, кровли, подъезд, сети. Вы как собственник также обязаны их содержать в надлежащем состоянии. Теперь вопрос, как их ремонтировать. В соответствии с федеральным законодательством, у вас есть возможность выбрать одну из двух схем накопления средств на капитальный ремонт своего здания. Вы можете выбрать индивидуальный счёт, и тогда каждый житель вашего дома будет накапливать средства на этом счёте. Или вы можете выбрать возможность работать через регионального оператора, то есть региональный фонд, который создаётся законом субъекта. Я всегда рекомендую активным собственникам выбирать способ  спецсчёта. Вы должны провести общее собрание, выбрать ответственного, способ накопления, где разместить эти средства до того момента, когда вы их начнёте использовать. Вместе с тем, если у вас возникла необходимость проведения выборочного капремонта, в этом большой плюс спецсчёта — вы можете часть этих средств взять и провести выборочный капремонт. Например, в этом году отремонтировать подъезд, в следующем году поменять кровлю, через год собрать деньги на замену коммуникаций или лифта. Таким образом, вам не надо ждать, когда у вас дом практически разрушится, когда эти работы будут стоить дороже. Вы сможете содержать свой дом в очень хорошем состоянии, капитализация дома от этого только выиграет, потому что вам будет комфортно проживать в этом доме. Если вы выбрали регионального оператора, и вдруг возникла необходимость в более раннем проведении капремонта, вы можете дополнительно собрать средства, провести этот ремонт, и тогда средства, которые вы потратили, пойдут в зачёт будущих платежей за капремонт.

Есть еще третий момент, я сейчас внесла такую законодательную инициативу: если ваш дом находится в месте инвестиционно привлекательном, и ваш дом позволяет провести реконструкцию с надстройкой или пристройкой части здания, помещений, которые можно будет потом реализовать и из них провести капремонт вашего здания, то это ещё одна форма, которая будет стимулировать граждан находить соответствующих инвесторов, договариваться с ними о том, что они проводят капитальный ремонт, и если экономика позволяет, вы будете освобождены от уплаты взносов на капремонт на один межремонтный период. Я надеюсь, что мы сейчас доработаем документ и в эту сессию такую норму примем. Вы должны сами понимать, в каком доме вы живёте, как он эксплуатируется и в каком состоянии находится ваш многоквартирный дом.

У нас ещё звонок. Терёщенко Наталья Кирилловна, Московская ассоциация риелтеров: Хочу поблагодарить вас за ваш личный вклад в развитие рынка недвижимости. Вопрос следующий: какие законодательные инициативы вы планируете внести на обсуждение в ближайшее время?

- Спасибо за благодарность, это показывает, что мы движемся в правильном направлении. В ближайшее время мы вносим ряд инициатив. Это вопросы, связанные с управлением малоэтажными посёлками. У нас в этом смысле есть пробел. Как многоквартирным домом управлять, мы понимаем, у нас очень чётко прописаны все аспекты. Малоэтажные посёлки, к сожалению, таким образом не регламентированы, и порой возникают коллизии, когда даже если есть инициативы, их невозможно реализовать, потому что кто-то в принципе не хочет принимать решение общего собрания. В связи с этим могут быть проблемы с обслуживанием газового оборудования, вывозом мусора, расчисткой дорог. А ведь малоэтажные посёлки — это серьезный объект для эксплуатации. Поэтому в первой законодательной инициативе чётко прописано, что такое малоэтажные посёлки, что такое малоэтажное жильё, малоэтажный многоквартирный дом, каким образом относится общее имущество к личному, индивидуальному имуществу, что такое эксплуатация и так далее. Всё это нужно прописать в Жилищном кодексе, чтобы навести здесь порядок. Следующая инициатива — это возможность проведения капремонта с привлечением инвестора, а также я вношу законодательную инициативу о возрождении технического учёта жилого фонда. Эта инициатива является существенно важной, потому что после ликвидации БТИ и перехода на кадастровый учёт у нас произошла ситуация, при которой мы утеряли большое количество данных по реальному техсостоянию многоквартирных домов. Ведь кадастровый учёт подразумевает только описание объекта, а вопросы, связанные с его техническим состоянием, там не предусматриваются. Это нам серьёзно осложняет задачу по определению реального износа многоквартирного дома, вопросов, связанных с эксплуатацией многоквартирных домов, с их инженерными коммуникациями. Более того, это усложняет вопросы, связанные с формированием программ капремонта, потому что если мы не понимаем, что конкретно происходит в многоквартирном доме, это может привести к несчастным случаям. Поскольку на сегодняшний момент это ответственность Российской Федерации, получилось, что РФ практически не выполняет эту функцию, а многие субъекты готовы восстановить технический учёт, поэтому я своей законодательной инициативой предлагаю передать эти полномочия субъектам. Многие подпольно сохранили базы данных БТИ, кто-то это сделал на муниципальном уровне.

Мне кажется, очень важно, чтобы субъекты, которые понимают, что жилой фонд — это не что-то абстрактное, а конкретные дома, которыми нужно управлять, за ними следить — имели базовую информацию о состоянии этих многоквартирных домов. Несколько инициатив касаются вопросов, связанных с коммунальной сферой, уточнением конституционного законодательства, они более локальные. И конечно, мы очень плотно прорабатываем вопрос, связанный с регулированием риелторской деятельности, потому что очень много нареканий в этой части существует. Необходимо продумать механизмы регулирования риелторской деятельности, при которых будет понятно, кто такой риелтор, что такое риелторская деятельность, какую ответственность они несут перед своими клиентами. Это тоже один из больших вопросов, который требует проработки. Я считаю, что здесь нужно двигаться поступательно и аккуратно, потому что введение регулирования той или иной предпринимательской деятельности влечёт серьёзные последствия, в том числе по барьерам. Поэтому наша задача — сделать это вместе с лидерами рынка, участниками рынка и постараться найти разумную середину, чтобы, с одной стороны, наши потребители не страдали от недобросовестных чёрных риелторов, а с другой — чтобы не было избыточного административного давления на бизнес. И это только часть инициатив.

Динара Алиева, г. Орск: Елена Леонидовна, знаем, что вы помогаете многим, кто к вам обращается. Наш дом находится давно в аварийном состоянии. Взносы на капремонт платим, причём счета на коммуналку и ремонт обходятся в копеечку. Коммуникации ветхие, крыша течёт. С управляющей компанией какая-то неразбериха. Администрация не реагирует. Куда лучше обратиться за реальной помощью?

- Первое, что я вам рекомендую — это обратиться в мою приёмную, чтобы я взяла на личный контроль ваш дом, и мы разобрались с ним предметно. Если ваш дом является аварийным, нужно в первую очередь обратиться в жилинспекцию и муниципалитет для того, чтобы к вам прибыла комиссия и признала ваш дом аварийным. Если он будет признан таковым, то никаких взносов на капремонт больше платить не надо, потому что он ремонтироваться не будет, он будет сноситься. Возможно, на этом месте будет строиться другой дом, но это в любом случае уже не капремонт. Вместе с тем, если ваши обращения не возымели никакого действия, а вы уверены в том, что ваш дом в аварийном состоянии, я настоятельно рекомендую обращаться в суд, потому что это решение будет приниматься уже в судебном порядке, и суд обяжет признать ваш дом аварийным после проведения соответствующей экспертизы. Со своей стороны, я готова взять ситуацию в Орске под свой контроль, потому что очень часто в Оренбургской области аварийные дома не признаются таковыми и не подлежат расселению.

Игорь Величко, г. Красногорск,  Московская область: В СМИ пишут, что Правительство России планирует до 1 июня внести на рассмотрение Госдумы законопроект о признании парковочных мест в зданиях объектами недвижимости. Если документ примут, то им можно будет присваивать кадастровый номер, оформлять в собственность, продавать, дарить и передавать по наследству. Как вы относитесь к такой инициативе? И почему инициатива возникла только сейчас, ведь машиноместа в домах продаются уже давно и стоят очень прилично?

- Действительно, вопрос очень актуальный.  Мы наблюдаем, что идёт процесс оборота так называемых парковочных мест, но это никак не зафиксировано с точки зрения законодательства и по большому счёту с вас пока берут деньги за воздух. То есть вы не можете претендовать на то, чтобы хоть как-то реализовать это парковочное место, поскольку оно не оформлено как недвижимость. Поэтому мы посчитали важным такую инициативу проявить, и  сейчас обсуждаем идею, чтобы эту площадку считать определённым объектом, который описывается в Жилищном кодексе, у которого будет свой оборот, будет выдано соответствующее свидетельство о собственности на это парковочное место. Конечно, в полном объёме считать его объектом недвижимости нельзя, но определённые механизмы, которые позволяли бы проводить оборот именно этих объектов, нужны. То, что необходимо легально внести изменения в Жилищный кодекс и в регистрацию такого рода объектов — абсолютно правильное направление. 

Звонок в студию. Ирина Дубнец, председатель Центрального совета национального родительского комитета, Казань: У нас поступил вопрос от семьи Казановых, которые приобрели в собственность земельный участок, чтобы построить на нём дом. Дом был построен с использованием средств маткапитала, и тут выяснилось, что участок был ранее выдан совершенно другому лицу как землеотвод. В результате судов было установлено, что покупатель, у которых приобрела землю семья, был недобросовестным и подделал документы. В связи с этим вопрос. Судом установлено, что не только должен быть снесён дом, но должны также быть уплачены средства за земельный участок новой хозяйке. Семья пострадала и материально, и морально. Каким образом могла произойти перерегистрация этого участка, если у нас Регистрационная палата является не только регистрирующим органом, но и должна  это контролировать? И что делать в таких случаях собственникам, которые, являясь добросовестными покупателями, оказались в такой патовой ситуации, потому что  иных средств, чтобы построить на другом участке другой дом, у них нет? Поэтому у нас есть инициатива, чтобы регистрационные палаты выступали и контролирующим органом тоже.

- Вы задали очень сложный вопрос. По этому поводу есть разное прочтение, и даже разные рекомендации со стороны судейства. Мы рассматривали соответствующие доклады Верховного суда, в которых по-разному трактуются вопросы добросовестного приобретателя. Здесь речь идёт о том, что в ходе оборота недвижимости, в данном случае земельного участка, произошла ситуация, когда были совершены некие мошеннические действия. Кем, когда, был ли это представитель муниципалитета, или это были риелторы, которые подделали документы, сейчас трудно сказать, по-хорошему нужно передавать эти материалы в Следственный комитет и Прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Осложняется это тем, что по большому счёту регистрирующие органы не несут никакой ответственности при регистрации незаконных сделок. Потому что сейчас считается, что регистрирующие органы являются лишь только некой информационной базой — и всё. Более того, с 1 января 2017 года даже сокращены сроки регистрации объектов недвижимости, и у регистрирующих органов вообще не будет возможности проверить какую-либо информацию, если эта сделка проходила с регистрацией у нотариуса. Я понимаю, что большинство нотариусов ответственные, грамотные люди, но и мошенников у нас тоже достаточно. Поэтому ситуация очень сложная, и есть определение Верховного суда, что те люди, которые пострадали в таком случае от недобросовестных действий, имеют право от государства на компенсацию в размере 1 миллиона рублей. Я рекомендую этой семье обратиться за соответствующей компенсацией, хотя это, конечно, очень маленькое утешение. Президент считает, что нужно повышать ответственность регистрирующих органов за ту информацию, которую они регистрируют в качестве оборота недвижимости. И я разделяю эту позицию Президента. Вместе с тем законодательство, которое упрощает процесс регистрации, на мой взгляд, находится в противоположной тенденции, поскольку существует большое количество рисков. И моя настороженность, к сожалению, оправдывается — есть доклад о том, сколько такого рода сделок признается недействительными. Особенно это проблема актуальна для Москвы и Московской области, то есть там, где большой объём сделок с недвижимостью, иногда, по некоторым муниципалитетам до 15 процентов сделок признаются недействительными в силу открывшихся обстоятельств. Огромное количество дел такого рода к нам попадает, во многих мы пытаемся помочь, в некоторых из них мы даже довели дела до положительных судебных решений. Но проблема до конца будет не решена до тех пор, пока у нас не введут ответственность чиновников за действия или бездействие, которые привели к соответствующим ущемлениям прав, в том числе к финансовым потерям. Это серьёзная, большая норма, но я буду настаивать на том, что если государство берёт на себя функцию регистрации, то государство должно нести ответственность.

Звонок в студию. Елена из Оренбурга. Ещё до введения законодательной нормы о капремонте мы сами с соседями начали платить за него и сделали капремонт крыши в подъезде. И когда ввели эту норму, думали, что нам не придётся платить, но сейчас платежи поступают. Может быть, что-то уже предусмотрено, чтобы мы не платили на этот момент?

- Спасибо за вопрос. Вы задаёте опять-таки вопрос сложный. Система новая, она только находится на старте правоприменения. Что касается тех, кто уже сделал капремонт, напомню, что дом через определённый срок всё равно потребует капремонта. Если он единожды сделан, это не значит, что ваш дом будет стоять вечно. Вместе с тем, если вы уже провели капремонт, если вы такие активные собственники, я настоятельно рекомендую выбрать как форму накопления спецсчёт. Это означает, что вы сможете сами накапливать эти деньги и сами ими распоряжаться. Все деньги будут в вашем распоряжении, и вы как активные собственники сможете эти средства использовать эффективно для того, чтобы ваш дом стал ещё краше. С другой стороны, я уже озаботилась этой темой, собираю первые данные по всей стране, потому что на основании одного дома трудно вносить законодательную инициативу. После того, как мне удастся собрать более полную информацию, сколько таких ситуаций в стране, то тема, вероятно, потребует дополнительной проработки.

Андрей Сошальский г. Пермь: В Интернете появилась информация, что в Госдуме готовят законопроект об обязательной продаже недвижимости, если она досталась в наследство долями нескольким собственникам. А что делать, если нам с братом бабушка завещала свою квартиру и мы не хотим её продавать?

- Действительно, есть такая инициатива, от ЛДПР она поступила. Связана она с тем, что наличие большого количества собственников в квартире может привести к тому, что доли будут дробиться до такой степени, когда в ней уже невозможно проживать. Мне кажется, недвижимость — это особый инструмент, она особый статус имеет, поэтому так плоско, примитивно к ней подходить не совсем правильно. Если граждане не хотят её продавать, а хотят эксплуатировать совместно, они имеют право просто договориться, могут в судебном порядке заключить договор о совместном использовании этой недвижимости и определить порядок использования. Возможна ситуация, при которой в квартире полгода живёт один человек, полгода другой или просто одна комната достаётся одному, вторая — другому. Есть разные варианты, поэтому всегда есть возможность договориться. Вместе с тем, действительно у нас есть одна совместная законодательная инициатива с Павлом Крашенниниковым о том, чтобы не дробить недвижимость в том случае, если доля становится меньше минимально разумной величины. Например, меньше одной комнаты или, условно говоря, меньше 10 кв. м. И вот тогда это становится уже серьёзным камнем преткновения. Мы хотели в таком случае запретить дробить соответствующие доли, но только если вопрос идет о дроблении для не родственников. Мы считаем, что в семье люди всегда могут соответствующих договоренностей достигнуть. А вот если в квартире появляется эта доля, продаётся третьему лицу, который не является членом семьи, вот здесь некоторые ограничения, на мой взгляд, возможны, хотя, к сожалению, Правительство пока нас не поддерживает. Мы ведем очень серьёзную юридическую дискуссию на эту тему. И будем продолжать в этом направлении работать, потому что самые сложные моменты возникают, когда микродоли приводят к определённым рейдерским захватам квартир. Мы должны отреагировать на этот вызов общества, данная законодательная инициатива находится в нашем портфеле, но пока ещё не реализовалась в закон.

Арсен Николаевич, г. Дубна: В феврале этого года Госдума приняла сразу закон о продлении срока бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 года. Говорят, что те, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий и получит социальное жилье после 1 марта 2016 года, не смогут бесплатно оформить в собственность квартиры. Правда ли это? И может ли приватизация быть бессрочной? 

- Во-первых, у вас ещё будет время реализовать своё право до того момента, пока она не будет закрыта. Вместе с тем, я не считаю возможным продлевать приватизацию бесплатную бесконечно. Раньше, в СССР, мы эксплуатировали жильё по принципу социального найма,  государство приняло решение дать вам возможность, если вы решите бесплатно приватизировать эту квартиру. Все кто хотели за 23, почти 24 года действия этой нормы по бесплатной приватизации воспользовались этой нормой, те, кто не хотели, продолжают дальше проживать по принципу социального найма. Новое жилье, к сожалению, не возводится, я имею в виду, муниципальное жильё для предоставления очередникам по той причине, что муниципалитетам совершенно невыгодно строить, вкладывать деньги налогоплательщиков, которые они получили в виде налогов и возводить объекты недвижимости, передавать их под решение очередникам по социальному найму. У нас появляется демотивация для муниципалитетов решать эту проблему. Поэтому мы предложили несколько конструкций. Прежде всего, мы с Галиной Петровной Хованской  законодательно прописали возможность создания объектов арендного жилья социального использования. Мы предлагали создавать такого рода объекты недвижимости с государственной поддержкой, когда земельный участок может выделяться бесплатно, коммуникации бесплатно, чтобы была льготная система по финансированию данных объектов. И тогда сама аренда такого рода объектов недвижимости будет более доступной для льготной категории граждан, для тех, кто не может себе позволить в обычную аренду взять жильё или купить его рынке. Мне кажется, что эта хорошая норма, но она не решает все проблемы для малоимущих. Их можно решить через создание социального жилья. А вот социальное жильё требует больших средств, поэтому я полагаю,  надо понимать, что бесконечное продление приватизации лишает возможности малоимущих граждан решить свои базовые потребности в жилье. 


Просмотров 4049

11.04.2016

Популярно в соцсетях