Михаил Погребинский: Минский процесс может быть «заморожен»
Тема: Новости Украины
Риторика и реальные действия Петра Порошенко сильно различаются. Он находится в определённом тупике и за отсутствием стратегии вынужден просто реагировать на события.
Завершающаяся рабочая неделя ознаменовалась прошедшим 13 января первым в этом году заседанием Контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе. В понедельник, 11 января, ей предшествовал сенсационный блиц-визит полномочного представителя России в этой группе Бориса Грызлова в Киев. Этот визит породил немалое возмущение в кругах украинской так называемой «патриотической оппозиции».
14 января президент Пётр Порошенко дал первую в этом году пресс-конференцию, где так или иначе попытался ответить на упрёки этой оппозиции, снять напряжение и продемонстрировать твёрдость. Последние события вокруг минского миротворческого процесса прокомментировал для «Парламентской газеты» директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
- Как вы думаете, с чем прилетал в Киев Борис Грызлов?
- Я думаю, что он приехал с некими предложениями от Владимира Путина по вопросам урегулирования на Донбассе. Факт встречи с Грызловым президент сегодня подтвердил и цель её прояснил. Впрочем, и до этого было ясно, что эта встреча имела место. Всем очень слабо верилось, что этот визит был лишь для встречи с Леонидом Кучмой, с которым он мог бы встретиться и в Минске.
- На ваш взгляд, не начнётся ли ближайшее заседание Верховной рады со скандалов, блокирования трибуны, резких заявлений по поводу визита Бориса Грызлова?
- Такое, как показывает опыт, вполне возможно. У нас есть любители резких эпатажных заявлений. Вполне возможны требования призвать к отчёту президента, министра иностранных дел. Очень вероятны громкие заявления и ещё какие-то демарши, например, со стороны Олега Ляшко и его Радикальной партии. Они часто идут на это для привлечения внимания. Многое, как и в случае голосования по конституционным поправкам, будет зависеть от дипломатичности и жёсткости председателя Рады Владимира Гройсмана.
Впрочем, не обязательно возбуждение будет сильным, и есть вероятность, что ближайшее заседание Верховной рады обойдётся и без серьёзных скандалов.
- Соберёт ли Верховная рада необходимые 300 голосов за конституционную реформу по децентрализации Украины?
- Пока трёхсот голосов нет, но при помощи Виктории Нуланд, думаю, их собрать можно. Допустим, конституционные изменения в том виде, как они есть сейчас, Рада примет. Вопрос в том, устроит ли предлагаемая схема ДНР и ЛНР? Условиями Минских соглашений предусматривалось, что эти изменения будут согласованы с ними. Если схема не устроит, против будет и Россия. С этой точки зрения перспективы достаточно туманные.
- Михаил Борисович, представляется, что в части украинского общества, если поговорить с людьми, почитать интернет-форумы и блоги, всё более зреет желание отгородиться от территории Донбасса, занимаемой самопровозглашёнными республиками, как от некой чумы, и, «забыв» про них, «идти» в Евросоюз». Эти воззрения есть и во властных кругах, представители которых их, правда, опасаются публично озвучивать. Насколько распространены такие настроения, растут ли они в обществе?
- Такие настроения существуют. Насколько они распространены — надёжных данных нет. Ведь для подъёма таких настроений нужна соответствующая пропаганда. А пока пропагандистская волна направлена на то, чтобы считать эти территории оккупированными и добиваться их освобождения любыми возможными методами. И, как мне представляется, не менее двух третей общества стоит именно на этих позициях.
- Что можно сказать о сказанном Петром Порошенко на его первой в этом году пресс-конференции 14 января?
- На самом деле, ничего нового там сказано не было. Ему надо было задекларировать верность Минским соглашениям, движения вперёд в реализации которых пока не видно. Он заявил, что выборы могут пройти только после разоружения незаконных вооружённых формирований. Это означает, что он фактически отказывается от выполнения Минских соглашений. В известной степени, морочит голову. Там собралось много журналистов, и никто не в состоянии задать ему главные вопросы. А ведь находились журналисты, которые задавали трудные вопросы даже Путину. А тут — нет. Это же не как раньше, когда можно было с провластных каналов перейти на оппозиционные. Сейчас всё зачищено. По части «Рошена» и траста — сотни магазинов возникли за эти два года в Киеве и других городах. Относительно Минских соглашений он повторяет мантру, что надо всех в ДНР и ЛНР разоружить. На практике это означает что? Прийти туда с «Правым сектором» (запрещён в России)? На самом деле, это просто маневрирование с целью остаться у власти, заморозить ситуацию неопределённости, вот и всё. Пользуясь нынешним отношением Запада к России, морочит всем голову. Стратегии он не видит, живёт сегодняшним днём.
В том виде, как это предусмотрено Минскими соглашениями, Донбасс Порошенко не нужен. Он создаст ему непреодолимые проблемы.
- Не является ли препятствием к реализации Минских соглашений то, что не совсем понятно, что после чего и в какие сроки должно быть достигнуто?
- В ряде случаев, что должно быть после чего, там указано. Но чёткого повременного алгоритма с таймингом там не было. Это правда. И сейчас президент Порошенко предлагает: давайте сделаем этот самый тайминг. И это, в общем, совпадает с требованием Донецка: давайте установим регламент. Думаю, контактная группа и попытается сейчас это сделать.
- Вы считаете, что это и будет сейчас главным в повестке минских заседаний контактной группы?
- Думаю, что вопрос выборов в ДНР и ЛНР и этот повременной регламент будут главными вопросами.
«Висящая» Рада может оказаться послушной
Согласно постановлению Верховной рады № 907-VIII от 24.12.15 следующее её пленарное заседание должно состояться 26 января. В соответствии с частью 2 статьи 90 Конституции президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной рады, если «на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться». Последнее заседание ВР состоялось 24 декабря прошлого года. К 26 января перерыв в пленарной работе парламента составит 32 дня. А это, по словам одного из ведущих правоведов Украины Виктора Мусияки, даёт главе государства формальный повод поставить вопрос о роспуске ВР.Отметим, впрочем, что досрочное прекращение полномочий Рады в этом случае является не обязанностью, а правом президента. Хотя отсутствие пленарных заседаний в течение 30 дней, по словам правоведа, уже даёт повод говорить о неосуществлении Верховной радой своих конституционных полномочий.
Беседовал Леонид Горяинов
Ещё материалы: Михаил Погребинский