В основе главного закона страны — общественное согласие
Основной закон был принят в 1993 году. Конституция сегодня является главным гарантом гражданских прав и свобод в России. Она отвечает всем принципам устройства демократического государства, являясь основой его стабильного развития, уверена директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, вице-президент РАН Талия ХАБРИЕВА. О том, возможны ли в Конституции изменения и к чему они приведут, она рассказала «Парламентской газете»:
- Талия Ярулловна, насколько, на ваш взгляд, современна действующая Конституция?
- Наш Основной закон относится к числу современных конституций, отражающих лучшие достижения конституционной мысли и практики, развивающих общемировые тенденции правового развития, вобрав в себя многие базовые ценности, выработанные вековым развитием человечества, и обогатив, в свою очередь, опыт развития конституционализма. Это и положения о человеке, его правах и свободах как о высшей ценности, и о принадлежности всей власти многонациональному народу, самоопределении и одновременно самоорганизации этносов, многообразии и равноправии форм собственности, экономическом и политическом плюрализме.
Конституционные нормы придали новое качество российскому законодательству. На их основе выстраиваются законы, необходимые для регулирования отношений в экономике, других сферах социальных отношений. Конституция не препятствует, и это важное качество нашего Основного закона, проведению необходимых реформ, например, в гражданском законодательстве.
- Нуждается ли нынешняя Конституция в корректировках и преобразованиях?
- Оптимальный вариант развития Конституции состоит в её преобразовании и трансформации в соответствии с возникающими потребностями общества без вторжения в конституционный текст.
Основной аргумент сторонников стабильности текста Основного закона состоит в том, что сохранение и поддержание конституционного правопорядка достигается лишь путём длительного соблюдения базовых конституционных принципов, что вряд ли может быть достигнуто в случае радикальных перемен. Постоянство и неизменность норм выступают в качестве необходимой основы для дальнейшего предсказуемого конституционного развития страны. Серьёзные же её изменения, тем более часто происходящие, способны привести к ослаблению роли Конституции как Основного закона страны и стать причиной для возникновения серьёзных общественно-политических конфликтов и потрясений.
- В последнее десятилетие мы можем наблюдать «массовые» конституционные реформы по всему миру. С чем это связано?
- С одной стороны, при значимых изменениях социально-политических условий жизнедеятельности государств изменяются и их конституции. С другой - нет жёсткой взаимосвязи, поскольку содержание любой конституции и практики её применения всегда имеют определённый потенциал для развития конституционных принципов и норм. И только существенные изменения во взглядах общества на основы устройства, которые нельзя оформить путём принятия частных поправок в Конституцию, подводят общество к обсуждению вопроса о конституционной реформе.
Сам по себе старт конституционных реформ в какой-либо стране всегда обусловлен проявлением политической воли. Оптимальной является ситуация, когда выработка конкретных мер по проведению реформы осуществляется с привлечением к их обсуждению основных политических сил и социальных групп общества. В этом случае происходит легитимизация самого конституционного процесса. Примером подобного обсуждения можно считать проведение конституционной реформы в Республике Армения, когда текст обширных поправок обсуждался не только в рамках законодательной власти, но и при активном участии международного экспертного сообщества под эгидой Венецианской комиссии.
Случается и такое, что выработка стратегии конституционного развития основана преимущественно на воле правящих политических сил. Последний вариант развития часто проявляется в тех странах, где ещё в полной мере не сложились прочные традиции конституционного и демократического развития, и часто с приходом к власти новой группы лиц заменялись и конституции.
- В Институте законодательства и сравнительного правоведения прошёл уже V Международный конгресс, посвящённый вопросам развития конституционного права, на котором была высказана мысль, что не следует противопоставлять реформу Конституции и конституционную стабильность.
- В связи с корректировкой текущих задач государства (укрепление начал централизации, перераспределение полномочий между субъектами власти и тому подобное) или задач, связанных с внешними вызовами, совсем не обязательно немедленно изменять Конституцию. Напротив, решение указанных проблем в рамках действующей Конституции путём внесения изменений в федеральные законы доказывает её жизнеспособность, которая задаёт общие рамки для разновариантных правовых решений.
Сейчас политики, учёные и юристы согласны, что в нашем обществе отсутствует запрос на конституционную реформу. Это доказывает, что потенциал действующей Конституции по-прежнему очень высок. При этом некоторые принципы Основного закона вполне возможно конкретизировать. Например, многие вопросы совершенствования деятельности палат Федерального Собрания упираются в проблему отсутствия статутного закона, развивающего установленный Конституцией статус Федерального Собрания РФ. Специалисты нашего института, как и многие другие учёные, последовательно поддерживают необходимость принятия такого федерального закона.
Подготовил Алексей Никишин
Ещё материалы: Талия Хабриева