Все о пенсиях в России

два дня назадРоссиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

03.12.2024Россиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

03.12.2024Депутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Уничтожение барельефа Мефистофеля на петербургском доме возмутило общественность

Парламентарии призвали восстановить достопримечательность

27.08.2015 19:19

«Дом с Мефистофелем» внезапно стал «Домом без Мефистофеля», а Петербург лишился одной из своих, пусть и не самых известных, достопримечательностей. Оригинальный барельеф, изображающий то ли чёрта, то ли демона, раскинувшего перепончатые крылья, утром 26 августа был уничтожен: неизвестные личности, прикинувшиеся коммунальщиками, сбросили его с фронтона шестиэтажного здания начала ХХ века.

Государственная охрана не спасла

Построенный в стиле модерн дом 24 по Лахтинской улице, что на Петроградке, уже несколько лет числится объектом культурного наследия, а особенно — тот самый барельеф. Споры, кто там изображён, шли все сто лет, что стоит здание, тем более, что архитектор Александр Лишневский пояснений не оставил. Кто-то считал, что это сатана, кто-то — что рядовой демон, кто-то — что вампир. Но большинство склонялось к мнению, что это изображение оперного певца Фёдора Шаляпина в образе Мефистофеля — уж больно сильным было портретное сходство. Потому и закрепилось название «Дом Мефистофеля».

Стоял бы он и дальше, привлекая своим необычным для России декором взоры любопытных, если бы несколько лет назад напротив не принялись строить церковь Ксении Блаженной. И, хотя ни настоятель, ни епархия особого дискомфорта от соседства с демоном не испытывали, похоже, нашлись «защитники веры» и «борцы с сатанизмом». На эти мысли наталкивает цепочка событий.

— 24 августа состоялось торжество — на церковь водрузили крест, — начал перечислять депутат петербургского Заксобрания Александр Кобринский. — На следующий день стали ходить странные люди и фотографировать фасад здания. А 26-го утром появились некие рабочие. Они огородили тротуар и попросили жильцов убрать машины, сказав, что будут сбивать плохо держащуюся штукатурку. Эта проблема в доме действительно есть, даже висели объявления об опасности падения штукатурки, так что люди с готовностью убрали машины. Потом рабочие поднялись в квартиру, расположенную под барельефом, и попросили убрать вещи с балкона. Но около 15.00 с крыши свесился промышленный альпинист и вместо штукатурки начал сбивать скульптуру. Я подчёркиваю: это был не какой-то «мужик с кувалдой», это был промышленный альпинист в профессиональной амуниции.

«Сделаем копию из гипса»

— Рабочие (не удалось выяснить, кого они представляли) сказали, что чёрт был аварийным, и будет изготовлена копия из гипса. Не хочу никого обвинять раньше времени — там будет видно, рассказала жительница дома Наталия Ямпольская, балкон которой находится как раз под разрушенным барельефом. - Но теперь выясняется, что непонятно, кто это приезжал, кто сбивал, и как вообще копию будут изготавливать. Надеюсь, мы узнаем это в скором времени.

Жители дома, наблюдавшие за «работами», встревожились и вызвали полицию. Однако подъехавший полицейский ничего не предпринял, он спокойно смотрел, как осколки Мефистофеля грузят в «Газель», и та уезжает. Жители этого и соседних домов принялись названивать во все инстанции, так эта новость и дошла до депутата Кобринского.

- Я сразу сел в машину и поехал на Лахтинскую, 24, — рассказал парламентарий. — И увидел, что скульптура действительно уничтожена. Я это сфотографировал и сразу отправился в полицию писать заявление о преступлении, ведь разрушен памятник культуры, охраняемый государством!

Только после этого власти встревожились. Мгновенно возбудили уголовное дело, которое тут же взяли под контроль и прокуратура, и районное управление внутренних дел. К месту преступления приехало начальство, следователи, началось выяснение обстоятельств. На руководство Жилкомсервиса № 2, отвечающего за здание, сразу составили административный протокол — за то, что не уберегли. В кратчайшие сроки оперативники допросили всех жильцов дома, рабочих с церковной стройки, охрану. Установили и владельца той самой «Газели» с госномером В646КЕ 178RUS - им оказалось ООО «Терра».

— Ясно, что эти люди — нанятые, — пожал плечами Кобринский. — Вопрос — кто их нанял.

- У меня сейчас такое чувство, будто покалечили моего близкого и любимого родственника! — откликнулась на случившееся праправнучка архитектора Елена Турковская. — Александр Львович всегда говорил, что его дома — его дети и отказался в 1917 эмигрировать, как ни просила его супруга! Как это по-пролетарски — нагадить и сбежать. Это убийство, господа! Вы убийцы! Кувалдой по лицу! Раз, два — и нет лба, три, четыре — и нет носа, пять, шесть — и нет щёк, подбородка, семь, восемь — и нет левой руки, девять, десять — правой. Всё. Больше его нет.

Засланные казачки

Петербургская епархия отреагировала быстро: она открестилась от участия в акте вандализма. Более, того, дала понять, что настоящий православный верующий никогда не покусится на памятник истории и культуры. Так что вандалов с легкой руки священников теперь можно смело называть ненастоящими православными.

А спустя сутки после происшествия объявились люди, взявшие на себя ответственность за уничтожение барельефа Мефистофеля. Это — анонимная организация «Казаки Петербурга», которая уже приобрела скандальную известность своими хулиганскими выходками: то её члены писали «Педофил» на доме Набокова, то били стекла в его музее, то разрисовывали фасад арт-галереи, где проходила выставка Марата Гельмана, то срывали премьеру моноспектакля Леонида Мозгового «Лолита» и лекцию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который разрешил проведение «неправильной» с точки зрения православных активистов выставки. В своём письме, направленном питерским журналистам, «Казаки Петербурга» взяли на себя роль искусствоведов, оценив художественную ценность барельефа как «мусор». Себя же они считают борцами с дьяволопоклонничеством.

Впрочем, многие в городе уверены, что никаких «Казаков Петербурга» в реальности не существует: Северо-Западное казачье войско регулярно отрицает наличие в своих рядах подобных личностей, даже среди бывших членов. Тем более, что имена, которыми самозванцы подписывают свои воззвания, как правило, вымышленные.

- Я не думаю, что это сделали казаки или даже люди, имеющие отношение к казачеству, — сказал Александр Кобринский. — Скорее всего, они просто хотят отвлечь следствие, пустить его по неправильному пути, перевести стрелки.

А пока следствие выясняет, кто на самом деле уничтожил шедевр петербургского модерна, встал вопрос его восстановлении — этого требует закон. К сожалению, воссоздать барельеф из осколков не удастся: свидетели преступления утверждают, что скульптура при падении с высоты шестого этажа разбилась вдребезги. Так что придётся реконструировать Мефистофеля по фотографиям, благо их много. Во что обойдётся такая работа, пока не известно. Но от успехов следствия зависит, кто её оплатит — если полиция найдёт виновных, а к этому есть все предпосылки, то вандалам и нести расходы.

PS

Вечером в четверг стали известны новые подробности. По версии следствия, некий Андрей Григорьев, генеральный директор ООО «Стройсад», дал отмашку сбить барельеф своему водителю и рабочим.

Телеканал 100ТВ сообщает, что в УМВД по Петроградскому району явился водитель «Стройсада», который подвозил рабочего, сбившего фигуру Мефистофеля. Он признался, что действовал сознательно по указанию Григорьева.

- Фирма Григорьева отвечает за уборку территории, на которой находится дом, — пояснил источник телеканала в полиции. — Правда, пока мы не знаем, с кем у него заключен контракт — с ЖСК или МО «Петровский».

Сам бизнесмен обещал прийти в управление и обстоятельно рассказать о причинах, которые побудили его отдать приказ об уничтожении скульптуры.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2429