День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

вчераДепутат Занко поблагодарила волонтеров за помощь ветеранам ВОВ

Вспомним всех поименно

Так распорядилась природа: у Бе­ларуси нет морских рубежей, и по своему месторасположению на карте страна не является морской державой.

Это только широко извест­ная Джен Псаки, плохо изучавшая географию в школе, полагает, что Бе­ларусь омывают моря и океаны, и в случае ее вторжения на территорию Украины 6-й флот США будет немед­ленно переброшен к берегам этой страны. 

28.03.2015 15:56

Вспомним всех поименно
 

Однако, невзирая на свое гео­графическое положение, у Беларуси богатейшая морская история, связан­ная со служением белорусов в воен­но-морских силах России начиная с петровских времен и заканчивая со­ветским периодом, в том числе и в со­единениях подводного флота.

Достаточно вспомнить, что первая металлическая подводная лодка была спроектирована белорусом Казимиром Черновским в 1830 году, родившимся в Белыничах, а спустя четыре года уроженец Витебска Карл Шильдер построил первую металлическую под­водную лодку, которая была воору­жена миной с гальваническим взры­вателем и приводилась в действие мускульной силой гребцов. Говорят, что при своих разработках автор ру­ководствовался идеями опального изо­бретателя Черновского, выдвинутыми последним уже в тюрьме, куда он был посажен за революционную деятель­ность. Так что не такая уж Беларусь не морская держава, а если вспом­нить моряков-белорусов, героиче­ски сражавшихся во времена Первой мировой войны, и особенно Великой Отечественной, то белорусов можно с полным основанием отнести к мор­ской нации.

В годы «холодной войны», когда на смену дизельным подводным лодкам пришли атомные, способные долгое время плавать под водой, многие бе­лорусы вошли в скорбный список ге­роев, сумевших ценой собственной жизни отвести угрозу атомного взры­ва,   обеспечивших   жизнестойкость корабля и спасших своих товарищей от неминуемой гибели. Все, кто инте­ресуется историей подводного флота России, знают о катастрофе, первой в истории советского атомного фло­та, случившейся в апреле 1970 года в Северной Атлантике. Тогда затонула атомная подводная лодка К-8. Моряки успели заглушить ядерные реакторы, предотвратили взрыв, но 52 члена эки­пажа погибли. Среди них был мичман Виктор Кулаков, шифровальщик, мин­чанин. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени.

Герои

Спустя почти шесть лет в той же Северной Атлантике на глубине соро­ка метров из-за короткого замыкания вспыхнул пожар в отсеке, где находил­ся пульт главной энергетической уста­новки. Именно такое возгорание стало причиной гибели К-8. Трое вахтенных капитан-лейтенантов, среди которых был и Николай Знахарчук, командир дивизиона движения, уроженец Кобринского района Брестской области, чтобы продолжить управление главной энерго­установкой, решили загерметизироваться в отсеке. Они сознательно пошли на смерть, так как запаса кислорода в ин­дивидуальных дыхательных аппаратах могло хватить не более чем на 20 минут. Корабль был спасен и с приспущенным ходовым флагом вернулся на базу. Ни­колай Захарчук был похоронен на своей Родине в городе Кобрин.

В этом скорбном мортирологе под­водников-белорусов есть и имена уро­женца Лиды, капитан-лейтенанта Сер­гея Нежутина, командира группы дис­танционного управления, погибшего в результате катастрофы на АПЛ К-278 в Норвежском море в 1989 году. В чис­ле 42 погибших подводников атомной подлодки были и другие его земляки: уроженец Шумилинского района Ви­тебской области капитан 3-го ранга Анатолий Испенков, старшие матросы Игорь Апаносевич из Клецкого района и Евгений Вершило из Мяделя. Коман­дир электротехнического дивизиона Анатолий Испенков в аварийной обста­новке сменил потерявшего сознание вахтенного у дизель-генератора, что обеспечило аварийную подлодку элек­троэнергией. Все они посмертно на­граждены орденами Красного Знамени.

Среди 118 членов экипажа атомного ракетного крейсера К-141 «Курск», затонувшего в Баренцевом море 12 авгу­ста 2000 года, тоже были трое белору­сов. Капитан 2-го ранга Сергей Дудко, родившийся в Пинске, служил стар­шим помощником командира «Кур­ска». Уроженец Гомельщины капитан 3-го ранга Александр Садков командо­вал боевой частью. Белорусские корни имел и старшина 2-й статьи контракт­ной службы Дмитрий Леонов, коман­дир отделения рулевых-сигнальщиков.

По данным Белорусского Союза военных моряков, составившего по­именный список белорусов, погибших на подводных лодках в период с 1904 по 2004 год, всего за указанный проме­жуток времени на подводных лодках Российской империи, СССР и Россий­ской Федерации погибли не менее 93 уроженцев Беларуси. Самое большое число погибших, 67 человек, прихо­дится на время Великой Отечествен­ной войны.

Памяти героев-подводников, вы­ходцев из Республики Беларусь, была посвящена российско-белорусская па­триотическая акция, организаторами которой стали активисты движения «Морское братство — нерушимо!» Ни­кто и ничто не должны быть забыты. В этом юбилейном году, когда обе страны торжественно отмечают 70-ле­тие Великой Победы, главной темой мероприятий, прошедших в марте в Москве, Витебске, Верхнедвинске, ста­ло увековечивание памяти трех выда­ющихся офицеров-подводников — уро­женцев Витебской области Республи­ки Беларусь. Библиотеке белорусского Верхнедвинска было присвоено имя единственного в Беларуси писателя-мариниста, кавалера ордена Красной Звезды, подводника, капитана первого ранга Василия Рудого. В городе Чаш­ники был открыт мемориальный па­мятный знак в честь заместителя на­чальника штаба ВМФ СССР, писателя, ученого, академика, контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, а в Витебске в школе, где учился капитан 3-го ранга Анатолий Испенков, кавалер ордена Красного Знамени, трагически погиб­ший при спасении экипажа АПЛ «Ком­сомолец», была установлена памятная доска. Школе также было присвоено имя героя-подводника.

Пожалуй, самая насыщенная мор­ская биография сложилась у контрадмирала Вячеслава Апанасенко, вы­пускника Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. В столице Се­верного флота Гаджиево память о нем бережно хранится. Как, впрочем, и в родной Беларуси. Служа на атомных подводных лодках Северного фло­та, он участвовал в дальних походах и испытаниях баллистических ракет для АПЛ. Был начальником штаба вооружения ВМФ СССР, членом-кор­респондентом Российской академии ракетных и артиллерийских наук, академиком, профессором Академии проблем безопасности. Знаменитый подводник из Беларуси, автор более 50 научных работ, докладов и статей по проблемам развития оружия ВМФ, он курировал общественно-патриотиче­ское движение в поддержку Союзного государства «Морское братство — не­рушимо!» Вячеслав Апанасенко был последовательным сторонником глу­бокой интеграции двух стран в рамках Союзного государства, в том числе и в области военно-морского сотрудни­чества.

Кроме того, витебская земля — ро­дина двух других великих моряков-подводников — Героя Советского Со­юза вице-адмирала Егора Томко и Героя Советского Союза капитана I ранга Самуила Богорада. Первый по­лучил свое почетное звание за то, что спас экипаж и подводную лодку, на ко­торой произошла серьезная авария. В итоге он получил огромную дозу ради­оактивного облучения, но выжил и да­же сумел вернуться на службу в ВМФ. Второй офицер по праву считался од­ним из героев Балтики, служил коман­диром торпедного катера, славы и гор­дости подводного флота. Они вошли в летопись отечественного флота.

По данным автора и руководителя общественно-патриотического движения «Морское братство - нерушимо!» Арсения Крицкого, на сегодняшний день в республике живёт более 200 тысяч человек, которые в разные времена служили во флоте единой державы. Ветераны-подводники вынашивают идею создания флота Союзного государства, что послужило бы связью между двумя братскими народами.

Николай Дробышевский
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4556