Вспомним всех поименно
Так распорядилась природа: у Беларуси нет морских рубежей, и по своему месторасположению на карте страна не является морской державой.
Это только широко известная Джен Псаки, плохо изучавшая географию в школе, полагает, что Беларусь омывают моря и океаны, и в случае ее вторжения на территорию Украины 6-й флот США будет немедленно переброшен к берегам этой страны.
Однако, невзирая на свое географическое положение, у Беларуси богатейшая морская история, связанная со служением белорусов в военно-морских силах России начиная с петровских времен и заканчивая советским периодом, в том числе и в соединениях подводного флота.
Достаточно вспомнить, что первая металлическая подводная лодка была спроектирована белорусом Казимиром Черновским в 1830 году, родившимся в Белыничах, а спустя четыре года уроженец Витебска Карл Шильдер построил первую металлическую подводную лодку, которая была вооружена миной с гальваническим взрывателем и приводилась в действие мускульной силой гребцов. Говорят, что при своих разработках автор руководствовался идеями опального изобретателя Черновского, выдвинутыми последним уже в тюрьме, куда он был посажен за революционную деятельность. Так что не такая уж Беларусь не морская держава, а если вспомнить моряков-белорусов, героически сражавшихся во времена Первой мировой войны, и особенно Великой Отечественной, то белорусов можно с полным основанием отнести к морской нации.
В годы «холодной войны», когда на смену дизельным подводным лодкам пришли атомные, способные долгое время плавать под водой, многие белорусы вошли в скорбный список героев, сумевших ценой собственной жизни отвести угрозу атомного взрыва, обеспечивших жизнестойкость корабля и спасших своих товарищей от неминуемой гибели. Все, кто интересуется историей подводного флота России, знают о катастрофе, первой в истории советского атомного флота, случившейся в апреле 1970 года в Северной Атлантике. Тогда затонула атомная подводная лодка К-8. Моряки успели заглушить ядерные реакторы, предотвратили взрыв, но 52 члена экипажа погибли. Среди них был мичман Виктор Кулаков, шифровальщик, минчанин. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени.
Спустя почти шесть лет в той же Северной Атлантике на глубине сорока метров из-за короткого замыкания вспыхнул пожар в отсеке, где находился пульт главной энергетической установки. Именно такое возгорание стало причиной гибели К-8. Трое вахтенных капитан-лейтенантов, среди которых был и Николай Знахарчук, командир дивизиона движения, уроженец Кобринского района Брестской области, чтобы продолжить управление главной энергоустановкой, решили загерметизироваться в отсеке. Они сознательно пошли на смерть, так как запаса кислорода в индивидуальных дыхательных аппаратах могло хватить не более чем на 20 минут. Корабль был спасен и с приспущенным ходовым флагом вернулся на базу. Николай Захарчук был похоронен на своей Родине в городе Кобрин.
В этом скорбном мортирологе подводников-белорусов есть и имена уроженца Лиды, капитан-лейтенанта Сергея Нежутина, командира группы дистанционного управления, погибшего в результате катастрофы на АПЛ К-278 в Норвежском море в 1989 году. В числе 42 погибших подводников атомной подлодки были и другие его земляки: уроженец Шумилинского района Витебской области капитан 3-го ранга Анатолий Испенков, старшие матросы Игорь Апаносевич из Клецкого района и Евгений Вершило из Мяделя. Командир электротехнического дивизиона Анатолий Испенков в аварийной обстановке сменил потерявшего сознание вахтенного у дизель-генератора, что обеспечило аварийную подлодку электроэнергией. Все они посмертно награждены орденами Красного Знамени.
Среди 118 членов экипажа атомного ракетного крейсера К-141 «Курск», затонувшего в Баренцевом море 12 августа 2000 года, тоже были трое белорусов. Капитан 2-го ранга Сергей Дудко, родившийся в Пинске, служил старшим помощником командира «Курска». Уроженец Гомельщины капитан 3-го ранга Александр Садков командовал боевой частью. Белорусские корни имел и старшина 2-й статьи контрактной службы Дмитрий Леонов, командир отделения рулевых-сигнальщиков.
По данным Белорусского Союза военных моряков, составившего поименный список белорусов, погибших на подводных лодках в период с 1904 по 2004 год, всего за указанный промежуток времени на подводных лодках Российской империи, СССР и Российской Федерации погибли не менее 93 уроженцев Беларуси. Самое большое число погибших, 67 человек, приходится на время Великой Отечественной войны.
Памяти героев-подводников, выходцев из Республики Беларусь, была посвящена российско-белорусская патриотическая акция, организаторами которой стали активисты движения «Морское братство — нерушимо!» Никто и ничто не должны быть забыты. В этом юбилейном году, когда обе страны торжественно отмечают 70-летие Великой Победы, главной темой мероприятий, прошедших в марте в Москве, Витебске, Верхнедвинске, стало увековечивание памяти трех выдающихся офицеров-подводников — уроженцев Витебской области Республики Беларусь. Библиотеке белорусского Верхнедвинска было присвоено имя единственного в Беларуси писателя-мариниста, кавалера ордена Красной Звезды, подводника, капитана первого ранга Василия Рудого. В городе Чашники был открыт мемориальный памятный знак в честь заместителя начальника штаба ВМФ СССР, писателя, ученого, академика, контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, а в Витебске в школе, где учился капитан 3-го ранга Анатолий Испенков, кавалер ордена Красного Знамени, трагически погибший при спасении экипажа АПЛ «Комсомолец», была установлена памятная доска. Школе также было присвоено имя героя-подводника.
Пожалуй, самая насыщенная морская биография сложилась у контрадмирала Вячеслава Апанасенко, выпускника Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. В столице Северного флота Гаджиево память о нем бережно хранится. Как, впрочем, и в родной Беларуси. Служа на атомных подводных лодках Северного флота, он участвовал в дальних походах и испытаниях баллистических ракет для АПЛ. Был начальником штаба вооружения ВМФ СССР, членом-корреспондентом Российской академии ракетных и артиллерийских наук, академиком, профессором Академии проблем безопасности. Знаменитый подводник из Беларуси, автор более 50 научных работ, докладов и статей по проблемам развития оружия ВМФ, он курировал общественно-патриотическое движение в поддержку Союзного государства «Морское братство — нерушимо!» Вячеслав Апанасенко был последовательным сторонником глубокой интеграции двух стран в рамках Союзного государства, в том числе и в области военно-морского сотрудничества.
Кроме того, витебская земля — родина двух других великих моряков-подводников — Героя Советского Союза вице-адмирала Егора Томко и Героя Советского Союза капитана I ранга Самуила Богорада. Первый получил свое почетное звание за то, что спас экипаж и подводную лодку, на которой произошла серьезная авария. В итоге он получил огромную дозу радиоактивного облучения, но выжил и даже сумел вернуться на службу в ВМФ. Второй офицер по праву считался одним из героев Балтики, служил командиром торпедного катера, славы и гордости подводного флота. Они вошли в летопись отечественного флота.
По данным автора и руководителя общественно-патриотического движения «Морское братство - нерушимо!» Арсения Крицкого, на сегодняшний день в республике живёт более 200 тысяч человек, которые в разные времена служили во флоте единой державы. Ветераны-подводники вынашивают идею создания флота Союзного государства, что послужило бы связью между двумя братскими народами.