Восток: продолжение "большой игры"
Сирия, Турция, Египет — образно выражаясь, Российский флаг становится все заметнее на «Большом Ближнем Востоке».
О новых векторах российской политики в регионе рассказывает руководитель Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, профессор Александр Колесников
РФС: В массовом сознании представление о роли и месте России на Ближнем Востоке во многом следует стереотипам, сформировавшимся еще в советские времена. Насколько эти стереотипы восприятия соответствуют нынешнему положению вещей? По каким «линиям фронта» идет сегодня противостояние в регионе и чью сторону и до какой степени следует принимать в нем России?
Александр Колесников: Я бы сказал так: Россия возвращается на Ближний Восток, где традиционно ее интересы заключались как в обеспечении безопасности наших южных рубежей, так и в расширении зоны российских экономических интересов.
Что касается соприкосновений по «линии фронта», то на Ближнем Востоке, как известно, с Россией всегда соперничали страны Запада и США. После распада СССР в их стане наблюдалась некая эйфория относительно «исхода русских» из региона. Однако геополитическое равновесие не должно быть нарушено, и потому возвращение России в ее новом качестве стало непременным условием продолжения «большой игры», выражаясь языком наших западных оппонентов. Если в конце 1990-х — начале 1991 года мы фактически отошли в сторону и не препятствовали созданию вооруженной коалиции во главе с США, начавшей первую войну в заливе (что было воспринято Западом как показатель кардинальной смены нашей позиции), то сегодня доминантой становится осознание глобальной ответственности России за события в регионе. Все это требует от российской дипломатии поиска новых подходов, а также большей оперативности и гибкости в принятии нестандартных решений.
РФС: В интерпретации мировых СМИ и многих политиков ИГИЛ и противостояние ему является темой и задачей номер один в регионе, если не в мире в целом. Насколько правильна такая расстановка акцентов? Какова степень опасности для России и какой практический вклад она могла бы внести в борьбу с ИГИЛ?
Александр Колесников: Честно говоря, особых успехов США и их союзников в борьбе с ИГИЛ пока не просматривается. Владимир Путин в ходе недавнего визита в Каир справедливо отметил, что одними бомбардировками победы достичь невозможно. Нужны консолидированные усилия всего мирового сообщества. Реально на сегодняшний день вооруженным формированиям ИГИЛ противостоит лишь сирийская армия. США и страны НАТО всячески стремятся изолировать Россию от участия в борьбе с ИГИЛ, опасаясь, очевидно, укрепления ее позиций в регионе. Между тем ИГИЛ проводит курс «ползучей исламистской экспансии», целенаправленно завоевывая симпатии суннитской молодежи на захваченных территориях как в Сирии, так и в Ираке. Граница между двумя странами всегда была достаточно условной, а сейчас фактически отсутствует вовсе, так что людских ресурсов для пополнения своих рядов у исламистов предостаточно. Не секрет, что отряды ИГИЛ пополняют и граждане некоторых стран СНГ, включая Россию.
В стратегическом плане в свете усиления противостояния ИГИЛ Россия, имея особые отношения с рядом стран региона (например, Сирией, Ираном и Израилем), могла бы стать той консолидирующей силой, которая наряду с усилиями США и ЕС способствовала бы скорейшему прекращению конфликта. Это целиком отвечает российским интересам и закрепило бы наши позиции в противостоянии исламистской угрозе, недопущении ее распространения на территорию России.
РФС: Со времен Насера российско-египетские отношения пережили ряд подъемов и спадов, сближений и охлаждений. Насколько прочным и глубоким видится нынешнее сближение? Правомерно ли видеть в нем проявление неких новых параметров в нашей ближневосточной политике?
Александр Колесников: Думаю, вполне правомерно. Произошедшие за последний год политические перемены в Египте существенно изменили вектор выстраивания отношений с этой страной как в двустороннем, так и в региональном формате. Россия одной из первых последовательно поддержала курс нового египетского руководства, отстранившего от власти представителей движения «Братья-мусульмане», и признала результаты всеегипетского референдума и избрание президентом страны Абдель Фаттаха ас-Сиси. Важную роль сыграли встреча на высшем уровне в Сочи в августе 2014 года (по инициативе египетского президента), а затем официальный визит главы Российского государства в Каир в минувшем феврале.
На фоне растущего хаоса, порожденного «арабской весной», нынешнее египетское руководство хочет играть стабилизирующую роль в арабском и мусульманском мире и в этом плане отчетливо сигнализирует о стремлении расширять сотрудничество с Россией, включая взаимодействие в военной и военно-технической сфере. В перспективе можно было бы рассматривать предоставление приоритетных условий прохода по Суэцкому каналу и захода в египетские порты кораблям ВМФ России. Перспективным представляется и наращивание экспорта российской продукции военного назначения, традиционно востребованной в Египте.
Благоприятный политический фон развития российско-египетских отношений позволяет перевести в практическую плоскость переговоры о сооружении Россией первой АЭС в Египте. Помимо решения проблемы с энергообеспечением страны реализация проекта закрепила бы за нами приоритет в развитии атомной отрасли в Египте.
В целом Россия продолжает рассматривать Египет в качестве одного из ведущих и надежных партнеров на Ближнем Востоке и в арабском мире, что открывает реальные перспективы вывода российско-египетских отношений на уровень стратегического партнерства.
РФС: Очевидно стремление Турции играть ведущую и особую роль в ближневосточных делах, в чем она объективно вступает в противоречие с другими претендентами на роль региональной державы. Россия резко активизировала в последнее время экономическое сотрудничество с Турцией, при этом стороны не скрывают (хотя и не афишируют) диаметральной разницы в подходах, например, к войне в Сирии. Насколько политические разногласия могут стать препятствием для делового партнерства и, наоборот, рост торговли и экономического сотрудничества может снивелировать разность политических позиций?
Александр Колесников: Начнем с того, что особых политических разногласий с Турцией у России нет. Мы стратегические партнеры, и уровень нашего политического и экономического взаимодействия сверяется на регулярной основе Советом сотрудничества на высшем уровне. Другое дело, что у России и Турции существуют разные политические подходы к ряду проблем в регионе. Скажем, в сирийском вопросе Москва и Анкара при совпадении стратегических подходов расходятся в способах решения проблемы. Заметим, однако, что не без влияния российской дипломатии Турция в последнее время демонстрирует готовность к скорейшему урегулированию конфликта, угрожающего ее собственной безопасности. В последних высказываниях турецких политиков все больше признаков нежелания прямого вовлечения Турции в военное противостояние и попыток переосмыслить прежние позиции.
Рост торговли и экономического сотрудничества, в свою очередь, выводит взаимоотношения на новый уровень, делает возможным осуществление эксклюзивных международных проектов типа строительства Газпромом «Турецкого потока». Очевидно, что в условиях беспрецедентного давления на Россию со стороны США и ЕС и практического срыва строительства «Южного потока» Турция становится реальной альтернативой для выхода российского газа на международный рынок.
РФС: Гипертрофированное и в значительной степени однобокое участие СССР на Ближнем Востоке после 1991 года резко сменилось самоустранением от активной политики в регионе, ослаблением былого влияния, что наиболее ярко проявилось в неспособности предотвратить иностранную агрессию и насильственное свержение режимов в Ираке и Ливии, развязыванием войны против правительства Асада в Сирии. Что подтолкнуло Россию к более активной роли на Ближнем Востоке? В какую сторону направлен нынешний вектор нашей политики в регионе?
Александр Колесников: Не стоит забывать, что развал СССР повлек за собой и уход с геополитической арены такого инструмента сдерживания, как Советская Армия. Представить себе невозможно американскую агрессию в Ираке или бомбардировки НАТО Ливии, когда в Средиземном море находилась бы мощная советская эскадра. Потребовалось два десятилетия, чтобы Россия вновь осознала себя мировой державой как в политическом, так и в военном отношении.
Нынешний вектор российской политики в регионе Ближнего Востока направлен на восстановление мира в этом взрывоопасном районе, на отстаивание верховенства международного права, цинично попираемого США. Последовательная поддержка нашей страной Сирии в ее борьбе с внешней агрессией привела к осознанию многими, если не всеми, что без участия России систему коллективной безопасности в регионе не создать.