Теракт в «Крокус Сити Холле»

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

11:17Сдавший квартиру напавшим на «Крокус» террористам Касимов обжаловал арест

10:53Гражданин Белоруссии погиб в результате теракта в «Крокусе»

Украинские реформы: «европейский» путь и девальвация прав человека

19.12.2017 12:30

На днях Комиссия Совета Европы за демократию через право (Венецианская комиссия) вынесла решение по украинскому Закону об образовании, которым исключается возможность получения образования на языках национальных меньшинств, что ранее вызвало волну существенного непонимания в самой Украине.

Европа, впрочем, как и украинские граждане, уже привыкли к практике политических спекуляций на фоне внешнеполитических провалов, однако, некоторые проявления политической активности поражают своим пренебрежительным отношением к правам человека.

Ранее Украиной была предпринята деструктивная попытка внесения в секретариат Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН обновленного проекта резолюции по правам человека в Крыму. Целью этого было отвлечение внимания европейского сообщества от того «антиправового» регулирования образования, которое недавно было введено в Украине в части «выбора» языка обучения.

Однако, оно все же стало объектом пристального внимания Совета Европы в лице Венецианской комиссии, которая отнеслась к украинскому подходу крайне критически.

Закон Украины «Об образовании» предполагает перевод к 2020 году всего образования исключительно на украинский язык. При этом, за отмену данного Закона уже высказались тысячи украинских граждан. Негативно в отношении Закона высказались и представители Румынии, Болгарии, Венгрии, Греции, Молдавии, Польши. Венецианская комиссия в своем заключении указывает, что статья 7 («Язык обучения») Закона Украины «Об образовании» в окончательном виде «сильно отличается от проекта, по которому проводились консультации с нацменьшинствами». При этом, Венецианской комиссией было рекомендовано дать гражданам возможность получать образование на языках нацменьшинств в достаточных пропорциях наряду с государственным языком на первом и втором уровнях образования, изменив Закон, гарантируя, что введение Закона в силу не нанесет вреда культурному наследию нацменьшинств и не прервет образование на их языках в традиционных школах.

Само по себе принятие этого Закона является ярким примером игнорирования Киевом базовых норм о правах человека и правах этносов, населяющих Украину, на образование на своём родном языке.

Примечательна совершенно нездоровая риторика отдельных представителей украинских властей в связи с позицией Венецианской комиссии, сводящаяся к указанию на отсутствие необходимости изменять принятый Закон. Такими заявлениями руководство Украины фактически грубо попирает права и интересы тех, кто не говорит на украинском языке.

Между тем, международно-правовое регулирование связывает возможность получения образования с необходимостью учета языка, которым владеет лицо, получающее образование.

Статьей 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) устанавливается, что пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Из взаимосвязанных положений статьи 14 и статьи 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой никому не может быть отказано в праве на образование, следует, что в европейском правовом пространстве исключается дискриминация по языковому признаку при получении образования.

Подход Закона Украины «Об образовании» противоречит статьям 2 и 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, определяющих принцип невозможности умаления права на образование по языковому признаку.

Кроме того, необходимо отдельно отметить, что подобного рода действия Украины по ограничению персональных автономий противоречат общеевропейскому консенсусу, «полноправным участником» которого так стремится стать Украина. Большинство государств Европы в обеспечение рационального способа разрешения национальных конфликтов, а также с целью превенции их возникновения предоставляют культурно-национальным автономиям все более широкие права. В это же время Украина, почти четверть населения которой представлена этническими меньшинствами, принимает меры, ограничивающие права этнических групп на использование родного языка в образовательной деятельности. Целью таких решений является отнюдь не поиск допустимого с правовой точки зрения баланса между правами этнических меньшинств и необходимостью создания единой языковой среды, а эскалация внутригосударственных общественных противоречий. В ряде документов, разработанных в рамках деятельности Совета Европы, содержатся базовые положения, соблюдение которых должно способствовать обеспечению прав национальных меньшинств, что, однако, не было учтено Украиной, идущей по «европейскому» пути развития.

Так, в частности, статьей 5 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы 1995 года предусматривается, что «Стороны обязуются поощрять создание благоприятных условий, позволяющих обеспечить лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиций и культурное наследие. Без ущерба для мер, принимаемых в рамках своей общей интеграционной политики, Стороны воздерживаются от любых политических или практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию». В пункте 17 Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы 1334 (2003) указывается, что «успех автономии зависит от сбалансированных отношений внутри государства между большинством и меньшинством, а также между меньшинствами. Автономный статус всегда должен строиться на основе уважения принципов равноправия и недискриминации».

Любопытно, полагали ли граждане Украины, делая в 2014 году свой «европейский выбор» и рассчитывая на соответствие действий вновь формируемых органов власти лучшим европейским практикам, что внутриполитическая, экономическая и правовая ситуации приобретут те признаки, которые имеют сегодня? Могли ли они представить, что государство будет метаться в противоречиях между выполнением предвыборных обещаний и принятием действительно необходимых Украине мер, попирая права миллионов собственных граждан?

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2077

Ещё материалы: Андрей Клишас