Учение без границ
Проблемы системы образования России и Беларуси

Как сблизить системы образования России и Беларуси, чтобы выпускники средних школ могли беспрепятственно поступать в вузы двух стран? Когда результаты белорусского централизованного тестирования (ЦТ) и российского единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут признаны на всей территории Союзного государства? Что мешает созданию общей системы образования, унификации учебного процесса, единообразного приема в вузы, согласованных учебных планов и пособий? Эти вопросы были в центре внимания российских журналистов, которые были приглашены в Минск для освещения проблем формирования единого образовательного пространства двух стран.
В той или иной форме эти темы поднимались едва ли не на каждой встрече: как в Министерстве образования и Национальной академии наук, так и непосредственно в вузах, Белорусском государственном университете и в филиале Российского социального госуниверситета. Поездку организовали Постоянный комитет Союзного государства, Национальный пресс-центр Беларуси, Посольство Беларуси в России при поддержке Министерства образования и Национальной академии наук Беларуси.
В дни нашего приезда в Минск приемные экзамены в республиканские вузы практически завершились. Большинство выпускников белорусских школ уже ответили на вопросы тестовых заданий в окружных центрах, где обычно организовывается независимое ЦТ. По его итогам белорусские абитуриенты получают сертификат, учитывающий данные школьного аттестата и результаты тестирования, а затем с этим документом на руках они могут отправиться по желанию в любой институт или университет страны. По сути, это тот самый российский ЕГЭ, который у нас обругал, ничего внятного не предлагая взамен, даже ленивый. Просто форма его проведения несколько иная.
Но, в отличие от нас, в Беларуси на протяжении многих лет не было ни одного скандала, связанного с процедурой тестирования. Знания белорусских детей проверяют и следят за соблюдением закона не только независимые педагоги, эксперты образования, но и представители органов правопорядка, госконтроля, исполнительной власти. Контроль жесточайший. Досрочно, например, никак сдать нельзя, как и переезжать на последнем году обучения с места на место в поисках «нужных» школ. Немногие в Беларуси рискуют воспользоваться средствами мобильной связи: в этом году из 80 тысяч испытуемых лишь 16 человек были удалены не только за использование шпаргалок и телефонов, но даже за их пронос в аудиторию. Эти нарушители автоматически лишаются права поступления в вузы в этом году.
— ЕГЭ, на мой взгляд, имеет полное право на существование, — сказал обозревателю «РФ сегодня» министр образования Беларуси Сергей Маскевич. — Рано или поздно мы тоже придем к единой форме тестирования. Нужно лишь развести госэкзамены для окончания школы и для поступления в вуз по разные стороны. В России ЕГЭ является не только экзаменом для поступления в вуз, но и выпускным экзаменом за школьный курс, а в Беларуси ЦТ призвано только ранжировать всех поступающих по уровню знаний. На мой взгляд, такие функции, как аттестация знаний школьников, оценка работы учителей и вступительные испытания в вузы с учетом очень большой территории России можно было бы разделить.
Ректор Белорусского госуниверситета Сергей Абламейко тоже считает, что система ЕГЭ доказала свою эффективность. В ней гораздо больше плюсов, чем минусов, но в конечном итоге надо найти вариант, который сблизил бы оба подхода, как российский, так и белорусский.
Хотя год назад и был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, проблем в сфере формирования единого образовательного пространства не стало меньше. В Минске, например, действует лишь один филиал российского вуза — Российского социального госуниверситета, который пробил себе дорогу, как говорят в таких случаях, «не благодаря, а вопреки». Беларусь не взяла на вооружение систему бакалавриатов и магистратур, что соответствует требованиям Болонского процесса. Есть так называемый специалитет и магистратура.
Как сообщил ректор БГУ Сергей Абламейко, чтобы синхронизировать процесс обучения российских и белорусских студентов, с этого учебного года многие белорусские вузы начинают переходить к четырехлетним программам подготовки специалистов. По мнению ректора, надо сделать процедуры приема примерно одинаковыми, ввести единые стандарты образования, подготовить единые учебники, согласовать количество часов, отводимых на обучение тому или иному предмету, а также системы лицензирования и аккредитации.
Одним словом, как он считает, необходимо унифицировать системы высшего образования. Тогда и не будет таких ситуаций, когда сроки окончания школы и начала вузовского тестирования в наших странах не совпадают, и многие российские студенты, пожелавшие поступить, например, в БГУ, не могут этого сделать по банальной причине — не успевают подать документы. У россиян экзамены в первой половине июня еще идут, а белорусы их уже сдали и даже отгуляли выпускной.
Различные системы высшего образования в России и в Беларуси, как сказал ректор филиала Российского социального госуниверситета Василий Жуков, мешают выпускникам их вуза устроиться на работу в Беларуси. В этой стране не признают бакалавров, а в России — специалистов. Болонский процесс оказался в Союзном государстве в правовом вакууме. По его словам, надо в законодательном порядке приравнять белорусских специалистов и российских бакалавров. Тогда были бы сняты и диспропорции в количестве российских и белорусских студентов университета, где в настоящее время из 2,2 тысяч студентов обучается пока всего 86 россиян.
Немало нестыковок и в системе дальнейшего трудоустройства. В России выпускник вуза самостоятельно ищет работу вне зависимости от того, учился ли он на платном отделении или на бюджетном. В Беларуси же, по закону, те, кто учатся на бюджетных местах, должны отработать два года по распределению. На сегодняшний момент большинство студентов-бюджетников едут работать именно туда, куда они получили направление. Кроме того, около 10 процентов выпускников, обучающихся на платной основе, ежегодно просят дать им возможность выбора первого рабочего места, настолько популярно трудоустройство по направлению. Если выпускник белорусского вуза не поедет по распределению, то он заплатит за все годы учебы из собственного кармана — около 8 тысяч долларов. Опыт, признаем, заслуживающий самого пристального внимания.
В Беларуси около половины выпускников школ получают профессиональное образование. По словам министра образования Сергея Маскевича, около 27—30 процентов ребят после девятого класса идут в колледжи или профессиональные лицеи. Еще около 30 процентов выпускников одиннадцатого класса также поступают в эти учебные заведения. Получается, что поступление выпускников на уровни профессионально-технического или высшего образования распределяется почти равномерно, что совершенно отсутствует в России. У нас законодательно обеспечено обязательное среднее образование, а в Беларуси — только базовое. Это заставляет российского выпускника прямиком идти в вуз, а у соседей, как сказал министр, в 10—11-й классы могут и не пустить. «Туда должны идти те, кто не только хочет, но и может учиться далее в вузе, — говорит он. — Такой подход вовсе не ограничивает возможности ребят. Просто мы предлагаем тем юношам и девушкам, которым тяжело учиться на старшей ступени учебной школы, выбрать вариант профессионально-технической подготовки, а уж после получения рабочей профессии — выбирать свой дальнейший путь».