Слуцкие пояса возрождают в Витебске
Витебский государственный технологический университет занимается восстановлением технологий и традиций производства уникального белорусского промысла
В конце XVIII века маленький белорусский город благодаря своим поясам был в числе признанных столиц европейской моды. Me fecit Slucicae («Меня сделали в Слуцке») — такая метка ставилась на каждом изделии. По слуцкой технологии пояса изготавливались в Варшаве, других польских городах и даже во французском Леоне. Более того — хотя их ткали во многих странах мира, именно в Слуцке рождались настоящие шедевры, служившие образцом для всех других поясов.
Сегодня они — настоящий раритет. В музеях Беларуси хранится 11 целых поясов, из них только пять произведенных непосредственно в Слуцке и шесть выполненных по их образцу за границей. Одна из самых больших коллекций находится в Москве, в Государственном историческом музее (80 целых и 60 фрагментов). Сюда они попали благодаря московскому купцу
Старинный слуцкий пояс имеет значение национального символа современной Беларуси и оценивается как крупнейшее достижение белорусского и общеевропейского декоративно-прикладного искусства"
Петру Щукину, который около двух десятков лет скупал слуцкие пояса у виленских и варшавских антикваров. В 1912-м согласно его завещанию коллекцию получил Императорский (сегодня Государственный) исторический музей.В свое время Слуцкая мануфактура выпускала в год около 200 поясов тончайшей работы. Любопытно, что первоначально ее называли «персиярня», поскольку искусство изготовления поясов с золотом и шелком пришло в Беларусь из Османской империи, Персии. Великий гетман Михаил Казимир Радзивилл пригласил в Слуцк известного турецкого мастера, армянина по национальности, Ованеса Маджаранца, которого стали звать Яном Маджарским. Кстати, его правнучка Елизавета — мать знаменитого композитора и дирижера Станислава Монюшко.
Основатель Слуцкой мануфактуры |
Ян из Турции обучал «работе перской» местных умельцев. В подмастерьях ходили не менее семи лет. Ткачеством занимались только мужчины, поскольку считалось, что от прикосновения женской руки золотые и серебряные нити потускнеют и пояс будет испорчен. На изготовление одного изделия уходило от 400 до 800 граммов золота, а его цена порой равнялась годовому доходу офицера армии Речи Посполитой. Слуцкий пояс считался признаком благородного происхождения, и его наличие указывало на благосостояние владельца.
В XIX веке ношение этих аксессуаров было запрещено: считалось, что человек, повязывая пояс, демонстрировал свою приверженность старым временам, свободе от царского режима. В 1848 году ткацкая фабрика в Слуцке закрылась. А через некоторое время ее изделия стали предметом коллекционирования. Стоимость одного такого раритета может доходить до 50 тысяч долларов.
Долгое время считалось, что технологии древнего ткачества утеряны навсегда. Еще несколько лет назад это соответствовало действительности, но в настоящее время данное утверждение ошибочно. С 2012 года в Беларуси по поручению Президента Александра Лукашенко действует Государственная программа возрождения традиций производства слуцких поясов.
- Проект воссоздания технологии уникального ручного ткачества реализуется уже третий год. Нам удалось адаптировать древнее ремесло к современному оборудованию. Уже созданы несколько поясов с золотыми и серебряными нитями, представляющие собой аналоги изделий Слуцкой мануфактуры Радзивилла, — поясняет заведующая кафедрой дизайна художественно-технологического факультета Витебского государственного технологического университета, кандидат технических наук Галина Казарновская, под руководством которой ведутся научно-исследовательские работы в рамках государственной программы.
Галина Васильевна рассказывает, что держала в руках оригинал, относящийся к первой половине XVIII века, который хранится в Музее древней белорусской культуры. Для лучшего изучения раритетов из Москвы были привезены несколько поясов, которые экспонировались в Национальном художественном музее Беларуси.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. На праздники пояс повязывался наружу золотой, красной частью, при трауре использовалась черная сторона, при повседневной носке, как правило, зеленая, серая.
- Мы привыкли, что цветовые эффекты формируются по всей ширине заправки станка, а на Слуцкой мануфактуре использовалась так называемая техника броше, когда цветные нити вводились только на определенном участке. Добиться такого на современном ткацком станке было нелегко, но нам удалось освоить древнюю технологию и задать машине соответствующую программу, — рассказывает Галина Казарновская.
Рисунок современного слуцкого пояса утвержден республиканским научным экспертным советом, в состав которого вошли известные искусствоведы. Первый экземпляр — идеальная копия исторического шедевра — был изготовлен в декабре 2013 года и подарен Президенту Республики Беларусь. Сегодня он украшает Дворец Независимости. Ширина пояса 35 см, длина -3,5 метра. В Витебском университете появился даже курс о слуцких поясах.
- Это изделие белорусского ручного ткачества является не только произведением прикладного искусства, но и реликвией белорусов, своеобразной визитной карточкой страны. Для нас слуцкие пояса — национальная гордость, наш бренд, — убеждена Галина Казарновская.
Пока на предприятии «Слуцкие пояса» освоили изготовление двух видов копий раритетов XVIII века. Несмотря на их стоимость (от 1000 до 5000 долларов), заказов поступает немало. Старинный слуцкий пояс имеет значение национального символа современной Беларуси и оценивается как крупнейшее достижение белорусского и общеевропейского декоративно-прикладного искусства.