Ситуация в Турции становится предельно непредсказуемой
В марте в центре внимания всех мировых СМИ оказался громкий дипломатический скандал, связанный с Турцией и некоторыми европейскими государствами.
Вначале в Германии отменили четыре встречи турецких общин с министрами администрации Эрдогана.
А через некоторое время власти Нидерландов не пустили в страну министров турецкого правительства, намеревавшихся накануне важного референдума выступить перед соотечественниками, живущими в Европе. Сначала отказали в посадке самолету главы МИД, а потом развернули кортеж министра по делам семьи. Далее последовали резкие заявления и с той, и с другой стороны, и даже угрозы… О значении турецкого референдума по пакету поправок в Конституцию, изменяющих форму правления с парламентской на президентскую, вокруг которого разгорается конфликт между Анкарой и Европой, рассказал профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Дружиловский
- Сергей Борисович, как вы оцениваете предстоящий референдум в Турции, вокруг которого уже сейчас разгораются скандалы?
- Для Партии справедливости и развития (ПСР) этот референдум жизненно важен, потому что на всенародное голосование выносится не просто какой-то частный вопрос, а идет речь о принятии новой конституции, будущем образе жизни страны, форме правления и политической системе.
Если Реджеп Эрдоган получит одобрение населения, то ПСР закрепляет за собой место на политическом олимпе на многие годы вперед. Ведь после внесения в законодательство предполагаемых изменений Партию справедливости и развития станет практически невозможно отстранить от власти, потому что все будет зависеть от президента — он получит возможность распустить парламент или правительство практически в любой момент. Глава государства полностью подчиняет себе вооруженные силы, а также правоохранительные органы.
- А если референдум завершится отрицательным результатом?
- Будут назначены досрочные выборы, результат которых сложно прогнозировать. В том числе потому, что оппозиция может объединиться и выступить единым фронтом. Такую возможность полностью исключать нельзя, так как курды резко против готовящихся перемен, так же, как и Республиканская народная партия.
При таком сценарии события могут начать развиваться непредсказуемо. Не так давно ведь досрочные выборы уже проводились, и вот — еще одни. Соответственно, население может начать задаваться вопросом — власть управляет или постоянно проводит выборы?
Упрощая, можно охарактеризовать ситуацию «пан или пропал» — или ПСР остается у власти уверенно и надолго, либо внутриполитическая ситуация в Турции становится предельно непредсказуемой.
- Готовящийся референдум носит объективный или субъективный характер?
- Субъективный, потому что ситуация внутри страны в худшую сторону отличается от обстановки 2002 года, когда были первые для ПСР выборы. Ведь эта партия шла во власть под лозунгом «двигаемся в Европу», именно она называла себя единственной политической силой, способной добиться прогресса в этом вопросе. Однако, как стало понятно, решить его не удалось.
Аналогичная ситуация и в экономике — на первых порах все шло хорошо, что-то было приватизировано, какие-то проекты начали реализовываться, вносились изменения в законодательство, повысили зарплаты госслужащим, стартовала пенсионная реформа. Однако постепенно все стало тормозиться, и сейчас успехи Анкары в сфере экономики далеко не очевидны.
Более того, в подвешенном состоянии находится ряд важнейших для Турции внешнеэкономических проектов. В условиях, когда Анкара практически все сырье вынуждена закупать за рубежом, несколько странным выглядит неторопливость в плане реализации таких проектов, как «Турецкий поток» или строительство АЭС «Аккую».
Впрочем, возвращаясь к референдуму, можно прогнозировать, что в случае его успеха президент получит большую самостоятельность в принятии решений, и тогда уже «зеленые», которые выступают против «Аккую» из-за якобы сейсмической опасности зоны, где ее будут строить, не смогут блокировать этот проект. И так по многим другим аспектам.
- Таким образом, президент, получив неограниченные, по сути, полномочия, будет нести персональную ответственность за все?
- По всей видимости, это так. После расширения своих полномочий глава государства вынужден будет взять на себя и большую ответственность. Однако нельзя забывать, что выносимый на референдум проект предполагает, что, допустим, импичмент президенту объявить будет крайне сложно. Для прохождения этого решения потребуется одобрение четырех пятых парламента, что практически невозможно.
Поэтому с технической точки зрения он будет отвечать скорее морально — успехи и неудачи будут ассоциироваться с главой государства и с его партией, однако конкретные политические последствия в виде отстранения от власти президенту не грозят.
- С чем связана столь острая реакция Европы на задуманный Эрдоганом референдум?
- Дело в том, что в европейских странах сейчас проживают, по скромным подсчетам, около пяти миллионов турок, и это только легальные цифры. Поэтому воздействие на этих людей всегда было частью стратегии ПСР по выстраиванию европейского вектора внешней политики. В ходе практически каждого визита в Германию турецкие официальные лица обязательно посещали своих земляков, оказывали им внимание, общались с ними. Параллельно оказывалось воздействие на них как на избирателей в той стране, где они зарегистрированы в этом статусе.
Возможно, что последние резкие шаги европейцев в отношении турецких чиновников обусловлены именно стремлением помешать успеху на референдуме. В современной Европе, где сегодня наблюдают тенденции в сторону разделения властей, крайне настороженно относятся к перспективе появления у себя на границе авторитарного режима, укрепленного миллионной армией.
С другой стороны, обширные экономические связи Турции и ЕС, наличие турецкого лобби в политических и бизнес-кругах Европы не позволяют действовать прямолинейно, без оглядки на последствия.