Сила, с которой будут считаться

С подписанием 29 мая в Астане Договора о создании Евразийского экономического союза России, Беларуси и Казахстана проект ЕАЭС обретает зримые очертания

Сила, с которой будут считаться

Лидеры Казахстана, Беларуси и России уверенно движутся к созданию ЕАЭС

Союз станет наиболее продвину­той формой экономической ин­теграции трех государств с об­щим населением 170 миллионов чело­век, уже сегодня имеющих общую та­моженную территорию и суммарный ВВП в размере 85 процентов валового продукта СНГ. Он может качественно изменить наше сотрудничество и по­зволит повысить конкурентоспособ­ность и эффективность национальных экономик, отметил Президент России Владимир Путин на заседании Высше­го евразийского экономического сове­та в Минске.

Чтобы произошло это событие, понадобилось всего-то 20 лет, если точкой отсчета считать выступление казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1994 году, когда была впервые высказана идея о формировании но­вого интеграционного объединения. Мало кто из политиков, не говоря уже о простых гражданах, придал тогда ей какое-то практическое значение. И вот она формализована. Хотя до ее полнокровного воплощения потребу­ются немалый срок и огромные уси­лия народов России, Беларуси и Ка­захстана, а также других государств, которые хотели бы войти «в дело», важность произошедшего невозможно переоценить.

Оппонентов у нового проекта хва­тает, причем не только за рубежом, о чем чуть позже, но и внутри страны. Они смаковали слухи о разногласи­ях внутри руководства трех стран, проведших в Минске в конце апреля переговоры о ходе работы над проек­том договора. Дискуссионные вопросы касались свободы перемещения «чув­ствительных» товаров — газа, нефти и нефтепродуктов, лекарств. Но это ведь обычные «рабочие моменты». Главное, что было достигнуто согласие по институциональным и конституци­ональным частям документа. Работа, как отмечали в Евразийской эконо­мической комиссии, шла динамично, плотно. Одновременно пришлось за­ниматься и вопросом включения но­вых членов в создаваемый союз. Боль­шой прогресс достигнут в реализации дорожной карты по присоединению к нему Армении. Проект одноименного договора будет готов к 1 июня. Уже сформулировала соответствующую дорожную карту и Киргизия.

Если разобраться, 20 лет — краткий исторический миг. Европа затратила 11 лет на создание Таможенного со­юза, 34 — на формирование общего рынка, 40 — экономического и валют­ного союза. У нас в условиях мирово­го финансово-экономического кризи­са, новых глобальных рисков и угроз (свежеиспеченный вызов — ситуация на Украине!) со временем дефицит. Та­кова уж историческая судьба России. Как тут не вспомнить, что и в период 30-х годов прошлого века ей пришлось за десятилетие пробежать тот путь, который другие страны проделывали за полвека. Да и Таможенному союзу всего три года. Совокупный объем эко­номик трех стран-участниц составляет 2,2 триллиона долларов, общий объем выпуска промышленной продукции близок к 1,5 триллиона долларов. Пер­спективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить порядка 900 миллиардов долларов…

Подтягивание к Союзу других го­сударств СНГ неизбежно. Армения, например, мотивирована, объяснил председатель Постоянной комиссии по внешним сношениям Националь­ного собрания Республики Армения Артак Закарян, как экономическими интересами, так и потребностью обе­спечения долгосрочной безопасности. Де-факто интеграция уже идет. Свыше 35 процентов экспортного потенциала республики работает на российский рынок. Есть свои интересы и у России. Они обусловлены геополитическим положением Армении и ее возможно­стью влиять на внешнеполитическую ситуацию в регионе.

Какие проблемы предстоит решить на начальном этапе? Прежде всего, обеспечить публичность интеграцион­ного процесса. Также нужно будет раз­граничить компетенции и полномочия, проработать функционал, разделить сферу ответственности наднациональ­ных органов и национальных парла­ментов. Не менее важно соблюдение консенсуса и равенства. Евразийский союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаим­ной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы.

Многие вопросы уже урегулирова­ны в рамках Таможенного союза. Тем не менее по-прежнему актуальна за­дача гармонизации законодательств. Концепция интеграции должна быть подкреплена мощной правовой базой. Много и практических проблем. Уже на нынешнем этапе развития Тамо­женного союза обнаружились пробле­мы в банковской системе с передви­жением капитала. Нередко западные банки в наших странах работают бо­лее эффективно, чем национальные. Неизбежно придется регулировать от­ношения и в сфере внешней торговли. Впереди кропотливая и трудоемкая отработка регламентов и стандартов, особенно в части строительства.

Какие задачи должен решить Со­юз? Во-первых, сформировать единое экономическое пространство, претен­дующее на роль одного из ключевых экономических макрорегионов мира, моста между Востоком и Западом, Ев­ропой и Азией. Речь не о простом бла­гоприятствовании перемещению това­ров, капиталов и людей, а о создании нового центра глобальных инноваций и, более того, передовой инфраструк­туры. Чем не ответ на апокрифиче­ские упреки России о наличии у нее двух бед — дураков и дорог?! Это, ко­нечно, шутка.

Во-вторых, сверхзадачей или, если хотите, цивилизационной миссией Со­юза, является обеспечение вхождения каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира.

В-третьих, евразийская интеграция призвана обеспечить ее участникам об­щее стратегическое преимущество на­кануне Третьей глобальной индустри­альной революции. Не пожеланием, а требованием дня становится модер­низация экономик членов ЕАЭС. Она невозможна без синхронизации нацио­нальных программ. Россия с Казахста­ном уже предпринимают конкретные шаги в автомобиле-, сельхозмашино- и вертолетостроении. Развивается тра­диционное сотрудничество в атомной энергетике и судостроении. Не стоит здесь уже говорить о промышленной кооперации России с Беларусью, по­скольку наш журнал этой теме уделяет большое место на своих страницах.

Свободное перемещение товаров на обширном пространстве Союза орга­нично увязано с созданием современ­ной транспортной инфраструктуры.

Идеи ряда проектов уже носятся в воздухе — строительство скоростной железнодорожной магистрали Минск — Москва — Астана — Алма-Аты, мо­дернизация сети действующих авто­мобильных и железных дорог, особен­но выходящих на западе — к европей­ским, на востоке — к китайским транс­портным системам, сооружение кана­ла «Евразия» (Каспий — Черное море). Сюда же примыкает отдельный вопрос оптимальных транспортных тарифов.

Страны Запада не в восторге от нового интеграционного проекта, поскольку видят заложенный в нем конкурентный потенциал. Отсюда обвинения России в замыслах реани­мации нового Советского Союза. Из­лишне объяснять, что такой задачи никто не ставит, ибо нельзя дважды войти в одну и ту же реку истории. Эти разговоры можно рассматривать лишь как пропагандистскую уловку в информационной войне, которая ведется против нашей страны. Поли­тические задачи перед ЕАЭС не стоят. Речь исключительно о приобретении и наращивании конкурентных экономи­ческих преимуществ.

Однако не будем лукавить, сама идея евразийской интеграции намного шире своего экономического измерения. Это-то и волнует наших друзей-соперников. Помимо собственно Таможенного союза, она уже породила множество успешно работающих совместных структур — таких, как Евразийский банк развития, Евразийский деловой совет, Евразийский Медиафорум, Евразийская ассоциация университетов. Один из них — открытый 18 лет назад в Астане национальный университет имени Льва Гумилева — превратился в ведущий вуз Центральной Азии. Именно евразийская инициатива стимулировала образование Организации Договора коллективной безопасности и по большому счету подтолкнула появление на свет Шанхайской организации сотрудничества. И это только начало. Как тут не согласиться с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, сказавшим: «Вместе мы — сила, с которой будут считаться».

Людмила Глазкова
Фото РИА НОВОСТИ
Просмотров 3606

31.05.2014 15:56