Сила, с которой будут считаться
С подписанием 29 мая в Астане Договора о создании Евразийского экономического союза России, Беларуси и Казахстана проект ЕАЭС обретает зримые очертания
Союз станет наиболее продвинутой формой экономической интеграции трех государств с общим населением 170 миллионов человек, уже сегодня имеющих общую таможенную территорию и суммарный ВВП в размере 85 процентов валового продукта СНГ. Он может качественно изменить наше сотрудничество и позволит повысить конкурентоспособность и эффективность национальных экономик, отметил Президент России Владимир Путин на заседании Высшего евразийского экономического совета в Минске.
Чтобы произошло это событие, понадобилось всего-то 20 лет, если точкой отсчета считать выступление казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева в МГУ им. М.В. Ломоносова в 1994 году, когда была впервые высказана идея о формировании нового интеграционного объединения. Мало кто из политиков, не говоря уже о простых гражданах, придал тогда ей какое-то практическое значение. И вот она формализована. Хотя до ее полнокровного воплощения потребуются немалый срок и огромные усилия народов России, Беларуси и Казахстана, а также других государств, которые хотели бы войти «в дело», важность произошедшего невозможно переоценить.
Оппонентов у нового проекта хватает, причем не только за рубежом, о чем чуть позже, но и внутри страны. Они смаковали слухи о разногласиях внутри руководства трех стран, проведших в Минске в конце апреля переговоры о ходе работы над проектом договора. Дискуссионные вопросы касались свободы перемещения «чувствительных» товаров — газа, нефти и нефтепродуктов, лекарств. Но это ведь обычные «рабочие моменты». Главное, что было достигнуто согласие по институциональным и конституциональным частям документа. Работа, как отмечали в Евразийской экономической комиссии, шла динамично, плотно. Одновременно пришлось заниматься и вопросом включения новых членов в создаваемый союз. Большой прогресс достигнут в реализации дорожной карты по присоединению к нему Армении. Проект одноименного договора будет готов к 1 июня. Уже сформулировала соответствующую дорожную карту и Киргизия.
Если разобраться, 20 лет — краткий исторический миг. Европа затратила 11 лет на создание Таможенного союза, 34 — на формирование общего рынка, 40 — экономического и валютного союза. У нас в условиях мирового финансово-экономического кризиса, новых глобальных рисков и угроз (свежеиспеченный вызов — ситуация на Украине!) со временем дефицит. Такова уж историческая судьба России. Как тут не вспомнить, что и в период 30-х годов прошлого века ей пришлось за десятилетие пробежать тот путь, который другие страны проделывали за полвека. Да и Таможенному союзу всего три года. Совокупный объем экономик трех стран-участниц составляет 2,2 триллиона долларов, общий объем выпуска промышленной продукции близок к 1,5 триллиона долларов. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить порядка 900 миллиардов долларов…
Подтягивание к Союзу других государств СНГ неизбежно. Армения, например, мотивирована, объяснил председатель Постоянной комиссии по внешним сношениям Национального собрания Республики Армения Артак Закарян, как экономическими интересами, так и потребностью обеспечения долгосрочной безопасности. Де-факто интеграция уже идет. Свыше 35 процентов экспортного потенциала республики работает на российский рынок. Есть свои интересы и у России. Они обусловлены геополитическим положением Армении и ее возможностью влиять на внешнеполитическую ситуацию в регионе.
Какие проблемы предстоит решить на начальном этапе? Прежде всего, обеспечить публичность интеграционного процесса. Также нужно будет разграничить компетенции и полномочия, проработать функционал, разделить сферу ответственности наднациональных органов и национальных парламентов. Не менее важно соблюдение консенсуса и равенства. Евразийский союз возможен только на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды и учета прагматических интересов каждой страны-участницы.
Многие вопросы уже урегулированы в рамках Таможенного союза. Тем не менее по-прежнему актуальна задача гармонизации законодательств. Концепция интеграции должна быть подкреплена мощной правовой базой. Много и практических проблем. Уже на нынешнем этапе развития Таможенного союза обнаружились проблемы в банковской системе с передвижением капитала. Нередко западные банки в наших странах работают более эффективно, чем национальные. Неизбежно придется регулировать отношения и в сфере внешней торговли. Впереди кропотливая и трудоемкая отработка регламентов и стандартов, особенно в части строительства.
Какие задачи должен решить Союз? Во-первых, сформировать единое экономическое пространство, претендующее на роль одного из ключевых экономических макрорегионов мира, моста между Востоком и Западом, Европой и Азией. Речь не о простом благоприятствовании перемещению товаров, капиталов и людей, а о создании нового центра глобальных инноваций и, более того, передовой инфраструктуры. Чем не ответ на апокрифические упреки России о наличии у нее двух бед — дураков и дорог?! Это, конечно, шутка.
Во-вторых, сверхзадачей или, если хотите, цивилизационной миссией Союза, является обеспечение вхождения каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира.
В-третьих, евразийская интеграция призвана обеспечить ее участникам общее стратегическое преимущество накануне Третьей глобальной индустриальной революции. Не пожеланием, а требованием дня становится модернизация экономик членов ЕАЭС. Она невозможна без синхронизации национальных программ. Россия с Казахстаном уже предпринимают конкретные шаги в автомобиле-, сельхозмашино- и вертолетостроении. Развивается традиционное сотрудничество в атомной энергетике и судостроении. Не стоит здесь уже говорить о промышленной кооперации России с Беларусью, поскольку наш журнал этой теме уделяет большое место на своих страницах.
Свободное перемещение товаров на обширном пространстве Союза органично увязано с созданием современной транспортной инфраструктуры.
Идеи ряда проектов уже носятся в воздухе — строительство скоростной железнодорожной магистрали Минск — Москва — Астана — Алма-Аты, модернизация сети действующих автомобильных и железных дорог, особенно выходящих на западе — к европейским, на востоке — к китайским транспортным системам, сооружение канала «Евразия» (Каспий — Черное море). Сюда же примыкает отдельный вопрос оптимальных транспортных тарифов.
Страны Запада не в восторге от нового интеграционного проекта, поскольку видят заложенный в нем конкурентный потенциал. Отсюда обвинения России в замыслах реанимации нового Советского Союза. Излишне объяснять, что такой задачи никто не ставит, ибо нельзя дважды войти в одну и ту же реку истории. Эти разговоры можно рассматривать лишь как пропагандистскую уловку в информационной войне, которая ведется против нашей страны. Политические задачи перед ЕАЭС не стоят. Речь исключительно о приобретении и наращивании конкурентных экономических преимуществ.
Однако не будем лукавить, сама идея евразийской интеграции намного шире своего экономического измерения. Это-то и волнует наших друзей-соперников. Помимо собственно Таможенного союза, она уже породила множество успешно работающих совместных структур — таких, как Евразийский банк развития, Евразийский деловой совет, Евразийский Медиафорум, Евразийская ассоциация университетов. Один из них — открытый 18 лет назад в Астане национальный университет имени Льва Гумилева — превратился в ведущий вуз Центральной Азии. Именно евразийская инициатива стимулировала образование Организации Договора коллективной безопасности и по большому счету подтолкнула появление на свет Шанхайской организации сотрудничества. И это только начало. Как тут не согласиться с президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, сказавшим: «Вместе мы — сила, с которой будут считаться».