Без «ведущих» и «ведомых»
«Участники форума особо отметили, что первый Парламентский форум БРИКС проходит в знаменательный год 70-летия Победы над нацизмом и окончания Второй мировой войны; единодушно высказались за активизацию совместных усилий по противодействию попыткам навязывать международному сообществу идеи о цивилизационном неравенстве и делении народов на «ведущих» и «ведомых», исключительности или превосходстве отдельных наций, а также оправдать проявления расизма, ксенофобии и экстремизма в любых формах…»
В этих словах заявления, принятого в Москве на встрече в верхах законодателей «большой пятерки», четко и емко отражаются и причины возникновения организации стран БРИКС, и цели их объединения. Среди них — «всеобъемлющая реформа ООН, включая ее Совет Безопасности», «реформирование архитектуры глобального управления», в том числе сложившейся валютно-финансовой системы.
Напомним: 1 апреля наша страна вступила в права председателя объединения пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Саммит их глав государств состоится в Уфе с 8 по 10 июля. Ровно за месяц до этой встречи на высшем уровне в Москве прошел долгожданный первый Парламентский форум стран БРИКС.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко оценила его как «историческое событие, которое открыло новую межпарламентскую организацию». Выступая на пленарном заседании форума в качестве сопредседателя, она подчеркнула: «Сквозной задачей российского председательства мы видим постепенную трансформацию БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики».
Как она полагает, становление и динамическое развитие БРИКС «объективно ставит вопрос о придаче объединению стран БРИКС парламентского измерения». По ее словам, важно активизировать работу по гармонизации законодательства стран «пятерки».
Глава палаты заострила внимание на том, что большое значение в этом направлении имеет принятие Стратегии экономического партнёрства стран объединения, запуск работы нового Банка развития и Пула условных валютных резервов. Вместе с тем Валентина Матвиенко сочла нужным уточнить: «Мы со всей определенностью заявляем, что деятельность БРИКС не направлена против кого-либо, не ставит своей целью получить преимущества за счет других государств.
Сопредседатель форума от Государственной Думы, ее руководитель Сергей Нарышкин также воспринимает «знаковым» произошедшее событие, которое дало «старт большому историческому проекту», положившему начало «новому парламентскому измерению БРИКС». «В год 70-летия Организации Объединенных Наций мы должны приложить максимум усилий для восстановления верховенства права в международных отношениях и работоспособности соответствующих международных институтов. К сожалению, наш последний опыт взаимодействия с общеевропейскими организациями показал, что в кризисных ситуациях они дают сбой. Из-за их бездействия, «двойных стандартов» и непоследовательности в оценках, а порой из-за непрофессионализма и политической ангажированности их аппаратов падает качество работы всей международно-правовой системы», — изначально обозначил он в своем докладе позицию палаты депутатов российского парламента.
Обращаясь к участникам форума, Сергей Нарышкин подчеркнул: «Нынешний этап требует повышения интенсивности парламентских контактов и превращения диалогового форума в полноформатный механизм взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики». Исходя из этого, предложил подумать о создании постоянно действующей контактной группы Парламентского форума БРИКС, что поможет выработать долгосрочную стратегию объединения.
Диалог цивилизаций
В том же духе высказались главы иностранных делегаций. «Форум стран БРИКС состоит из представителей крупнейших политических сил и должен стать важным каналом взаимодействия между разными структурами гражданского общества и правительственными кругами наших стран», -сказал председатель Федерального сената Национального конгресса Бразилии Ренан Калейрос. Отметив возросшую роль законодателей в международном диалоге, он поддержал идею проведения парламентских форумов БРИКС на регулярной основе, что способствует «взаимодействию в рамках объединения при обсуждении важнейших вопросов». Среди таковых Ренан Калейрос в первую очередь определил «необходимость реформы Совета Безопасности ООН, который должен отражать новое соотношение сил на мировой арене». Кроме того, он призвал коллег укреплять финансовую стабильность в мире и механизмы, обеспечивающие экономическую, информационную и продовольственную безопасность. Сегодня важно, по его мнению, сделать более интенсивным и диалог цивилизаций. В этом отношении, уточнил Ренан Калейрос, трудно представить более подходящую площадку для такого диалога, чем объединение стран БРИКС, обладающих большим культурным багажом.
В унисон со своим соотечественником высказался председатель Палаты депутатов Национального Конгресса Бразилии Эдуарду Кунья: «Нынешняя система международного управления выглядит в XXI веке устаревшей. Наша задача — способствовать ее изменению, и прежде всего правил действий таких международных структур, как МВФ, Всемирный банк».
Инициативами изобиловала речь председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Чжан Дэцзяна, который призвал «пятерку» постоянно углублять прагматическое сотрудничество в разных областях. «Страны БРИКС обладают огромными ресурсами, а их производственные структуры — высокой степенью взаимодополняемости. Потенциал сотрудничества очень большой. Мы должны стремиться в торгово-экономической сфере к созданию единого рынка, к созданию многоуровневого механизма валютных соглашений, новых проектов в области инфраструктуры и укреплять сотрудничество на основе поддержки народов», — поделился своим видением прорыва к успеху Чжан Дэцзян.
Обстоятельными были выступления глав двух делегаций, представляющих обе палаты парламента Южно-Африканской Республики. «Здесь собрались ключевые звенья парламентов БРИКС для того, чтобы создать организацию, которая будет способствовать модернизации, трансформации и реструктуризации институтов таких, как ООН, Совет Безопасности, МВФ, Всемирный банк, созданных после 1945 года для управления мировыми делами. Они должны быть приведены в соответствие с современными реалиями, основываться на большем количестве участников, строиться на международных правилах», — без излишней дипломатии заявила председатель Национального совета провинций парламента ЮАР Танди Модисе. Ее позицию развил заместитель председателя Национальной ассамблеи Соломон Тсеноли, поддержав создание парламентского измерения БРИКС. Он уверен: доминирование Европы и Америки и недостаточное представительство развивающихся стран в международных финансовых организациях не позволяют таким организациям правильно реагировать на потребности новых экономик.
Выступление представителя парламента Индии — председателя Комитета нижней палаты (Лок Сабха) по международным отношениям Шаши Тхарура журналисты, да и, наверное, участники форума ждали с любопытством. Суть интриги в том, что именно Дели выступил против создания единой постоянно действующей структуры в формате ассамблеи Парламентского форума БРИКС. Эту инициативу выдвинули и активно продвигали российские парламентарии. Бразилия и ЮАР поддержали ее, Китай занял осторожную позицию в пользу обсуждения различных вариантов, а Индия сказала «нет».
Отвечая на вопрос «РФ сегодня» на пресс-конференции, Шаши Тхарур сообщил: «Мы открыто обсуждаем все вопросы с нашими друзьями. По поводу ассамблеи у нас возникли определенные сомнения. Мы не уверены в том, что нужны какие-то новые дополнительные структуры, которые создадут излишний формализм. Мы можем вполне общаться и решать вопросы на неформальной основе». Впрочем, вопрос о создании ассамблеи окончательно не закрыт, эксперты вернутся к нему уже этой осенью на сочинском инвестфоруме.
Тем не менее индийский депутат возникновение межпарламентского объединения поддержал, подчеркнув, что это важный шаг взаимодействия в интересах народов. Одна из тем, предложенных им для обсуждения, — «Интернет, который упрощает общение людей, а вместе с тем и глобальное управление ими». Кроме того, Шаши Тхарур высказался за переосмысление роли ООН, Совбеза, МВФ… «Стала очевидной неспособность международных структур поддерживать мир и безопасность, — заявил он. — Модель управления миром нуждается в срочных реформах, потому что никакая страна не может ответить в одиночку на все вызовы века».
Как показала состоявшаяся дискуссия, за реформирование ООН, ее Совета Безопасности и международных валютно-финансовых структур солидарно высказались все участники Парламентского форума в Москве. Также солидарно отмечали и то, что в БРИКС нет блоковой дисциплины и диктата, заседания идут открыто и гласно в отличие от проходящего в те же дни в Германии саммита «большой семерки».
«Парламентское измерение» состоялось
В самом деле, два состоявшихся форума четко и контрастно проявили стратегические цели и тактику действий двух миров, так называемых ведущих и ведомых. Засекретившаяся в Баварии G-7 обсуждала свои вопросы тайно, за закрытыми дверями, на фоне тысяч митингующих граждан. Заседания парламентариев «пятерки», состоявшиеся на них дискуссии шли гласно, под пристальным наблюдением журналистов. В то время как законодатели, собравшиеся в Москве, скрупулезно обсуждали механизмы сотрудничества, способные дать адекватные ответы на современные вызовы, «семерка» в очередной раз фактически делила мир, договариваясь о создании зоны свободной торговли ЕС — США в обход стран БРИКС.
«США закулисно ведут переговоры по глобальному соглашению Транс-Тихоокеанскому и Трансатлантическому торговому партнерству (ТРР) без участия наших и многих других стран Всемирной торговой организации. По сути, вырабатываются новые правила, которые потенциально способны повлиять на ситуацию во всей мировой торговле, переделить рынки и изменить нынешний конкурентный баланс», — сказал по этому поводу Сергей Нарышкин.
Накануне первого Парламентского форума WikiLeaks опубликовал секретные документы, свидетельствующие о том, что США целенаправленно создают организацию для противодействия влиянию БРИКС на мировую экономику. Согласно утечкам в СМИ, переговорный процесс по «Соглашению о торговле услугами» (TISA), которое является составной частью договоренностей между США и Евросоюзом, проводится втайне от БРИКС. Страны, подписавшие этот документ, утверждает rg.ru, фактически передадут под контроль наднационального органа социальную сферу и сферу обслуживания, в которую входят водоснабжение, энергетика, транспорт, банковский сектор, страхование, телекоммуникации и газотранспортная система.
По информации WikiLeaks, большой бизнес стремится получить доступ к новым рынкам и диктовать свои условия национальным правительствам. Тем самым США рассчитывают с помощью своих европейских партнеров оказать давление на страны, которые проводят независимую внешнюю политику.
Выступая на форуме, Валентина Матвиенко заметила: становление и динамичное развитие БРИКС сталкивается с противодействием «сил, которые выступают за гегемонию в мире». Видимо, у них есть повод тревожиться. БРИКС представляет страны, на которые приходится 42 процента населения Земли — около 3 миллиардов человек и 27 процентов мирового ВВП, от 30 до 60 процентов минерального сырья и более 30 процентов энергии. В 2014 году доля валового внутреннего продукта всех стран БРИКС достигла 30 процентов. Это пока меньше, чем у стран «большой семерки», но различие составляет 7-8 процентов. В то же время совокупный ВВП стран БРИКС за последние 10 лет вырос в 3 раза, а экономики развитых стран -всего лишь на 60 процентов. По этим показателям БРИКС, как считают эксперты, уже в ближайшие два-три года обойдет G-7. В любом случае никто из «большой пятерки» не собирается идти на поклон к «гегемонам».
В этом убеждают итоги московского Парламентского форума, который, по словам главы думского Комитета по международным делам Алексея Пушкова, прошел в «хорошей атмосфере» и проявил «при наличии дискуссии серьезное доминирование общих подходов».
Понятно, что появление столь динамично развивающегося конкурента вызывает тревогу на Западе, и прежде всего в США. К тому же сотрудничество в рамках БРИКС затрагивает не только торгово-экономические интересы. «Это касается и общего видения мировых процессов, понимания необходимости многополярного мира в противовес попыткам сохранения однополярной системы, которые предпринимают США и их ближайшие сателлиты», — считает Алексей Пушков.
«Необходимо принять Стратегию экономического партнерства стран объединения, запустить работу нового Банка развития и Пула условных валютных резервов. Когда эти механизмы заработают, то они в полной мере будут способствовать реформированию международной валютно-финансовой системы, обеспечению устойчивого и сбалансированного роста экономик», -отметил по итогам заседания российский сенатор Владимир Полетаев.
От намерений — к делу!
Собственно, его слова отразили повестку дня предстоящего саммита в Уфе. Какие приоритеты определила Россия во время председательства в группе БРИКС? Ключевая задача 2015 года — реально запустить в жизнь Новый банк развития БРИКС и Пул условных валютных резервов. В начале марта Президент России подписал закон о ратификации соглашения о создании Нового банка развития, а спустя месяц одобрил и создание Пула условных валютных резервов стран БРИКС. Эти структуры позволят в самом ближайшем будущем определять не только политику государств-участниц, но и постепенно привести к перестройке всей мировой финансово-экономической системы.
Объем Пула условных валютных резервов — 100 миллиардов долларов. «Его создание — прямая дорога к тому, чтобы постепенно создавать предпосылки для превращения национальных валют этих государств в резервные валюты. Это резко облегчит их способности осуществлять международные расчеты», — считает замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, комментируя ратификацию договора.
Уставный капитал Нового банка развития (НБР) БРИКС также составляет 100 миллиардов долларов, что вполне достаточно для начала. Он начнёт работу в 2016 году. Стоит отметить, что НБР — фактически первый мировой финансовый институт, в создании которого не принимают участие западные страны.
Второй масштабный проект, который предстоит решать в этом году, -это создание собственного рейтингового агентства. Ситуацию прокомментировал президент Торгово-промышленной палаты РФ, возглавивший на год Деловой совет БРИКС, Сергей Катырин: «Вопрос о международных рейтинговых агентствах сегодня активно обсуждается. Мы действительно испытываем необходимость в том, чтобы риски и преимущества стран БРИКС подсчитывались более профессионально и объективно, без политической подоплеки. Потребность в своем рейтинговом агентстве очевидна. И если будет решение, то предстоит пройти примерно такой же путь, как с банком БРИКС».
Большой интерес вызывает дорожная карта сотрудничества в области инвестиций. Сейчас в ней около 40 проектов, которые затрагивают различные сферы, включая высокие технологии. Они будут подробно обсуждаться — поддержку получат те, к которым проявят интерес страны объединения. Речь также идет о том, чтобы учредить Энергетическую ассоциацию БРИКС и создать на ее основе Резервный банк топлива и Институт энергетической политики БРИКС. Россия выступает за полноценное сотрудничество в промышленности и реализации разнообразных научно-технических проектов.
Эксперты уже согласовали аналитический доклад по долгосрочной стратегии группы, который будет представлен лидерам пяти стран на саммите в Уфе. Он содержит аналитику по пяти направлениям сотрудничества стран БРИКС — это вопросы экономического развития, проблемы глобального политического и экономического управления, социальная политика и устойчивое развитие, мир и безопасность, обмен знаниями и инновациями. По каждому из этих направлений будет дан соответствующий анализ и рекомендации, как оно должно развиваться.
Как заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, Россия вместе со странами БРИКС планирует разработать национальную мобильную операционную систему. Этот вопрос будет обсуждаться в июле на саммите лидеров стран БРИКС в Уфе, а также на отдельной встрече министров связи и IT стран БРИКС в октябре 2015 года. По его словам, для окупаемости такой операционной системы нужен потенциально широкий рынок сбыта и страны БРИКС в этом смысле подходят идеально.
Главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин предполагает, что могут быть выдвинуты проекты по созданию орбитальной станции БРИКС и спутниковой системы персональной связи. Это способствует развитию совместных проектов, что может вылиться в формирование Технологического альянса БРИКС.
Центробанк России не исключает возможности создания в рамках БРИКС системы, аналогичной SWIFT, о чем сообщила его зампред Ольга
Скоробогатова. Возможность создания таковой, по ее мнению, представляет интерес всем в рамках БРИКС. В случае отключения страны от SWIFT одним из резервных каналов может быть Интернет, однако обработать такую массу транзакций с той оперативностью, как это делает SWIFT, физически невозможно, компетентно заявила она.
Говоря о международно-политической сфере председательства России, член Научного совета БРИКС, профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России Евгений Астахов подчеркнул: «Потенциал БРИКС будет задействован для укрепления стратегической стабильности, усиления режимов нераспространения ОМУ, на противодействие международному терроризму, укрепление международной информационной безопасности».
Среди вопросов безопасности особый упор делается на борьбу с терроризмом и наркотрафиком, а также на формирование общего подхода к киберугрозам и глобальному управлению Интернетом.
Можно ли сказать, что БРИКС — альтернатива G-7? Как показал состоявшийся на форуме разговор, это скорее альтернатива глобальному миропорядку, новая философия международного сотрудничества, направленная на восстановление справедливости и в мировой экономике, и в мировой политике. Почему появился альянс «большой пятерки»? Потому что после 1991 года сложился фактически однополярный мир, в котором доминируют США и контролируют мировые финансовые институты — МВФ и Всемирный банк. Структуры, в которых главенствующую роль играют США, могут бесцеремонно заставлять своих партнеров выполнять принятые Америкой решения, даже если тем это не нравится, невыгодно. И народы, и элиты БРИКС, устав от долларовой зависимости, от вашингтонского диктата, намерены получить суверенитет от G7 и установить более справедливый мир.
Павел Анохин
[Комментарий]
Вячеслав Никонов, председатель Комитета Государственной Думы по образованию
День 8 июня 2015 года уже вошел в историю — состоялся первый Парламентский форум БРИКС. И у нас есть все основания поздравить друг друга с этим замечательным событием в жизни российского парламентаризма.
Барак Обама, находясь в Германии, сказал, что факт неучастия России в саммите «большой семерки» подчеркивает ее изолированность в современном мире. И это в то время, когда депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации провели день в компании своих коллег из стран БРИКС, население которых в пять раз больше, чем население «семерки». Сегодня БРИКС — это более четверти мировой экономики, более половины прироста мировой экономики за последнее десятилетие. Страны БРИКС — цивилизационные центры притяжения современного мира, которым не надо доказывать самоочевидность и естественность своего партнерства.
БРИКС — это 25 форматов взаимодействия: встречи лидеров, министров иностранных дел, финансов, торговли, экономики, социального блока, советников по национальной безопасности, мэров городов, руководителей торгово-промышленных палат, ученых. Теперь у БРИКС появилось и парламентское измерение.
«Большая пятерка» — это проявление необратимой тенденции в смещении центра силы современного мира с Запада на Восток, с Севера на Юг, от развитых стран к странам развивающимся. БРИКС не клуб по интересам, а сообщество ценностей, которое отстаивает многополярность, множественность моделей развития, культурное многообразие мира, право народов на самостоятельный выбор своей собственной судьбы. БРИКС — это ценность международного права против политики гегемонии и односторонних действий в международных отношениях, увеличение роли ООН, ее Совета Безопасности.
При этом важно подчеркнуть, что мягкое восхождение БРИКС не связано с насилием, с гегемонистскими устремлениями. У каждой из стран свои уникальные культурные, политические традиции, подходы к обеспечению национальной безопасности, своих национальных интересов. Но они считают само это многообразие ценностью. Мы не вмешиваемся во внутренние дела друг друга, не вмешиваемся во внутренние дела третьих стран и принимаем партнеров такими, какими они сложились на протяжении последних столетий. БРИКС — это набирающая силу организация, которой постоянно предрекают кризис и закат: якобы мы слишком разные или слишком реакционные, потому что против западных демократий. Ни то ни другое нам не присуще.
Понятно, Западу не нравится наше развитие, но замедлять его, отказываться от собственных национальных интересов, чтобы понравиться ему, растущие гиганты не могут и не будут этого делать. Для нас важно обеспечить глубину стратегического партнерства. У России нет оснований ожидать каких-либо осуждений со стороны БРИКС, например в связи с событиями на Украине. Там все прекрасно понимают, что произошло в нашей братской стране.
БРИКС — это инструмент восстановления глобальной исторической справедливости. И мы можем извлечь пользу из своей общности, лишь став субъектом, который инициативно формирует правила мировой экономики, а не объектом воздействия правил, сформированных кем-то другим. Российский парламент первым ратифицировал Соглашение о создании Нового банка развития, Пула резервных валют и тем самым в год российского председательства сделал решающие шаги по созданию их как альтернативы Международному валютному фонду и Всемирному банку.
Академический форум, Совет экспертных центров БРИКС, где ваш покорный слуга возглавляет российскую делегацию, подготовил стратегическое видение развития БРИКС, которое вскоре будет представлено лидерам пяти
государств на саммите в Уфе. Главный вывод: БРИКС — это новая модель глобальных отношений, которые строятся поверх старых разделительных линий Восток — Запад или Север — Юг. Время серьезнейших дел, политических перемен настало, и осуществлять их будут Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка — пять краеугольных кирпичей будущего миропорядка.
|
Олег Казаковцев, член СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
Считаю, что состоявшийся первый Парламентский форум стран — участниц БРИКС имеет большое значение, потому что, во-первых, в рамках парламентского взаимодействия нашим странам есть, чем делиться. Во-вторых, именно законодатели определяют, как мы будем дальше совместно развиваться. Между странами — участницами БРИКС уже есть политическое и экономическое сотрудничество. Теперь налажено сотрудничество и в законодательной сфере. В рамках межпарламентского взаимодействия можно говорить и о военном, и о культурно-гуманитарном сотрудничестве, и о решении общих проблем в здравоохранении. В преддверии саммитов ШОС и БРИКС, которые пройдут в этом году в Уфе, на Парламентском форуме состоялся очень открытый и последовательный диалог, чтобы дальнейшее развитие БРИКС получило новый стимул. Сейчас, например, создается банк БРИКС, резервный фонд, что позволит странам-участницам меньше зависеть от колебания валют и чувствовать себя более уверенно.
|
Игорь Морозов, член СФ от исполнительного органа государственной власти Рязанской области
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обозначила этот форум как историческое событие в парламентской жизни пяти государств, имеющих огромный экономический и гуманитарный потенциал. И это правильно, поскольку пять стран, которые имеют разную историю, разные модели экономики и общества, решили объединить себя в одной экономической интеграционной группировке. И самое главное — это получилось! На первом Парламентском форуме стран — участниц БРИКС произошел реальный обмен мнениями: спикеры парламентов пяти государств искренне рассказывали о своем видении того, что должно получиться в сотрудничестве между всеми нашими парламентами. Нас объединяет очень многое, но главное — это стремление выстроить новую систему управления мировым порядком. В экономике, в политике, в социальной сфере. И об этом говорили все ведущие спикеры… Главная задача, которую форум однозначно выполнил, — дать старт регулярным встречам парламентариев наших стран. Первый шаг нашего межпарламентского сотрудничества сделан. Форум как формат нашего взаимодействия получился. Наша дальнейшая цель — вырабатывать совместные решения, которые помогали бы правительствам наших стран двигаться вперед и показывать свое единство по важнейшим вопросам: начиная от реорганизации МФВ и до изменения соотношения сил во Всемирном банке. На первом Парламентском форуме стран — участниц БРИКС принято решение, что этот формат станет постоянным. Уверен, он будет мощным подспорьем в деятельности руководителей наших пяти государств. Мы должны более активно сотрудничать между собой, должны думать о гармонизации наших законодательств, чтобы облегчить продвижение экономических инициатив, связанных с интеграционной группировкой БРИКС. Думаю, что объединение наших усилий с исполнительной властью даст сильный импульс для дальнейшего развития «парламентского измерения» БРИКС. И возможно, мы дойдем до мощной ассоциации — Парламента БРИКС.
|
Ильяс Умаханов, член СФ от исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан
Прошедший в Москве Парламентский форум БРИКС в целом можно оценить как прорывное событие. Вопрос о реализации потенциала «парламентской составляющей» БРИКС актуален уже не первый год. Парламентарии наших стран в двустороннем формате уже давно «сверяли часы» по наиболее важным текущим вопросам развития ситуации в мире и в регионе. Сегодня речь идет о качественно новом этапе взаимодействия, которое санкционировано руководством парламентов Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Полагаю, что технические возможности позволяют нам не только обмениваться визитами, но и практиковать проведение совместных заседаний комитетов и других органов наших парламентов в режиме онлайн-конференций. Поводом для такого формата сотрудничества могли бы стать крупные международные мероприятия или события, требующие обмена мнениями и оперативного общего реагирования. А результатом могли бы быть совместные заявления наших парламентов или совместные пресс-релизы, подготовку которых могли бы взять на себя профильные комитеты и аппараты парламентов стран — членов БРИКС… В числе вопросов, требующих нашего общего внимания, — синхронизация законодательных усилий, в том числе по ратификации подписанных соглашений. В частности, в банковской и кредитно-финансовой сфере. Тревожный для всех нас момент — быстрое распространение этноконфессиональных конфликтов, их криминализация. Пример так называемого Исламского государства (ИГИЛ) — одно из свидетельств масштабности такого рода явления. Неизменно вызывает озабоченность ситуация с распространением наркотиков в мире. Это, в частности, относится и к растущему проникновению наркотиков из Афганистана. Думаю, что можно было бы продумать возможность формирования по этим и другим вопросам экспертных групп из числа представителей стран — членов БРИКС, как это предлагали индийские коллеги. Есть еще одно важное направление нашего взаимодействия. Все мы, парламентарии, неоднократно сталкивались на международных площадках с ситуацией, когда некоторые наши коллеги из стран Запада продавливают несбалансированные проекты и политические декларации, ссылаясь на свой опыт «зрелых демократий» и «общепринятые», а на деле — западные нормы и критерии оценок. Думаю, что парламентам стран — членов БРИКС стоило бы теснее взаимодействовать по таким вопросам и выходить на общие согласованные позиции.
|