Надо полагать, в знак признательности за то, что Вашингтон по дешевке выторговал у нее Луизиану. Ну а если серьезно, то Франция полюбила Штаты еще до их рождения. Это любовь, как говорится, от противного, от нелюбви к Британии и многовекового соперничества с ней. А тут очень кстати колонии супостатки взбунтовались. Ну как им не помочь? И Франция помогла…
Если бы не помощь Парижа, а также Мадрида и немного Санкт-Петербурга с его вооруженным нейтралитетом, американским борцам за независимость пришлось бы туго. Поддержка Франции была самой весомой. Она посылала к американским берегам свои военные корабли, снабжала повстанцев оружием. Французские добровольцы сражались бок о бок с североамериканскими инсургентами. Самый знаменитый иноземный участник войны за независимость -маркиз Жильбер де Лафайет, которому при всей нелюбви к аристократии американцы присвоили звание генерала. Лафайет-сквер по праву соседствует с Белым домом.
Сделать памятный подарок Соединенным Штатам французы решили к столетию независимости заокеанской страны. Автором идеи был еще один аристократ. Его полное имя длинновато. Ограничимся усеченным: Эдуард де Лабуле. Этот писатель, публицист, пожизненный сенатор и масон озаботился тем, что в Америке мало подлинных шедевров искусства, что вполне соответствовало действительности. Это потом Национальная галерея в Вашингтоне получила уникальные ценности, отданные большевиками за карандаши и тому подобное.
28 октября 1886 года состоялась церемония открытия
7 лучей
на короне статуи символизируют 7 морей
и 7 континентов
25 окон
в короне символизируют драгоценные камни
Земли и лучи солнца, освещающие мир
93 м
высота от земли до верхушки факела
45 м
высота статуи
31 тонна
меди была израсходована для отлива статуи
2,57 мм
толщина медного покрытия статуи
27 тысяч тонн
вес цементного основания
125 тонн
составил совокупный вес стальной конструкции
356 ступеней
ведут к вершине статуи
192 ступени
ведут до вершины пьедестала
Источник инфографики
РИА «НОВОСТИ»
|
На глаза Лабуле очень своевременно попался малоизвестный, но амбициозный скульптор Фредерик Бартольди. Тот пытался протолкнуть свой проект грандиозного сооружения, некого подобия Колосса Родосского, на входе в только что прорытый Суэцкий канал. Ввиду своей дороговизны проект остался нереализованным. Но вдруг Фортуна повернулась к неудачнику лицом. И даже улыбнулась…
В один прекрасный вечер Лабуле собрал единомышленников, которые, как и он, восхищались величием республики по ту сторону Атлантики. Среди гостей оказался Бартольди. Ему и поручили разработку проекта статуи Свободы.
Работы над циклопической статуей начались в парижских мастерских в 1875 году и завершились лишь в 1884-м. К столетию американской независимости сильно не успели. Опять вмешался презренный металл. Французы, как и граждане заокеанских Штатов, уже наслышанные о Свободе, не спешили раскошеливаться. Чтобы собирать деньги, был срочно учрежден целый Франко-американский союз, возглавленный, разумеется, все тем же Лабуле, а в обеих странах организованы комитеты по сбору средств. Эту кампанию в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, учредивший впоследствии самую престижную журналистскую премию.
Задрапировать гигантскую статую в римском стиле было делом нехитрым. Руки тоже не должны были создать больших проблем. Оставалось лицо. Существует несколько версий относительно того, какая женщина стала прототипом Леди Свободы, как именуют статую американцы. По одной из них, прототипом послужила Изабелла Бойер — жена короля швейных машинок Исаака Зингера. Почему именно она, история деликатно умалчивает.
Однако есть и другие версии. Некоторые искусствоведы считают, что образ женщины с факелом в руке навеян центральной фигурой знаменитой картины Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Другие утверждают, что чертами лица статуя напоминает мать самого Бартольди.
Статуя высотой 46 метров не могла быть монолитной. Никакой пьедестал ее не выдержал бы. Потому ее и сделали пустотелой с каркасом, обшитым листовой медью. Оттого она со временем стала синевато-зеленой. Окислилась. Американцы любят, чтобы памятники были именно такого цвета. Под старину. Стране-новоделу старины очень не хватает. Но раз нет настоящей, пусть будет хотя бы искусственная.
Однако соорудить грамотный каркас для гигантской статуи Бартольди был не в состоянии. Да он и не пытался. Основную работу по созданию статуи Свободы проделал знаменитый в будущем французский инженер Густав Эйфель, тогда еще не прославившийся своей башней в Париже. Он сделал все расчеты и спроектировал стальные опоры монумента, а также поддерживающий каркас. Бартольди добавил аксессуары: разместил разорванные «цепи тирании» у ног статуи, вложил ей в руку Книгу законов, то есть Декларацию независимости.
Сначала не слишком женственная Леди Свобода не вызывала у американцев ни восторга, ни прилива патриотических чувств. Бартольди пришлось давать пояснения. Мол, факел в руке статуи — это атрибут просвещения. Кстати, полное название монумента: «Свобода, озаряющая мир». А вот семь шипов короны символизируют то ли семь континентов, то ли семь морей, а то и семь океанов. Континентов, как известно, шесть, а океанов и вовсе четыре. Что же до морей, то какие могут подразумеваться, Бартольди не уточнял.
Кто еще приложил руку к оформлению монумента, так это американская поэтесса Эмма Лазарус, чей сонет под названием «Новый колосс» увековечен на мемориальной доске: «Храните, древние страны, вашу легендарную пышность, / А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных… / А мне отдайте из глубин бездонных / Своих изгоев, люд забитый свой, / Пришлите мне отверженных, бездомных, / Я им свечу у двери золотой…»
Кстати, факел, которым она «озаряет мир», у статуи новый. Прежний не выдержал атмосферных влияний и был заменен во время капитального ремонта Свободы, приуроченного к ее столетию.
Бартольди со своими подмастерьями изготовил 350 отдельных деталей обшивки статуи, которые в 1884 году были отправлены на корабле в Соединенные Штаты. На острове Бедлоу, расположенном на входе в нью-йоркскую гавань, их закрепили на стальном каркасе, изготовленном Эйфелем. Сегодня Бедлоу называется островом Свободы.
Каркас состоит из четырех мощных стальных опор, пронизывающих статую на всю ее высоту. Опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На опорах закреплена металлическая рама, которую Бартольди обшил деталями своего «конструктора». Медь легко гнется и режется, что позволило подгонять детали уже в процессе сборки. Высота сооружения вместе с пьедесталом лишь немного не дотягивает до ста метров. В самом пьедестале находится Музей иммиграции.
Открывали статую 28 октября 1886 года. Тогдашний президент Соединенных Штатов Кливленд произнес пафосную речь, в которой были такие слова: «Мы никогда не забудем ни того, что Свобода выбрала себе здесь дом, ни того, что ею избранный алтарь никогда не будет заброшен.»
Сегодня редко кто прибывает в Штаты на корабле. С самолета же статуя Свободы выглядит совсем маленькой и не впечатляет. Чтобы проникнуться, надо садиться на паром и отправляться на экскурсию. Для того чтобы добраться до смотровой площадки в короне статуи, надо преодолеть 356 ступеней внутренней винтовой лестницы. Но это позволено далеко не всем. До короны можно добраться и на лифте, но и он для широкой публики закрыт. Такая вот лимитированная получается Свобода.
Евгений Евтушенко назвал одно из своих произведений «Под кожей статуи Свободы». Конечно, трудно обнаружить у медной статуи кожу. Но это поэтическая вольность. Автор утверждает, что под «кожей» статуи нет сердца.
Скажем больше: внутри медного истукана вообще ничего нет. Пустота. Статуя Свободы такая же пустышка, как и американская свобода вообще. Штаты - страна тотального единомыслия. Там нет и не предвидится какой-либо оппозиции. Никто ведь всерьез не назовет так партию, чей выдвиженец проиграл на очередных президентских выборах. Эти «партии», как двое из ларца, одинаковы с лица.
Июль 1986 г. Нэнси Рейган на смотровой площадке в короне статуи Свободы / Фото из открытых источников