От резких движений проиграют все
Главная ошибка Запада по отношению к России в том, что там преобладает логика отторжения, а не интеграции…
Так считает Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН
РФС: В той или иной форме Россия, как раньше СССР, всегда была объектом холодного отношения со стороны Запада, новейшая история не исключение. Это — данность, в которой следует жить и исходя из которой строить государственную политику?
Яков Миркин: Действительно, в системе опознания «свой — чужой» мы для Запада по-прежнему остаемся чужими. Проблема эта не сегодняшняя и даже не столетней давности. Стандартная линия в отношении России была: держать на расстоянии, убеждая при этом, что вся вина за отчужденность ложится только на одну сторону и на ее неправильное мироустройство. Главная ошибка Запада в трансформации постсоветского пространства в том, что по отношению к России у него, по ощущению, преобладала логика отторжения, обламывания ее берегов, а не интеграция, признание ее частью европейской цивилизации, поощрение к тому, чтобы стать единым целым.
Сейчас, похоже, стороны дошли до стадии развода или, во всяком случае, идут к нему. Пока процесс удерживается в цивилизованных рамках. За эти годы российская экономика приобрела статус рыночной, интегрировалась в мировое хозяйство. Правда, это не распространяется на связи с США, у которых торговля с Россией минимальна: по обороту мы у Америки на 28 месте, сразу после Таиланда (0,5 процента американского экспорта и 1 процент импорта). А вот с Европой все куда серьезнее: по импорту Россия — торговый партнер ЕС номер два, по экспорту — номер четыре.
Развод, как известно, может быть разным. По-прежнему между нами существует поле притяжения, но рядом растут и основания для все более жестких конфликтов. Если будет выбрана конфронтация, если на каждое резкое движение одной стороны будет даваться все более громкий ответ другой, то проиграют все.
РФС: Насколько правомерно, если мы говорим о санкциях, вести речь о позиции некоего обобщенного «Запада», учитывая, что экономические, да и военно-политические интересы США и Европы, тем более отдельных ее государств, могут весьма существенно расходиться и даже противоречить друг другу?
Яков Миркин: Степень «единения» во многом определяется размером экономических связей. Европа обычно ведет себя в отношении России менее напористо, чем США. Мы соседи, живем через забор, Евросоюз — это половина российского товарооборота, центр инвестиций в российскую экономику. В свою очередь, Россия — это почти треть европейского рынка энергоносителей. Размеры торговли с США у нас меньше, чем с Белоруссией. Это делает возможным более жесткую линию. «Диверсификация», сужение доли России на рынках ЕС- это официальная энергетическая политика США в Европе. Об этом открыто заявляется. Двусмысленна позиция многих стран Восточной Европы. Теплых чувств у властей обычно немного. Но зато есть энергетическая зависимость от России, желание жить на ее рынках, а то и посредничать между ней и внешним миром. Доля российского газа во внутреннем потреблении в Латвии, Литве, Эстонии — 100 процентов, Словакии — 98 процентов, Болгарии — 92 процента, Сербии, Черногории — 87 процентов, Чехии — 78 процентов, Венгрии — 60 процентов, Словении — 52 процента, Польши — 48 процентов.
Поэтому сегодняшние санкции — лишь рябь на поверхности. Уровень интеграции высок, поэтому нельзя ввести действительно масштабные санкции без того, чтобы не вызвать новую волну кризиса в Европе. Но важно смотреть на перспективу: на кону стоит фундаментальный курс — на интеграцию с Россией или, наоборот, на то, чтобы разомкнуть наши экономики. Ни отказы в визах, ни аресты счетов нескольких десятков лиц или замораживание операций с отдельными компаниями не причинят серьезного ущерба хозяйству России. Самые тяжелые последствия могут наступить от воздействия других факторов. Во-первых, от снижения цен на нефть и газ, которые, как финансовые переменные, формируются на рынках нефтяных деривативов в Нью-Йорке, Чикаго и Лондоне. Во-вторых, от физического вытеснения России с европейских топливных рынков под флагом диверсификации источников поставок. Эту цель не скрывают ни в Евросоюзе, ни в США, открыто проявляющих интерес к тому, чтобы войти на европейский энергетический рынок. К слову, по углю США уже конкурируют с нами, став вторыми по объему поставщиками в Европу. В-третьих, от ужесточения запретов на передачу технологий, перекрытия каналов прямых иностранных инвестиций, связанных с модернизацией российской экономики.
РФС: В таком случае давайте подробнее остановимся на этих фундаментальных опасностях.
Яков Миркин: Начнем с цен. Фактор, играющий на их понижение, — рост добычи углеводородов в Северной Америке. Прогнозируется, что в 2015 году США выйдут на первое место в мире по добыче нефти, опередив Россию и Саудовскую Аравию. О сланцевой революции в добыче нефти и газа знают все. Нетто-экспортером газа США собираются стать к 2020 году. Быстрый рост производства углеводородов в США высвободит для мирового рынка часть энергоресурсов Канады, Мексики и других поставщиков, такой рост предложения должен давить на цены вниз.
Кроме того, нефть — с начала 2000-х годов финансовый товар. Место его обитания — срочные биржи США и Великобритании. Это в высшей степени спекулятивный рынок, игроки легко уходят из нефтяных деривативов на рынки валюты, акций, облигаций, металлов. Мировые цены на нефть определяются именно там. Фундаментальные факторы — производство, спрос, предложение, запасы нефти и газа — сегодня вторичны. Поэтому нет ничего более нестабильного, изменяющегося, чем цена на нефть. Не случайно прогнозы нефтяных цен почти никогда не сбываются. С начала 2000-х годов существует устойчивая связь нефтяных цен с курсом доллара США к корзине мировых валют. Именно в долларах формируются цены на нефть и газ. Именно в этой мировой резервной валюте происходят расчеты за углеводороды. Так все устроено, и немедленно изменить это нельзя. Поэтому стоит доллару начать укрепляться, как цены катятся вниз. И наоборот, когда доллар слабеет, мировые цены на нефть, газ, металлы стремятся вверх. Все это важно, потому что мы продолжаем находиться под угрозой падения цен на нефть и газ, хотя это и кажется иногда бумажным драконом.
В чем проблема сегодня? По всем признакам мы находимся в начале длительного периода, когда доллар в очередной раз начнет долго и трудно циклически укрепляться. У него 15-18-летние циклы движения курса, и ему «пора» становиться тяжелее. Если этот прогноз верен, нас ждут 6-7-8 лет давления американской «тяжелой» валюты на нефтяные цены.
РФС: В таком случае, может быть, нашим «ответом Чемберлену» может послужить переход на расчеты в рублях за российское сырье, как это уже предлагают?
Яков Миркин: Ответ неправильный. Мировые цены на нефть, газ и металлы формируются в долларах США, это — стандарт, это международная практика, это сегодня неизменяемо и от нашей с вами воли не зависит. Рублевые сырьевые биржи как центры ценообразования в обозримое время создать не удастся по причине жестокого дефицита ликвидности и малой значимости в мировых масштабах. Переход на рубли имеет два аспекта — установление цен и расчеты в рублях. Цены в рублях сейчас невозможны по причинам, указанным выше. Значит, долларовые цены будут переводиться в рубли, что повлечет дополнительные издержки на курсовую разницу при обмене плюс на хеджирование (страхование) валютных рисков. Расчеты в рублях означают, что для оплаты российского сырья за границей должны накапливаться значительные остатки в рублях от экспорта в Россию. То есть где-то за рубежом должен сложиться рынок рублей и рублевых активов за счет ссуд в рублях нерезидентам и перевода в рубли расчетов за товары, завозимые в Россию. И то, и другое — длительная, тяжелая, с большими издержками связанная процедура. Насильно рубль в зарубежный оборот не внедришь.
Китай поставил перед собой такую задачу «на длинную дорожку» и потихоньку движется по ней без резких шагов и громких деклараций. Но не будем забывать, что экономика Китая — вторая в мире. Для России же подобная задача невыполнима: слишком мал пока наш вес в мировой экономике, слишком разбалансирована финансовая система. Мы — развивающаяся, по сути дела, не слишком большая монопродуктовая экономика, не центр притяжения инвестиций. Товарные потоки из России (а это и есть предмет «расчетов за рубли») в ближайшие годы могут снижаться. Попытка перейти на расчеты в рублях и рост в связи с этим издержек станут для ЕС дополнительным аргументом в части избавления от «энергетической зависимости» от России.
Готовиться к вытеснению России с сырьевых, прежде всего нефтегазового, рынков ЕС необходимо — оно будет происходить вне зависимости от нашего желания. С одной стороны, Евросоюз сам, как может, старается обуздать свои нефтегазовые аппетиты, массово внедряя энергосберегающие технологии, все шире используя возобновляемые источники энергии. С другой, нынешнее обострение отношений существенно усилило аргументы тех, кто усматривает в «чрезмерной» зависимости от российских поставок стратегическую уязвимость Европы. Энергетическая «безопасность» ЕС от России стала официальной политикой Евросоюза и США.
РФС: Еще одним фундаментальным вызовом вы назвали перекрытие доступа к передовым технологиям.
Яков Миркин: Мы на долгое время расстались с возможностью модернизации за счет массового импорта технологий из G-7 и других развитых стран. Конечно, этот импорт и раньше был очень ограничен: скрытое противостояние сохранялось и по окончании «холодной войны». По-прежнему Россия для США — «стратегическая точка» в государственном контроле за экспортом технологий.
Но если до начала нынешней конфронтации теоретически оставалась какая-то надежда заключения «нового контракта» с Западом, его участия в «экономическом чуде» в России, в ее новой догоняющей модернизации, то сегодня такую возможность на неопределенное время правильно будет исключить.
Не будем обманываться: все то в мире, что называлось в последние 60 лет «экономическим чудом», происходило при поддержке США и на основе массового трансферта западных технологий и прямых инвестиций в страну, переходящую в режим сверхбыстрого экономического роста. Что касается России, то у нас ни одна догоняющая модернизация, начиная с XVII века, не обходилась без массовой закупки западных технологий. Так было не только в царские времена, но и в годы сталинской индустриализации, происходившей по схеме «сырье в обмен на технологии».
Посмотрите, кто участвовал в российском предреволюционном «буме»: в общей сумме иностранных капиталов, работавших в 1915 году в акционерных и паевых предприятиях, доля французских составляла 31,3 процента, английских — 24,8 процента, германских — 19,8 процента, бельгийских—14,5 процента, североамериканских— 5,2 процента. Для сравнения: сегодня львиная доля прямых иностранных инвестиций оформляется через Кипр и британские офшоры, а суммарная доля крупнейших западных стран — всего лишь 10 процентов. На Германию приходится — 4,1 процента, Францию — 3,4 процента, Великобританию — 1,4 процента, США — 0,7 процента, Японию — 0,4 процента, Италию — 0,3 процента. Ничтожная величина с точки зрения потребностей в модернизации.
Логично предположить, что после нынешнего этапа «битья тарелок» явные и неявные запреты на экспорт в Россию технологий станут еще более жесткими. При том что, мы утратили значительную часть отечественных передовых технологий и научных школ, у нас будет затруднен выход на мировой рынок технологий и прямых инвестиций — тех, с которыми приходят не просто деньги, но и ноу-хау и менеджмент.
РФС: Какие риски несет с собой совместное понижение кредитных рейтингов России международными агентствами?
Яков Миркин: Я бы не стал переоценивать эти риски. И «восьмерка», и «двадцатка» в своих рекомендациях призывают ослабить зависимость финансовых рынков от кредитных рейтингов, убрать требования рейтингов из документов регуляторов. Еще десять лет назад снижение рейтинга немедленно влекло за собой падение рынков, бегство капитала, взрывной рост цены денег. Сегодня эти реакции стали более вялыми, рынки чуть больше полагаются на собственную оценку риска.
Еще один момент — мы и так уже два десятилетия живем в условиях «холодного финансового рынка». Все рекорды рынка акций были связаны со спекулятивными деньгами нерезидентов. Из года в год наблюдается нетто-вывоз капитала за границу. Деньги, заработанные на профиците торгового баланса, традиционно, из года в год отправляются за рубеж. Только в 2006 и 2007 годах — это время спекулятивного бума перед кризисом — приток капитала превышал его вывоз. А потом снова наступил холод. Рынок акций так и не восстановился до предкризисного уровня, находится с 2010 года в коридоре, ведущем вниз.
Образно говоря, если живешь на морозе, понижение температуры еще на пару градусов не станет большой проблемой. Другое дело, что вне зависимости от рейтингов для нас, видимо, будет ограничен доступ на внешние рынки капитала. Крупные российские компании широко используют заимствования за рубежом, капитализацию делают в Лондоне, Франкфурте, отчасти в Нью-Йорке. Вот они изменение климата почувствуют, но похолодание не будет смертельным. Все это должно привести к тому, что будет больше обращаться внимания на развитие внутреннего финансового рынка, на рост его монетизации и доступности кредитов, на стимулирование бизнеса в том, чтобы меньше денег вывозилось за рубеж как капитал, теряющий связь с российской экономикой.
РФС: Отключение «России» и еще трех банков от Visa и MasterCard реанимировало разговоры о создании собственной российской платежной системы (НПС).
Яков Миркин: Если рассматривать НПС как род бизнеса, кусок прибыли, перехваченный у международных платежных систем, — почему бы нет?
Если же видеть в НПС некое подобие берлинской стены между рублевым и валютным оборотом, то не стоит искать экономического смысла в ее создании. Это административное решение, направленное на ограничение хождения валюты в стране и контроль за въездом-выездом физических лиц, создающее издержки и неудобства, прежде всего для среднего класса. Согласитесь, неудобно и накладно пользоваться внутри страны рублевыми карточками, а для поездки за границу приобретать валютную, ту же Visa или MasterCard.
Зато появится рычаг административного давления: ведь кому-то приобретать «валютные» карточки можно будет разрешить, а кому-то, наоборот, запретить. Легко станет манипулировать лимитом на приобретение наличной валюты: сегодня он, положим, составляет 5 тысяч евро, а завтра кто-то решит, что вам хватит и 500. Любое действие следует оценивать в ряду сопутствующих шагов. А у меня серьезные опасения, что введение НПС может стать шагом на пути в мобилизационную экономику.
Не стоит пока опасаться отключения корреспондентских счетов российских банков от международных расчетных систем. Да, отношения натянутые, партнеры разошлись по разным комнатам, но хозяйство пока еще совместное. Евросоюз в той же степени зависит от России, в какой Россия зависит от него. Нынешние санкции потому и носят ограниченный характер, что являются обоюдоострым оружием. Европейская экономика только начинает выходить из предынфарктного состояния, и любой громкий сигнал тревоги может отправить ее туда обратно. Все понимают, что санкции против России, действительно нарушающие сложившиеся товарные и денежные потоки, могут спровоцировать новый мировой экономический кризис. Если уж Греция могла поставить мир на грань кризиса, то тем более этим чревата конфронтация с таким гигантом, как Россия.
РФС: Как же отвечать на эти вызовы, с которыми Россия будет сталкиваться на протяжении ближайших лет?
Яков Миркин: Прежде всего, ответы на эти вызовы не лежат в мобилизационной экономике, в ограничении свобод. Мы и без того живем в экономике, перегруженной излишними налогами, очень высоким регулятивным бременем, государственным участием и вмешательством. В результате получили уникальный, один из самых высоких в мире уровень офшоризации. У нас мелкая разбалансированная финансовая система, в которую очень трудно инвестировать.
Нужна иная, чем сегодня, экономическая политика, обращенная к нуждам среднего класса. Как воздух нужно снижение регулятивной нагрузки, налогового пресса, непомерно высокого для развивающейся экономики, коррупции. Экономика — это пространство психологии, ожиданий, настроений. Вместо жалоб и внутренней эмиграции людям надо дать ощущение, что они участвуют в удачном динамичном проекте с высокой степенью свободы, в режиме генерации идей. Это невозможно, если бизнес ощущает себя словно в пространстве со сдвигающимися стенами, если он может существовать либо с участием государства, либо кормясь с руки государства.
Если сразу нельзя понизить планку налогов, то хотя бы ввести сильные налоговые стимулы, вознаграждающие те компании, которые показывают быстрый рост. Например, ввести регрессивную шкалу налога на прибыль: показал выше прибыль при сопоставимых ценах, платишь меньше налог. Это стимул расти, увеличивать производство, показывать прибыль — ведь доля убыточных, причем искусственно убыточных, компаний в России зашкаливает. Вместо того чтобы огораживать и душить налогами малый бизнес (численность малых компаний в России падает), дать ему налоговые каникулы на 2-3 года. Результатом станет взрывной рост производства, а доходы бюджета не пострадают, поскольку недобор от прямых налогов на малый бизнес будет с лихвой перекрыт НДФЛ и другими налогами, связанными с оборотом вновь созданной продукции.
У нас стал избыточен административный аппарат, который, в полном соответствии с законом Паркинсона, создает работу сам для себя. Число нормативных актов растет по экспоненте. Это, по сути, модель крупной корпорации, в которой все меньше энергии, потому что ее все больше сковывают регулятивные издержки. Мы живем в мелкой финансовой системе с низким уровнем монетизации и слишком высоким процентом. Если кто-то думает, что дешевый доступ к кредиту можно обеспечить рыночным способом и банки это сделают самостоятельно, он глубоко ошибается, поскольку на пять банков, контролируемых государством, приходится более половины банковских активов. Добавьте сюда еще Центральный банк. И это вовсе не рыночная среда. Этот процент можно снизить только «административными потолками», как это делалось в странах экономического чуда. И доступ к кредиту в приоритетных отраслях невозможен без элементов «рационирования», подкрепленного рефинансированием со стороны Центрального банка. Нам нужна собственная, очень осторожная политика «денежных облегчений», направленная на стимулирование роста. И многое другое.