Все о пенсиях в России

вчераШкольные медики выйдут на пенсию досрочно

два дня назадМишустин рассказал о трех индексациях пенсий

25.03.2025Депутат Миронов призвал ввести Единую соцкарту для пенсионеров

Наследие Великой Победы

Состоялся юбилейный X Белорусский международный медиафорум «Партнерство во имя будущего.

Наследие Великой Победы», организованный в Минске Постоянным Комитетом Союзного государства, Министерством информации Республики Беларусь и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств СНГ

27.06.2015 15:56

Наследие Великой Победы
 
Государственный секретарь Союзного государства Гри­горий Рапота, выступая на открытии пленарного за­седания Медиафорума, подчеркнул, что тема Великой Отечественной войны продолжает быть в центре внимания средств массовой информации. «Очень многое делается, чтобы сохранить память о героях Великой Отечественной войны. Это незаживающая рана в памяти наших народов. Стремление узнать правду о войне, ее героях и неизвестных страницах не ослабевает ни на минуту», — отметил он.
 
Одержанная 70 лет назад Победа в Великой Отечествен­ной войне — не только и не столько достояние истории, сколько важнейший фактор современной геополитики и ин­формационного поля на всем евразийском пространстве, от­мечалось на форуме. Тем более что, как оказалось, в культур­но-информационной сфере «эхо войны» не только не утихает, но и становится все громче. И это позволяет многим экс­пертам и политикам небезосновательно утверждать: в этой сфере война фактически продолжается. «Людей в Хатыни и в Одессе сожгли одни и те же люди», — так образно, но емко связал события 1943 и 2014 годов председатель Белорусской государственной телерадиокомпании Геннадий Давыдько…
 
«Ритуализация и засилье штампов в освещении Дня По­беды и Великой Отечественной войны, из-за чего теряется интерес к теме и происходит ее выхолащивание, сведение к обрядам. А смыслы уходят из сознания, и события превра­щаются во что-то далекое и отвлеченное», — так обрисовал проблему российский телеведущий и историк Леонид Млечин. Другой российский тележурналист Александр Гурнов посетовал, что «часть нашего народа (в странах Балтии и на Украине) стали считать добром воевавших на стороне Гитлера». А это значит, что были и есть как проблемы вос­приятия прошлого, так и информационные воздействия на общество, воздействия целенаправленные и осмысленные.
 
Участники форума, констатировав, что «современный мир не стал безопаснее», не могли не обойти этот момент в итоговой резолюции. Современные конфликты зримо сви­детельствуют: искушение использовать массмедиа как про­пагандистский ресурс в информационном противостоянии не стало достоянием прошлого. Информационные провока­ции сделались повседневной рутиной. В таких случаях объ­ем дезинформации значительно превышает объем объек­тивной информации, что формирует у людей искаженную картину мира, отмечалось на форуме. И задача профес­сионального журналистского сообщества — не допустить скатывания в бездну информационных войн «всех против всех». Добиться же этого можно путем соблюдения норм журналистской этики, выработанных на основании много­летнего опыта, корпоративной солидарности, минимизации влияния сиюминутной политической конъюнктуры на ре­дакционную политику средств массовой информации.
 
Важнейшее значение в современных условиях приобрета­ет такая категория, как моральная и социальная ответствен­ность журналистов, — эта мысль резолюции в разных акцен­тах проходила через почти все выступления. В документе под­черкнуто: «В этой связи особое значение приобретает память о Великой Победе. Тогда, 70 лет назад, государства с разными идеологиями и политическими системами объединились, чтобы противостоять общей угрозе человечеству, которой являлся фашизм. Сохранить память о той общей и великой борьбе — священный долг нынешнего и будущих поколений».
 
Тема Великой Отечественной информационно неисчерпа­ема. Менее через год мы отметим три четверти века от ее начала. Все меньше остается живых свидетелей тех лет. И ответственность политиков, журналистов и деятелей культу­ры c течением времени только возрастает. Война интерпре­таций в приложении к тем событиям оказывается не просто словесной перепалкой, а фактором мировой политики. По­этому от продолжения осмысления событий 70-75-летней давности нам не уйти. Вопрос — в новом качестве этого раз­говора, к чему и призвали всех участники медиафорума.
 
В рамках Форума Наталья Конева, руководитель Фон­да памяти полководцев Победы, дочь советского маршала Ивана Конева, представила собравшимся изданный при содействии Постоянного Комитета Союзного государства уникальный двухтомник «Имена победы», основанный на воспоминаниях и семейных архивных материалах. Фак­тически это издание — плод работы потомков участников войны. Яркие, нередко бытовые и частные подробности из жизни фронтовиков — от рядовых солдат до маршалов — это как раз то, что делает память о войне наиболее живой, личностной и человечной, считает она. Она подарила по экземпляру альбома Национальной библиотеке Беларуси и Григорию Рапоте.
 
Впрочем, говорилось на форуме и о будущем медиа, о том, как создать информационные условия для этого само­го «партнерства во имя будущего». Министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич видит необходимость в создании и развитии новых созидательных информационных проектов и экспертных медийных площадок. Однако, счита­ет она, «порой средствам массовой информации подбрасыва­ются фактически несуществующие маргинальные проблемы, а затем на этой основе нагнетается напряженность в обще­стве. При этом для инициаторов таких манипуляций нет ничего святого. Цель этих спекуляций совершенно очевид­на — вбить клин между странами и народами. И современная история, к сожалению, дает нам много таких примеров…»
 
Подобно тому, как в свое время развитие автомобиле­строения привело к тому, что за руль села добрая половина, если не более, жителей развитых стран, современные тех­нологии привели к тому, что «журналистом» и даже вла­дельцем «маленького СМИ» (сайта или блога) может стать сегодня каждый. Готовы ли профессионалы принять этот вызов? Чем они могут ответить миллионам любителей? Эти вопросы не в первый раз в центре внимания Белорусского международного медиафорума. Главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов вполне оптими­стичен: «Традиционная журналистика вполне способна при­нять современный вызов блогосферы, так как обладает осо­быми качествами, которые импонируют читателям. Люди верят мнениям экспертов, опубликованным на страницах газет, они хотят читать материалы, написанные в уникаль­ном авторском стиле, быть потребителями проверенной объективной информации».
 
Используя коммерческую аналогию, когда товаров много, повышается роль брендов. Многие представители медиасообщества сошлись в этой оценке. В нарастающем информационном шуме современности потребителю информации легко потеряться. Но верность оценок и прогнозов, серьезное отношение к материалу, да и твердые моральные установки должны продолжать оставаться истинным критерием качества журналистского труда. Тем более что на смену понятию «средства массовой информации» все более приходит понятие «средства массовой коммуникации». Для того, кто понимает эту разницу, очевидно, что эти понятия не должны становиться антонимами…
 
Леонид Горяинов
Фото БЕЛТА
Читайте нас в Дзен
Просмотров 3663