Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, выступая на открытии пленарного заседания Медиафорума, подчеркнул, что тема Великой Отечественной войны продолжает быть в центре внимания средств массовой информации. «Очень многое делается, чтобы сохранить память о героях Великой Отечественной войны. Это незаживающая рана в памяти наших народов. Стремление узнать правду о войне, ее героях и неизвестных страницах не ослабевает ни на минуту», — отметил он.
Одержанная 70 лет назад Победа в Великой Отечественной войне — не только и не столько достояние истории, сколько важнейший фактор современной геополитики и информационного поля на всем евразийском пространстве, отмечалось на форуме. Тем более что, как оказалось, в культурно-информационной сфере «эхо войны» не только не утихает, но и становится все громче. И это позволяет многим экспертам и политикам небезосновательно утверждать: в этой сфере война фактически продолжается. «Людей в Хатыни и в Одессе сожгли одни и те же люди», — так образно, но емко связал события 1943 и 2014 годов председатель Белорусской государственной телерадиокомпании Геннадий Давыдько…
«Ритуализация и засилье штампов в освещении Дня Победы и Великой Отечественной войны, из-за чего теряется интерес к теме и происходит ее выхолащивание, сведение к обрядам. А смыслы уходят из сознания, и события превращаются во что-то далекое и отвлеченное», — так обрисовал проблему российский телеведущий и историк Леонид Млечин. Другой российский тележурналист Александр Гурнов посетовал, что «часть нашего народа (в странах Балтии и на Украине) стали считать добром воевавших на стороне Гитлера». А это значит, что были и есть как проблемы восприятия прошлого, так и информационные воздействия на общество, воздействия целенаправленные и осмысленные.
Участники форума, констатировав, что «современный мир не стал безопаснее», не могли не обойти этот момент в итоговой резолюции. Современные конфликты зримо свидетельствуют: искушение использовать массмедиа как пропагандистский ресурс в информационном противостоянии не стало достоянием прошлого. Информационные провокации сделались повседневной рутиной. В таких случаях объем дезинформации значительно превышает объем объективной информации, что формирует у людей искаженную картину мира, отмечалось на форуме. И задача профессионального журналистского сообщества — не допустить скатывания в бездну информационных войн «всех против всех». Добиться же этого можно путем соблюдения норм журналистской этики, выработанных на основании многолетнего опыта, корпоративной солидарности, минимизации влияния сиюминутной политической конъюнктуры на редакционную политику средств массовой информации.
Важнейшее значение в современных условиях приобретает такая категория, как моральная и социальная ответственность журналистов, — эта мысль резолюции в разных акцентах проходила через почти все выступления. В документе подчеркнуто: «В этой связи особое значение приобретает память о Великой Победе. Тогда, 70 лет назад, государства с разными идеологиями и политическими системами объединились, чтобы противостоять общей угрозе человечеству, которой являлся фашизм. Сохранить память о той общей и великой борьбе — священный долг нынешнего и будущих поколений».
Тема Великой Отечественной информационно неисчерпаема. Менее через год мы отметим три четверти века от ее начала. Все меньше остается живых свидетелей тех лет. И ответственность политиков, журналистов и деятелей культуры c течением времени только возрастает. Война интерпретаций в приложении к тем событиям оказывается не просто словесной перепалкой, а фактором мировой политики. Поэтому от продолжения осмысления событий 70-75-летней давности нам не уйти. Вопрос — в новом качестве этого разговора, к чему и призвали всех участники медиафорума.
В рамках Форума Наталья Конева, руководитель Фонда памяти полководцев Победы, дочь советского маршала Ивана Конева, представила собравшимся изданный при содействии Постоянного Комитета Союзного государства уникальный двухтомник «Имена победы», основанный на воспоминаниях и семейных архивных материалах. Фактически это издание — плод работы потомков участников войны. Яркие, нередко бытовые и частные подробности из жизни фронтовиков — от рядовых солдат до маршалов — это как раз то, что делает память о войне наиболее живой, личностной и человечной, считает она. Она подарила по экземпляру альбома Национальной библиотеке Беларуси и Григорию Рапоте.
Впрочем, говорилось на форуме и о будущем медиа, о том, как создать информационные условия для этого самого «партнерства во имя будущего». Министр информации Республики Беларусь Лилия Ананич видит необходимость в создании и развитии новых созидательных информационных проектов и экспертных медийных площадок. Однако, считает она, «порой средствам массовой информации подбрасываются фактически несуществующие маргинальные проблемы, а затем на этой основе нагнетается напряженность в обществе. При этом для инициаторов таких манипуляций нет ничего святого. Цель этих спекуляций совершенно очевидна — вбить клин между странами и народами. И современная история, к сожалению, дает нам много таких примеров…»
Подобно тому, как в свое время развитие автомобилестроения привело к тому, что за руль села добрая половина, если не более, жителей развитых стран, современные технологии привели к тому, что «журналистом» и даже владельцем «маленького СМИ» (сайта или блога) может стать сегодня каждый. Готовы ли профессионалы принять этот вызов? Чем они могут ответить миллионам любителей? Эти вопросы не в первый раз в центре внимания Белорусского международного медиафорума. Главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов вполне оптимистичен: «Традиционная журналистика вполне способна принять современный вызов блогосферы, так как обладает особыми качествами, которые импонируют читателям. Люди верят мнениям экспертов, опубликованным на страницах газет, они хотят читать материалы, написанные в уникальном авторском стиле, быть потребителями проверенной объективной информации».
Используя коммерческую аналогию, когда товаров много, повышается роль брендов. Многие представители медиасообщества сошлись в этой оценке. В нарастающем информационном шуме современности потребителю информации легко потеряться. Но верность оценок и прогнозов, серьезное отношение к материалу, да и твердые моральные установки должны продолжать оставаться истинным критерием качества журналистского труда. Тем более что на смену понятию «средства массовой информации» все более приходит понятие «средства массовой коммуникации». Для того, кто понимает эту разницу, очевидно, что эти понятия не должны становиться антонимами…
Леонид Горяинов
Фото БЕЛТА