Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Наравне, но не вместе

Призрак мультикультурализма бродит по Европе

Новость о 133 беженцах, погибших во время кораблекрушения, случившегося в Средиземном море неподалеку от острова Лампедуза в Италии, быстро разнеслась среди участников Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», который вот уже одиннадцатый год проходит по соседству на греческом острове Родос в Средиземноморье. Число жертв не окончательное: значительная часть из 500 граждан Эритреи и Сомали, пытавшихся попасть на «запад обетованный», до сих пор считаются пропавшими без вести.

16.10.2013 15:56

Наравне, но не вместе
Владимир Якунин считает,что мир ожидает новая волна кризиса

Эту шокирующую новость часто упо­минали в своих выступлениях на «кру­глых столах» и семинарах многие уче­ные, политологи, священнослужители, собравшиеся на форум. Массовая миграция, все больше напоминающая «великое переселение народов», ста­ла неотъемлемой частью глобального мира с его политической и экономи­ческой интеграцией, стиранием госу­дарственных границ, превалировани­ем универсальных ценностей над на­циональными особенностями разви­тия, полной или частичной потерей су­веренитета для некоторых государств.

Во благо или во вред?

В последние годы этот процесс приобретает такой неконтролируе­мый характер, а движение беженцев, переселенцев и трудовых мигрантов из бедных стран в более богатые ста­новится таким хаотичным, что забили тревогу даже известные европейские либералы. Президент Глобальной ас­социации по миграционной политике Патрик Таран привел тревожные циф­ры: во всем мире, по официальным данным, насчитывается 105 миллионов трудовых мигрантов. Цифра наверня­ка занижена, так как в одной России, уступающей по количеству мигрантов лишь США, насчитывается, по данным руководителя лаборатории Института народнохозяйственного прогнозиро­вания РАН Жанны Зайончковской, око­ло 12 миллионов мигрантов.

И хотя наши специалисты по про­блемам миграции продолжают ут­верждать, что миграция — это благо, что она решает демографические проблемы и способствует развитию экономики, оптимистический тон по­шел на убыль. Слишком очевидными становятся ее негативные последствия, затмевающие все преимущества по­литики «открытых дверей», которую долго проводили российские власти. Председатель исполкома Междуна­родного общественного движения «Форум переселенческих организа­ций» Лидия Графова проронила при­мечательную фразу: «Миграция кло­кочет». Профессор МГУ им. Ломоно­сова Ирина Ивахнюк тоже признала, что Россия не справляется с потоком мигрантов. Разумеется, ни одно госу­дарство не справится с таким мощ­ным давлением, когда число мигран­тов в нашей стране в год увеличивает­ся на 1,5-2 миллиона человек.

Экономисты уже давно пришли к выводу, что мигранты вовсе не стиму­лируют экономический рост. Наобо­рот, они тормозят повышение про­изводительности труда, усугубляют проблемы безработицы, увеличивают социальную нагрузку на государство, вынужденного отрывать значительную часть средств на их медицинское и социальное обслуживание, на ока­зание образовательных услуг. По под­счетам Наталии Власовой, вице-пре­зидента фонда «Миграция. XXI век», в России мигрантами за год тратится всего 256 миллионов рублей. Россий­ский бюджет, оказывается, теряет от миграции в 5 раз больше, чем при­обретает. Только на депортацию, по данным позапрошлого года, расхо­дуется 146 миллионов рублей.

По мнению голландского профес­сора Вебстерского университета Пе­тера ван Крикена, либеральный под­ход к проблемам миграции, прижив­шийся в глобализированном мире, привел к незаконной торговле людь­ми, подпольному бизнесу на рынке труда, огромному социальному на­пряжению, потере культурных тради­ций коренного населения, жестким проявлениям национализма, с одной стороны, и агрессии — с другой, к росту преступности и религиозной нетерпимости. Последний инцидент в московском районе Бирюлево то­му яркое доказательство. И самое главное, ведет к массовой гибели лю­дей, как это постоянно происходит у берегов Лампедузы. «Миграция раз­вращает. Многие мигранты живут на пособия и зарабатывают больше, чем местные работающие жители. Не на­до смешивать в кучу права человека и права мигрантов», — утверждает про­фессор из Голландии.

Отечественные эксперты почему-то назвали это выступление «провока­цией», хотя многие журналисты так и не поняли, в чем заключалась эта провокационность. При этом конкретных предложений по решению миграци­онных проблем в России было ма­ло, а те, что были, увы, не отличались содержательностью. Не считать же реально выполнимой идею бывшего замглавы ФМС, руководителя фонда «Миграция. ХХ1 век» Вячеслава Поставнина о создании за рубежом центров по изучению русской культуры, рус­ского языка, обучению нужным для России профессиям. Кто же будет оплачивать такое обучение — рос­сийские налогоплательщики? Стало быть, будем выращивать иностранных конкурентов на российском рынке труда? Никто не заикнулся о необхо­димости введения визового режима, пожалуй, единственно эффектив­ного средства, способного хотя бы приостановить миграционное на­шествие. Только сейчас в Госдуме предложили ввести визы для трудовых мигрантов. Раньше об этом говорили лишь отдельные депутаты. Только сей­час «сверху» поступило предложение о том, что вакансии сначала должны доставаться российским гражданам, а потом всем остальным.

Под одну гребенку

Трагедия в море как нельзя лучше показала, насколько ошибочными были современные концепции гло­бальной интеграции, мультикультурализма, «плавильного котла» народов, в котором более цивилизованные страны «учат» других, якобы менее ци­вилизованных, как надо жить. Попытка навязать универсальные ценности без учета национальных особенностей, культурных традиций, оказывается, не привела к всемирному благу. Мир не спасся ни от экономических кризи­сов, ни от войн и конфликтов. Люди не стали более богатыми, толерантными, веротерпимыми и высокоморальны­ми, а государственные и обществен­ные институты более устойчивыми.

Идею создания универсального го­сударства, живущего по единым пра­вилам, участники родосского фору­ма назвали явной глупостью. Сегодня ООН предлагает установить глобаль­ное гражданство. Так что призрак по­головной глобализации, утопические идеи единения народов в одну друж­ную семью, живущую вместе по об­щим законам и канонам, вполне ре­альны. «Я не верю в возможность соз­дания мирового правительства. Я не верю в мировое гражданство. Смысл создания таких институтов заключает­ся в том, чтобы по-прежнему прово­дить идеологию стандартизации и уни­фикации мира вне зависимости от исторических корней цивилизаций, от суверенитета стран, от реальных по­требностей и чаяний людей», — заявил по этому поводу общественный дея­тель и глава «РЖД» Владимир Якунин.

Как известно, он является одним из основателей форума, ежегодно собирающего известных политиков, экспертов, ученых-интеллектуалов из ООН, ЮНЕСКО, Организации Лиги арабских государств, Совета Евро­пы, Организации Исламская конфе­ренция и других общественных и го­сударственных организаций. По его словам, процессы глобализации, все чаще проявляющие себя в форме унификации ценностей одной кон­кретной цивилизации, вызывают лишь отторжение и конфликты, а люди не могут быть одинаковыми по природе и подчиняться стандарту поведения, принятому в одном уголке планеты.

Профессор Колумбийского уни­верситета Акил Белграми считает, что время требует появления новых дезинтеграционных процессов, формиро­вания самостоятельных территори­альных политических и экономических альянсов. Если страны Юга, в частно­сти, Китай, Индия вместе с Россией, отсоединятся от глобальной финан­совой экономики, перестанут плясать «под дудку» американского доллара, то, по мнению профессора, они по­лучат мощный толчок к развитию.

Ровно о том же самом говорил на другом «круглом столе» и известный российский экономист Михаил Хазин. Мир, с его точки зрения, должен рас­пасться на региональные экономиче­ские объединения, в результате чего исчезает необходимость некоего гло­бального союза. США, ЕС, Индия, Ки­тай, ЕвразЭС с Таможенным союзом, к которому могут подключиться, по смелому утверждению экономиста, Турция и даже Япония — своеобраз­ные центры экономического развития. Попытки противостоять новому евра­зийскому центру бессмысленны, ут­верждает он. Академик РАН, советник Президента России Сергей Глазьев также считает, что ЕвразЭС альтер­нативы нет, и к этому региональному объединению будут присоединяться все новые и новые государства.

Новые центры притяжения

Иными словами, ученые, политологи и экономисты выступают за создание новых экономических центров, которые не зависели бы от «настроений» печат­ного станка в США. Может быть, для штампующей пустые доллары страны это и выход из экономического тупи­ка, решение проблем финансовых долгов и т.п., но для других государств — продолжение кризиса. Это прева­лирование одной системы ценностей над остальными, которое проявляется в сфере финансов, экономике, в ура-патриотических разговорах о нацио­нальной исключительности, в постоян­ном поучении других «как надо жить» и использовании грубой силы, «если пошло не так», наносит непоправимый удар по современному миру.

Бывший Федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр пред­упреждает о раздувании очередно­го глобального финансового пузыря. Ему вторит бывший заместитель пред­седателя МВФ Десуки Кисугава из Японии, предрекающий еще более мощный экономический кризис, во время которого более сильные стра­ны будут безжалостно наступать на интересы более слабых. Поэтому, по его мнению, нужны новые центры си­лы, и Россия, и Китай с их крупным по­тенциалом мирового спроса, могут стать такими центрами притяжения.

О надутом пузыре, который по фи­нансовым объемам в 10 раз превыша­ет всю стоимость мировой экономики, говорит и Владимир Якунин. Если этому не будет положен конец, если не будут созданы механизмы международно­го регулирования притока финансо­вого капитала и сделок в спекулятив­ной сфере, то, по его мнению, мир ожидает очередная волна кризиса. Сегодня основной центр прибыли со­средотачивается в банковской сфере. И подобная виртуализация денежного капитала стала возможной именно из-за осуществления идей глобализации. «Вместо того, чтобы обеспечивать в ви­де услуги потребности развития реаль­ного сектора экономики, банки стали самодостаточным видом бизнеса, ког­да все вымывается, в том числе и при­быль, в коридоры или сейфы банков­ского капитала», — говорит он.

По подсчетам Альфреда Гузенбаэра, на помощь населению Евросо­юз тратит 1 процент от общей суммы расходов, а на спасение банков и банкиров — около 20 процентов. Не­равенство в доходах становится бичом глобального мира, тормозом эконо­мического развития. В распределении прибыли участвует только верхушка, а так называемый «обслуживающий персонал» находится где-то глубоко внизу на общей ступеньке доходов.

Кто сильнее, тот и прав?

Навязывание чуждых ценностей «сильными мира сего» наиболее ярко проявляется в так называемых горячих точках планеты. Чтобы утвердить соб­ственные правила человеческого об­щежития, ведущие страны западного мира не стесняются любых мер сило­вого давления. Альфред Гузенбауэр, например, задал вопрос, который можно отнести к категории риториче­ских: война в Северной Африке и на Ближнем Востоке сделали ли США и Великобританию сильнее? Стабили­зировали ли международное поло­жение? Ничего подобного. Продол­жает литься кровь. Бедные становятся беднее. Война не выгодна никому. Ее нельзя оправдать никакими «благо­родными целями», считает президент Международного движения «За спра­ведливый мир» Муззафар Чандра.

По словам Владимира Якунина на церемонии открытия форума, интел­лектуальная элита выступает против любых военных решений междуна­родных конфликтов. «Только диалог может помочь человечеству выйти из самых затруднительных положений», — говорит он. Пока же группа веду­щих держав в одностороннем поряд­ке решает, какая страна нарушает права человека или таит в себе ми­ровую угрозу. Югославия, Ирак, Аф­ганистан, Ливия, Сирия — это только перечень последних случаев сило­вого вмешательства. «Хищническое потребление мировых ресурсов и парадигма тотального доминирова­ния одной державы уже привели нас к эпохе больших войн. Я имею в виду Сирию», — говорит Владимир Якунин.

Причем за теориями использова­ния силы якобы в гуманитарных целях скрывается элементарное желание отомстить, наказать, по выражению со­председателя «Диалога цивилизаций», профессора Университета Нотр-Дам Фреда Деллмайра, «черных овец». Воз­мездие — вот чем руководствуются за­падные державы при нанесении бом­бовых ударов или проведении военных операций. По его мнению, сегодня меньшинство, так называемая элита, состоящая из политиков, финансистов и юристов, правит миром, поэтому на­до предоставить власть бесправным, а не сосредоточивать ее у тех, кто имеет все права. Именно это имел в виду и Владимир Якунин, когда говорил о пе­ревернутой пирамиде: горстка власть имущих диктует свои правила жизни, не особенно прислушиваясь к мне­нию большинства — такова сегодня нелицеприятная картина мира.

Христианам требуется помощь

Все чаще вышеупомянутая элита прибегает к религиозным аргумен­там, чтобы оправдать свою политику. По мнению Музаффара Чандры, ис­пользование властью религии неизбеж­но приводит к обострению ситуации. Представители правохристианских кругов не прочь всюду применить си­лу для решения проблем мусульман­ского мира, представители которого в свою очередь готовы сотрудничать с ними для достижения собственных ин­тересов. Или они сами готовы провоци­ровать ситуации, не чураясь задейство­вать в «священной войне» террористов, фанатиков и просто несогласных, как это происходит сегодня в Сирии.

Таким образом, религия стано­вится агрессивной, воинственной, не способной прощать и проявлять «ми­лость к падшим». Это серьезно осла­бляет позиции ислама и делает его более уязвимым к манипуляциям из­вне. Как известно, в Сирии участились нападения на христианские святыни, хотя христиане имеют исторические корни на Ближнем Востоке и Север­ной Африке и обладают правом жить в месте возникновения своей религии. До сих пор неизвестна судьба двух по­хищенных сирийских митрополитов.

Да и сам мусульманский мир расколот. Особенно это проявилось в ходе войны в Сирии, когда обостри­лись шиитскосуннитские противоре­чия. По мнению Музаффара Чандры, в этой стране наблюдается развитие опасной тенденции поддержки якобы «хороших» террористов, которые на самом деле занимаются насилием. Поэтому чрезвычайно важно уметь до­говариваться с умеренными мусуль­манами, которые традиционно живут в мире с христианами, подчеркива­ет другой религиозный деятель, свя­щенник Греко-католической церкви из Иордании Набиль Хаддат. Правда, как это сделать, точных рецептов не знает никто. Некоторые участники фо­рума предлагали переселять притес­няемых христиан из ближневосточных стран преимущественно в Южную Америку, куда уже уехали десятки тысяч людей. Кроме того, и христиан­ской Европе следовало бы предоста­вить большие квоты вынужденным пе­реселенцам-христианам с Ближнего Востока и из Северной Африки.

По словам заведующего сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Москов­ского патриархата диакона Димитрия Сафронова, положение христиан на Ближнем Востоке продолжает ухуд­шаться. Гонения на христиан и их исход из стран ближневосточного региона, в основном Сирии, приобретает, как считает Русская церковь, масштаб гу­манитарной катастрофы. Это связано с исламским радикализмом, направ­ленным против христианства на Ближ­нем Востоке. На необходимость ши­рокой международной дискуссии по проблеме межцивилизационных от­ношений указал в своем приветствии форуму и Святейший Патриарх Мо­сковский и всея Руси Кирилл. «К со­жалению, сегодня люди зачастую от­казываются вести диалог, не пытаются услышать, понять и принять друг друга, а используют язык оружия и насилия, ко­торый им кажется наиболее действен­ным средством разрешения возника­ющих трудностей», — пишет Патриарх.

…Буквально через пару недель по­сле массовой гибели беженцев в Средиземном море трагедия повто­рилась. На этот раз у берегов Лампе­дузы погибло 50 человек, 10 из которых дети. За последние два-три года счет жертв в этих местах идет на тысячи. Если срочно не принять меры, не по­ставить высокие барьеры на мигра­ционных путях, то на острове негде будет хоронить несчастных людей. Не лучше ли жить на равных со все­ми странами и народами, не мешая жить другим? Жить наравне, но не обязательно вместе.

Николай ЛАШКЕВИЧ
Москва — Родос — Москва
 
Фото Карена МАРКАРЯНА
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6372