Мольеровского «Тартюфа» представили 355 лет назад
Премьера комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик» состоялась в Версале 12 мая 1664 года. Спустя 3,5 века эта пьеса находится в репертуаре тысяч театров по всему миру.
В своей пьесе великий французский комедиограф высмеял церковников и духовенство. Первая редакция содержала три акта и предназначалась для показа на празднике «Увеселения волшебного острова» в Версале, к организации которого привлекли Мольера.
Речь в комедии идёт о молодом человеке, который втирается в доверие к хозяину парижского дома. Тартюф в глазах месье Оргона — воплощение молодости, ума, благочестия и доброты, а все замечания домочадцев он оставляет без внимания.
Показ антиклерикальной пьесы обернулся скандалом, а драматург заполучил сильнейшего коллективного врага — «Общество святых даров», влиятельную организацию, которая состояла из аристократов и духовных лиц. Общество добилось запрета пьесы, а во главе заговора против Мольера встала сама королева-мать Анна Австрийская, патронесса «Общества святых даров».
«Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии», — писал Мольер в обращении к королю Людовику XIV. Сатирическую пьеру пришлось значительно смягчить, убрав прямые выпады против клерикалов. Новую, пятиактную редакцию под названием «Обманщик», король всё же допустил к постановке, но в августе 1667 года парижский суд её запретил после первого же представления.
Третья редакция, которая дошла до наших дней, последовала через полтора года.
Имя «Тартюф» стало нарицательным и служит синонимом для пройдохи-лицемера.
На русский язык комедию перевёл Иван Кропотов в 1757 году, тогда же её представили в Санкт-Петербурге. Только в одной Москве «Тартюф» идёт на сценах Театра имени Пушкина, Малого театра и Театра на Таганке.