Евразийству нет альтернативы

Евразийский экономический союз, договор о создании которого был недавно подписан в Астане лидерами трех стран, станет качественно новой ступенью интеграции

Евразийству нет альтернативы
 
В этом убежден первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин
 
Еще идеолог евразийства Лев Гу­милев отмечал, что «у евразий­ства не просто большое будущее — в ближайшей и отдаленной перспек­тиве ему нет… альтернативы ни в тео­ретическом, ни в практическом плане». Сегодня мы можем воочию наблюдать, как его слова из гениального предви­дения становятся реальностью. А для России развитие евразийского сотруд­ничества — один из главных приорите­тов внешней политики.
 
За более чем два десятилетия, про­шедших после распада СССР и образо­вания Содружества Независимых Госу­дарств, на постсоветском пространстве происходили сложные процессы. Их главный итог состоит в том, что СНГ при всех своих недостатках сумел вы­полнить важную историческую мис­сию. На его основе стал возможным запуск целого ряда интеграционных проектов, включая создание межпар­ламентских объединений.
 
И этому есть свое объяснение: ди­намика интеграционных процессов объективно обуславливает усиление взаимодействия парламентов на евра­зийском пространстве. В современном мире механизмы традиционной дипло­матии эффективно дополняются пар­ламентской составляющей. Она содей­ствует углублению равноправного и всестороннего сотрудничества между государствами, привлечению структур гражданского общества к участию в демократических процедурах, обеспе­чивает гармонизацию национальных законодательств.
 
Основной площадкой для взаимо­действия парламентов на постсовет­ском пространстве стала Межпар­ламентская ассамблея государств ­участников Содружества Независимых Государств, которая в своей деятель­ности всегда придавала большое зна­чение вопросам гармонизации и сбли­жения законодательства государств — участников Содружества. Эта работа получила свое воплощение в модель­ных законодательных актах — всего их принято более трехсот.
 
Но сама жизнь потребовала от нас более высокого уровня интеграции и гармонизации законодательства. Важ­нейшим событием стало выделение в рамках СНГ «интеграционного ядра» -России, Беларуси и Казахстана, что при­вело к созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Интерес к участию в этих объедине­ниях проявили также другие страны, в частности Армения и Киргизия.
 
Качественно новой ступенью инте­грации станет Евразийский экономи­ческий союз, договор о его создании был недавно подписан в Астане лиде­рами трех стран. Как справедливо подчеркнул Президент России Владимир Путин, «на мировой арене появляется новая экономическая организация, об­ладающая в полной мере международ­ной правосубъектностью».
 
Однако это вовсе не означает сегод­ня обязательность вести речь о фор­мировании евразийского парламента как некоего отдельного органа. Глав­ное — это не создание какой-то новой структуры, а тесное взаимодействие парламентов евразийских государств в едином экономическом и цивилизационном пространстве. В конечном итоге, главное — это евразийский пар­ламентаризм как таковой в самом широком смысле этого слова. Да и не следует никому ничего навязывать, не стоит слепо копировать европейский опыт. Лучше творчески применять его к конкретным условиям, учитывая специфику наших государств и общ­ность нашей истории, и по максимуму использовать потенциал МПА СНГ и МПА ЕврАзЭс.
 
Совет Федерации в рамках своей компетенции и конституционных полномочий активно включился в работу на евразийском направлении. Мы регулярно проводим заседания Интеграционного клуба. Он стал своего рода «мозговым» центром для генерирования свежих идей в области развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. Под эгидой клуба проходят различные мероприятия с участием ведущих экспертов из России и стран СНГ. Идет интенсивный поиск новых возможностей активизации межпарламентского диалога на евразийском пространстве в современных условиях.
Просмотров 4537