В этом убежден первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин
Еще идеолог евразийства Лев Гумилев отмечал, что «у евразийства не просто большое будущее — в ближайшей и отдаленной перспективе ему нет… альтернативы ни в теоретическом, ни в практическом плане». Сегодня мы можем воочию наблюдать, как его слова из гениального предвидения становятся реальностью. А для России развитие евразийского сотрудничества — один из главных приоритетов внешней политики.
За более чем два десятилетия, прошедших после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств, на постсоветском пространстве происходили сложные процессы. Их главный итог состоит в том, что СНГ при всех своих недостатках сумел выполнить важную историческую миссию. На его основе стал возможным запуск целого ряда интеграционных проектов, включая создание межпарламентских объединений.
И этому есть свое объяснение: динамика интеграционных процессов объективно обуславливает усиление взаимодействия парламентов на евразийском пространстве. В современном мире механизмы традиционной дипломатии эффективно дополняются парламентской составляющей. Она содействует углублению равноправного и всестороннего сотрудничества между государствами, привлечению структур гражданского общества к участию в демократических процедурах, обеспечивает гармонизацию национальных законодательств.
Основной площадкой для взаимодействия парламентов на постсоветском пространстве стала Межпарламентская ассамблея государств участников Содружества Независимых Государств, которая в своей деятельности всегда придавала большое значение вопросам гармонизации и сближения законодательства государств — участников Содружества. Эта работа получила свое воплощение в модельных законодательных актах — всего их принято более трехсот.
Но сама жизнь потребовала от нас более высокого уровня интеграции и гармонизации законодательства. Важнейшим событием стало выделение в рамках СНГ «интеграционного ядра» -России, Беларуси и Казахстана, что привело к созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Интерес к участию в этих объединениях проявили также другие страны, в частности Армения и Киргизия.
Качественно новой ступенью интеграции станет Евразийский экономический союз, договор о его создании был недавно подписан в Астане лидерами трех стран. Как справедливо подчеркнул Президент России Владимир Путин, «на мировой арене появляется новая экономическая организация, обладающая в полной мере международной правосубъектностью».
Однако это вовсе не означает сегодня обязательность вести речь о формировании евразийского парламента как некоего отдельного органа. Главное — это не создание какой-то новой структуры, а тесное взаимодействие парламентов евразийских государств в едином экономическом и цивилизационном пространстве. В конечном итоге, главное — это евразийский парламентаризм как таковой в самом широком смысле этого слова. Да и не следует никому ничего навязывать, не стоит слепо копировать европейский опыт. Лучше творчески применять его к конкретным условиям, учитывая специфику наших государств и общность нашей истории, и по максимуму использовать потенциал МПА СНГ и МПА ЕврАзЭс.
Совет Федерации в рамках своей компетенции и конституционных полномочий активно включился в работу на евразийском направлении. Мы регулярно проводим заседания Интеграционного клуба. Он стал своего рода «мозговым» центром для генерирования свежих идей в области развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. Под эгидой клуба проходят различные мероприятия с участием ведущих экспертов из России и стран СНГ. Идет интенсивный поиск новых возможностей активизации межпарламентского диалога на евразийском пространстве в современных условиях.