Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Евразийский союз: где лежит ключ к успеху?

О перспективах Евразийского экономического союза сегодня говорят много и по-разному.

Кого-то еще более тесное сближение трех стран — России, Беларуси и Казахстана — настораживает, кого-то пугает, кто-то сулит ему непростое будущее. Но люди, заинтересованные в дальнейшем существовании ЕЭС, видят в новом межгосударственном образовании весьма широкие и далеко идущие перспективы, несмотря на объективные трудности и проблемы, с которыми уже столкнулись страны-основатели Союза, и с которыми им еще придется столкнуться

21.07.2014 15:56

Евразийский союз: где лежит ключ к успеху?
Заседание Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации

Интеграция углубляется

Именно такой откровенный разговор состоялся в ходе очередного заседа­ния Интеграционного клуба при Пред­седателе Совета Федерации. Как счи­тает Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, по историче­ским меркам наша евразийская инте­грация развивается ударными темпа­ми. Но иначе, полагает она, и не может быть, так как в условиях жесткой кон­куренции XXI века интеграция — это единственный путь эффективного обеспечения экономической безопас­ности, а следовательно, и политиче­ского суверенитета и независимости.

Но ударные темпы порождают и первый круг проблем. Подписанный 29 мая в Астане президентами Рос­сии, Беларуси и Казахстана стратеги­ческий Договор о Евразийском эко­номическом союзе означает переход этих стран на принципиально новый уровень взаимодействия. Да, будут созданы благоприятные условия для продвижения и реализации крупных инвестиционных проектов в самых различных сферах экономики. Но вместе с тем их надо своевременно обеспечивать законодательным со­провождением. Предстоит огромная работа по реализации договора, ко­торая потребует совместных усилий правительственных органов, парла­ментариев, представителей деловых и общественных кругов, экономистов, юристов, научно-экспертных сооб­ществ. Это накладывает на парла­менты России, Казахстана и Беларуси большую ответственность. Для начала спикер Совета Федерации предложила синхронно ратифицировать Договор о Евразийском экономическом союзе.

Сенаторы, подчеркнула Валенти­на Матвиенко, готовы оказывать всю необходимую помощь правительству в работе по реализации Договора о Евразийском экономическом союзе, причем в самых разнообразных фор­матах, в том числе в рамках Времен­ной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе. И, конечно, не­обходимо укреплять связи с Евразий­ской экономической комиссией — по­стоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и Едино­го экономического пространства.

Говоря о перспективах становления и развития Евразийского экономиче­ского союза, Валентина Матвиенко особо отметила потенциал двусторон­них межрегиональных форумов, суще­ствующих с Казахстаном и Беларусью. В начале июня в Минске состоялся Первый форум регионов Беларуси и России, где обсуждались вопросы эффективного развития агропромыш­ленных комплексов двух стран, что является важнейшим условием продо­вольственной безопасности Союзного государства. По результатам форума был принят итоговый документ, содер­жащий конкретные рекомендации по ключевым направлениям развития аг­ропромышленных комплексов. В нем особо подчеркивается необходимость единых правовых норм и правил раз­вития сельского хозяйства. Второй фо­рум регионов планируется провести в следующем году в Новгороде Великом. Обсуждаться будут вопросы сотрудни­чества в области промышленности.

Однако начало работы Евразийско­го экономического союза может изме­нить формат таких встреч. Рассматри­вается предложение о преобразова­нии двусторонних межрегиональных форумов с Казахстаном и Беларусью в единый трехсторонний форум регио­нов под патронатом президентов трех стран, сообщила Валентина Матвиен­ко, заметив, что такой формат будет в большей степени соответствовать новому уровню интеграционного вза­имодействия.

Тесные межрегиональные связи при участии Совета Федерации налажены не только со странами так называе­мого интеграционного ядра. Уже этой осенью запланировано проведение Четвертого межпарламентского фору­ма «Россия — Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества». Большой опыт в области межрегио­нального приграничного сотрудни­чества имеет и Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. По инициативе МПА СНГ в план меро­приятий по реализации второго этапа стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года включена подготовка целого ряда документов, связанных с вопросами межрегиональ­ного сотрудничества.

Словом, интеграция кардинальным образом углубляется, приобретает но­вые качества. Но процесс этот очень сложный и многоплановый. Есть мас­са внутренних и внешних факторов, в том числе непростые императивы гар­монизации интеграционных процессов на евразийском и европейском про­странствах. Их приходится учитывать.

Трудности переходного периода

Некоторые из них обозначил советник Президента России Сергей Глазьев. Он с сожалением констатировал, что уже второй год мы не видим роста вза­имной торговли. По мнению видного экономиста и политика, нужно общий рынок дополнять общими стратегиями развития. По словам Сергея Глазьева, замедлилось и формирование Еди­ного экономического пространства. Возникли трудности с согласовани­ем интересов участников, особенно в сфере естественных монополий и финансовых рынков. Поэтому решено действовать более фундаментально, с тем, чтобы прийти к консенсусу, нико­му не навязывать излишнюю торопли­вость. Но возникают вызовы, которые заставляют задуматься об ускорении интеграции по ряду направлений.

Так, например, Евразийский эко­номический союз призван в какой-то степени «поглотить» Евразийское экономическое сообщество. Но в этой связи возникает вопрос о дальнейшем участии Таджикистана в интеграцион­ных процессах. А между тем, у этой страны есть все юридические осно­вания претендовать на полноценное участие в них. Пока не уладятся во­просы переходного периода, не стоит торопиться с ликвидацией ЕврАзЭс, что позволит Таджикистану сохранять полноправное членство в этой орга­низации и не оказаться в переходный период за бортом интеграционного процесса.

Рост негативных тенденций от не­однородности экономик стран Евра­зийского экономического союза от­метил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в России Марат Тажин. По мнению дипломата, это весьма негативно скажется в буду­щем. В целом же он видит три главных вызова для Евразийского экономиче­ского союза. Первое — исчерпанность первоначального эффекта, второе — бюрократико-институциональные аспекты, третье — системные факто­ры, связанные с особенностями струк­туры экономик и принимаемыми не­согласованными программами как на территории России, так и Казахстана, и Беларуси.

На одну деликатную, но более чем значимую проблему обратил внима­ние заместитель декана факультета мировой экономики и мировой поли­тики Высшей школы экономики Ан­дрей Суздальцев. По его мнению, про­ект ЕЭС, оставаясь во многом проявле­нием политической воли президентов трех стран, завяз в геополитическом кризисе между Востоком и Западом. И украинский фактор оказывает крайне негативное влияние на перспекти­вы евразийской интеграции, причем речь тут идет об отношении между странами внутри ЕЭС. Андрей Суздальцев напомнил, что партнеры по Евразийскому союзу не поддержали Россию в выстраивании объявленных заградительных мер после подписания Украиной экономической ассоциации с ЕС. И это порождает определенный кризис в отношениях, ведь постав­ка товаров с Украины на российский рынок может пойти и через Беларусь. Уже сейчас распространяются прово­кационные слухи о том, что на грани­це России и Беларуси ищут украин­ские машины. Проблема серьезная, но как ее решать? По-видимому, только на политическом уровне.

Украинский фактор

Вообще, термин «украинский фактор» можно считать общим для ситуации, которая сложилась после подписания 27 июня в Брюсселе документов по экономической ассоциации с ЕС сразу трех стран бывшего СССР — Украины, Молдавии и Грузии. О том, к каким это приведет экономическим потерям для означенных государств, уже много говорилось. Но следует признать: сам факт подписания брюссельских доку­ментов и непосредственно украинский кризис создает для евразийской инте­грации новые сложности. По мнению Сергея Глазьева, делегировав часть своего суверенитета Европейской ко­миссии, Украина, Молдавия и Грузия уже не могут стать участниками ни Таможенного союза, ни Единого эко­номического пространства. Это суще­ственная потеря, полагает он, с точки зрения расширения возможностей со­трудничества, в том числе, кстати, и с самим Евросоюзом. А ведь, как пола­гает министр Евразийской экономиче­ской комиссии Татьяна Валовая, глав­ный наш партнер, с которым мы про­сто обречены на существование — это именно Европейский союз. Половина нашей внешней торговли приходится на ЕС, и хотим мы того или нет, наши экономические системы регулирова­ния должны быть в значительной сте­пени совместимы.

Что это означает — очевидно: и Ев­разийскому экономическому союзу, и странам, в него входящим, неизбеж­но предстоит выстраивать взаимо­выгодные взаимоотношения с ЕС. А вот кто выиграет и кто проиграет от появления новых, ассоциированных с ЕС членов, пока остается непонят­ным. Очевидно одно — Украина вряд ли станет государством, связующим Евросоюз и Евразийский экономиче­ский союз. Об этом говорил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. В услови­ях карательной операции на Юго-Вос­токе, и с учетом того, что на Украине есть силы, которые не заинтересованы в стабилизации ситуации, трудно да­же себе представить, как она может сыграть роль моста между Западом и странами ЕЭС.

Отсюда вывод: оказавшись в ситу­ации нарастающей международной конкуренции и прямых вызовов сво­им интересам, Евразийский экономи­ческий союз должен укрепляться из­нутри. Не забывая при этом правильно глобально позиционировать себя. Как полагает Сергей Глазьев, следует мак­симально публично показывать более привлекательную модель интеграции, чем ту, которую демонстрируют кон­куренты. И заключается она прежде всего в том, что, в отличие от Евросо­юза, ЕЭС строится на принципах пол­ной добровольности и взаимовыгод­ности, где каждое государство имеет право вето, что является нашим пози­тивным отличием.

С людьми надо разговаривать

Эта нехитрая и всем известная истина лишний раз подтвердилась в ходе дис­куссии, но вот по ходу создания Евра­зийского экономического союза о ней, кажется, забыли. И действительно, что знают граждане России, Беларуси и Казахстана о конкретном содержа­нии договора о создании ЕЭС и о том, какую пользу он принесет обычным людям? Трудно не согласиться с из­вестным российским политиком и ди­пломатом Александром Дзасоховым, заметившим в ходе своего выступле­ния, что исход эпохальных событий во многом определяет поведение граждан. С его точки зрения, безот­лагательно следует мобилизовать все возможности, чтобы привести обще­ственное мнение граждан государств, вошедших в ЕЭС, в соответствие со значением подписанного документа. Люди должны знать и понимать все обозначенные в нем позиции, конвер­тировать в своем понимании, что они могут получить для своей семьи, детей и внуков.

С таким подходом солидарен и рек­тор МГИМО Анатолий Торкунов. По его словам, после подписания истори­ческого документа Евразийский союз вступил в совершенно иную фазу сво­его развития. И теперь должен быть нацелен, прежде всего, уже не только на сферу экономической интеграции, но и на интеграцию гуманитарную, расширение разного рода сотрудниче­ства, охватывающего все сферы жиз­ни: и здравоохранение, и пенсионную систему и многое другое. В новом ин­теграционном объединении должен возникнуть и новый информационный ряд образов, смыслов, идеалов, счи­тает Анатолий Торкунов. Пока этим никто не занимается, и в результате, несмотря на поддержку евразийской интеграции большинства жителей на­ших стран, звучит немало и скептиче­ских голосов.

Эти предложения нашли поддержку и понимание. Завершая общую дискуссию, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: без поддержки населения не удастся эффективно реализовать задуманную задачу. Не только средства массовой информации, но и политики, и парламенты, и государственные деятели должны продумать и выстроить объективную информационную политику, которая объяснила каждому человеку, что он получит от Евразийского союза. Только тогда, подчеркнула спикер верхней палаты, мы сможем получить поддержку институтов гражданского общества и населения, только тогда Евразийский союз будет стоять на твердых ногах поддержки жителей наших стран. Вот это и есть главный ключ к успеху.

Николай Дорофеев
Читайте нас в Telegram
Просмотров 6792