Евразийский союз: где лежит ключ к успеху?
О перспективах Евразийского экономического союза сегодня говорят много и по-разному.
Кого-то еще более тесное сближение трех стран — России, Беларуси и Казахстана — настораживает, кого-то пугает, кто-то сулит ему непростое будущее. Но люди, заинтересованные в дальнейшем существовании ЕЭС, видят в новом межгосударственном образовании весьма широкие и далеко идущие перспективы, несмотря на объективные трудности и проблемы, с которыми уже столкнулись страны-основатели Союза, и с которыми им еще придется столкнуться
Интеграция углубляется
Именно такой откровенный разговор состоялся в ходе очередного заседания Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации. Как считает Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, по историческим меркам наша евразийская интеграция развивается ударными темпами. Но иначе, полагает она, и не может быть, так как в условиях жесткой конкуренции XXI века интеграция — это единственный путь эффективного обеспечения экономической безопасности, а следовательно, и политического суверенитета и независимости.
Но ударные темпы порождают и первый круг проблем. Подписанный 29 мая в Астане президентами России, Беларуси и Казахстана стратегический Договор о Евразийском экономическом союзе означает переход этих стран на принципиально новый уровень взаимодействия. Да, будут созданы благоприятные условия для продвижения и реализации крупных инвестиционных проектов в самых различных сферах экономики. Но вместе с тем их надо своевременно обеспечивать законодательным сопровождением. Предстоит огромная работа по реализации договора, которая потребует совместных усилий правительственных органов, парламентариев, представителей деловых и общественных кругов, экономистов, юристов, научно-экспертных сообществ. Это накладывает на парламенты России, Казахстана и Беларуси большую ответственность. Для начала спикер Совета Федерации предложила синхронно ратифицировать Договор о Евразийском экономическом союзе.
Сенаторы, подчеркнула Валентина Матвиенко, готовы оказывать всю необходимую помощь правительству в работе по реализации Договора о Евразийском экономическом союзе, причем в самых разнообразных форматах, в том числе в рамках Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе. И, конечно, необходимо укреплять связи с Евразийской экономической комиссией — постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Говоря о перспективах становления и развития Евразийского экономического союза, Валентина Матвиенко особо отметила потенциал двусторонних межрегиональных форумов, существующих с Казахстаном и Беларусью. В начале июня в Минске состоялся Первый форум регионов Беларуси и России, где обсуждались вопросы эффективного развития агропромышленных комплексов двух стран, что является важнейшим условием продовольственной безопасности Союзного государства. По результатам форума был принят итоговый документ, содержащий конкретные рекомендации по ключевым направлениям развития агропромышленных комплексов. В нем особо подчеркивается необходимость единых правовых норм и правил развития сельского хозяйства. Второй форум регионов планируется провести в следующем году в Новгороде Великом. Обсуждаться будут вопросы сотрудничества в области промышленности.
Однако начало работы Евразийского экономического союза может изменить формат таких встреч. Рассматривается предложение о преобразовании двусторонних межрегиональных форумов с Казахстаном и Беларусью в единый трехсторонний форум регионов под патронатом президентов трех стран, сообщила Валентина Матвиенко, заметив, что такой формат будет в большей степени соответствовать новому уровню интеграционного взаимодействия.
Тесные межрегиональные связи при участии Совета Федерации налажены не только со странами так называемого интеграционного ядра. Уже этой осенью запланировано проведение Четвертого межпарламентского форума «Россия — Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества». Большой опыт в области межрегионального приграничного сотрудничества имеет и Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. По инициативе МПА СНГ в план мероприятий по реализации второго этапа стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года включена подготовка целого ряда документов, связанных с вопросами межрегионального сотрудничества.
Словом, интеграция кардинальным образом углубляется, приобретает новые качества. Но процесс этот очень сложный и многоплановый. Есть масса внутренних и внешних факторов, в том числе непростые императивы гармонизации интеграционных процессов на евразийском и европейском пространствах. Их приходится учитывать.
Трудности переходного периода
Некоторые из них обозначил советник Президента России Сергей Глазьев. Он с сожалением констатировал, что уже второй год мы не видим роста взаимной торговли. По мнению видного экономиста и политика, нужно общий рынок дополнять общими стратегиями развития. По словам Сергея Глазьева, замедлилось и формирование Единого экономического пространства. Возникли трудности с согласованием интересов участников, особенно в сфере естественных монополий и финансовых рынков. Поэтому решено действовать более фундаментально, с тем, чтобы прийти к консенсусу, никому не навязывать излишнюю торопливость. Но возникают вызовы, которые заставляют задуматься об ускорении интеграции по ряду направлений.
Так, например, Евразийский экономический союз призван в какой-то степени «поглотить» Евразийское экономическое сообщество. Но в этой связи возникает вопрос о дальнейшем участии Таджикистана в интеграционных процессах. А между тем, у этой страны есть все юридические основания претендовать на полноценное участие в них. Пока не уладятся вопросы переходного периода, не стоит торопиться с ликвидацией ЕврАзЭс, что позволит Таджикистану сохранять полноправное членство в этой организации и не оказаться в переходный период за бортом интеграционного процесса.
Рост негативных тенденций от неоднородности экономик стран Евразийского экономического союза отметил Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в России Марат Тажин. По мнению дипломата, это весьма негативно скажется в будущем. В целом же он видит три главных вызова для Евразийского экономического союза. Первое — исчерпанность первоначального эффекта, второе — бюрократико-институциональные аспекты, третье — системные факторы, связанные с особенностями структуры экономик и принимаемыми несогласованными программами как на территории России, так и Казахстана, и Беларуси.
На одну деликатную, но более чем значимую проблему обратил внимание заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. По его мнению, проект ЕЭС, оставаясь во многом проявлением политической воли президентов трех стран, завяз в геополитическом кризисе между Востоком и Западом. И украинский фактор оказывает крайне негативное влияние на перспективы евразийской интеграции, причем речь тут идет об отношении между странами внутри ЕЭС. Андрей Суздальцев напомнил, что партнеры по Евразийскому союзу не поддержали Россию в выстраивании объявленных заградительных мер после подписания Украиной экономической ассоциации с ЕС. И это порождает определенный кризис в отношениях, ведь поставка товаров с Украины на российский рынок может пойти и через Беларусь. Уже сейчас распространяются провокационные слухи о том, что на границе России и Беларуси ищут украинские машины. Проблема серьезная, но как ее решать? По-видимому, только на политическом уровне.
Украинский фактор
Вообще, термин «украинский фактор» можно считать общим для ситуации, которая сложилась после подписания 27 июня в Брюсселе документов по экономической ассоциации с ЕС сразу трех стран бывшего СССР — Украины, Молдавии и Грузии. О том, к каким это приведет экономическим потерям для означенных государств, уже много говорилось. Но следует признать: сам факт подписания брюссельских документов и непосредственно украинский кризис создает для евразийской интеграции новые сложности. По мнению Сергея Глазьева, делегировав часть своего суверенитета Европейской комиссии, Украина, Молдавия и Грузия уже не могут стать участниками ни Таможенного союза, ни Единого экономического пространства. Это существенная потеря, полагает он, с точки зрения расширения возможностей сотрудничества, в том числе, кстати, и с самим Евросоюзом. А ведь, как полагает министр Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая, главный наш партнер, с которым мы просто обречены на существование — это именно Европейский союз. Половина нашей внешней торговли приходится на ЕС, и хотим мы того или нет, наши экономические системы регулирования должны быть в значительной степени совместимы.
Что это означает — очевидно: и Евразийскому экономическому союзу, и странам, в него входящим, неизбежно предстоит выстраивать взаимовыгодные взаимоотношения с ЕС. А вот кто выиграет и кто проиграет от появления новых, ассоциированных с ЕС членов, пока остается непонятным. Очевидно одно — Украина вряд ли станет государством, связующим Евросоюз и Евразийский экономический союз. Об этом говорил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. В условиях карательной операции на Юго-Востоке, и с учетом того, что на Украине есть силы, которые не заинтересованы в стабилизации ситуации, трудно даже себе представить, как она может сыграть роль моста между Западом и странами ЕЭС.
Отсюда вывод: оказавшись в ситуации нарастающей международной конкуренции и прямых вызовов своим интересам, Евразийский экономический союз должен укрепляться изнутри. Не забывая при этом правильно глобально позиционировать себя. Как полагает Сергей Глазьев, следует максимально публично показывать более привлекательную модель интеграции, чем ту, которую демонстрируют конкуренты. И заключается она прежде всего в том, что, в отличие от Евросоюза, ЕЭС строится на принципах полной добровольности и взаимовыгодности, где каждое государство имеет право вето, что является нашим позитивным отличием.
С людьми надо разговаривать
Эта нехитрая и всем известная истина лишний раз подтвердилась в ходе дискуссии, но вот по ходу создания Евразийского экономического союза о ней, кажется, забыли. И действительно, что знают граждане России, Беларуси и Казахстана о конкретном содержании договора о создании ЕЭС и о том, какую пользу он принесет обычным людям? Трудно не согласиться с известным российским политиком и дипломатом Александром Дзасоховым, заметившим в ходе своего выступления, что исход эпохальных событий во многом определяет поведение граждан. С его точки зрения, безотлагательно следует мобилизовать все возможности, чтобы привести общественное мнение граждан государств, вошедших в ЕЭС, в соответствие со значением подписанного документа. Люди должны знать и понимать все обозначенные в нем позиции, конвертировать в своем понимании, что они могут получить для своей семьи, детей и внуков.
С таким подходом солидарен и ректор МГИМО Анатолий Торкунов. По его словам, после подписания исторического документа Евразийский союз вступил в совершенно иную фазу своего развития. И теперь должен быть нацелен, прежде всего, уже не только на сферу экономической интеграции, но и на интеграцию гуманитарную, расширение разного рода сотрудничества, охватывающего все сферы жизни: и здравоохранение, и пенсионную систему и многое другое. В новом интеграционном объединении должен возникнуть и новый информационный ряд образов, смыслов, идеалов, считает Анатолий Торкунов. Пока этим никто не занимается, и в результате, несмотря на поддержку евразийской интеграции большинства жителей наших стран, звучит немало и скептических голосов.
Эти предложения нашли поддержку и понимание. Завершая общую дискуссию, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: без поддержки населения не удастся эффективно реализовать задуманную задачу. Не только средства массовой информации, но и политики, и парламенты, и государственные деятели должны продумать и выстроить объективную информационную политику, которая объяснила каждому человеку, что он получит от Евразийского союза. Только тогда, подчеркнула спикер верхней палаты, мы сможем получить поддержку институтов гражданского общества и населения, только тогда Евразийский союз будет стоять на твердых ногах поддержки жителей наших стран. Вот это и есть главный ключ к успеху.