ЕАЭС: первое расширение
Присоединение к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) Армении и утверждена дорожная карта интеграции в Единое экономическое пространство Киргизии
10 октября в Минске в ходе заседания Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств был подписан Договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) Армении и утверждена дорожная карта интеграции в Единое экономическое пространство Киргизии
К этому событию была приурочена синхронная ратификация парламентами стран — участниц Договора о Евразийском экономическом союзе, который заработает с 1 января 2015 года. Тогда же прекратит свое существование Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), послужившее фундаментом для создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. Переход на новую, более высокую ступень интеграции позволит эффективнее решать задачи модернизации экономик членов ЕАЭС и повышения их конкурентоспособности, заявил Владимир Путин. И что важно, этот курс имеет широкую общественную поддержку, подчеркнул Президент России. Деятельность Таможенного союза положительно оценивают 79 процентов населения России, 68 — Беларуси и 84 процента — Казахстана.
В канун этого исторического саммита в Москве прошла IX международная конференция «Евразийская экономическая интеграция», которую инициировал Евразийский банк развития. На конференции отмечалось, что с точки зрения документов и дорожных карт на уровне глав государств евразийская интеграция демонстрирует четкий плановый подход и видение развития вплоть до 2025 года. На этом фоне особенно ярко высвечиваются проблемы, которые нуждаются в решении.
Что произошло с темпами экономического роста в странах — членах ТС?
Низкая динамика в Беларуси и России за этот год — соответственно 1,7 и 0,3 процента, определенное торможение и в Казахстане — 4 вместо 6 процентов в 2013-м. Причиной тому структурные факторы.
Но нет худа без добра, заявил зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач, санкции подстегнули научное сотрудничество России с Беларусью в сфере микроэлектроники и радиолокации. Они могут стать импульсом к углублению научной и технологической кооперации, серьезным союзником углеводородной отрасли. Особенно высока наша зависимость от иностранных технологий и оборудования в нефтедобыче. Так, 80 процентов российских скважин горизонтального бурения на шельфе обслуживаются американскими компаниями. Хороший урок для Казахстана, где эта цифра достигает 100 процентов. В работе по обеспечению технологического суверенитета выиграют все, так как возникнет возможность альтернативы и опоры на совместные разработки.
Вступление Казахстана в ВТО на условиях, не совпадающих с евразийскими таможенными тарифами, пока не обсуждается экспертами, а это уже нужно делать. Также без внимания остается проблема формирования общего рынка капитала, отодвинутая за 2020 год. Режим благоприятствования следует выстраивать уже сегодня, поэтому ни в коем случае нельзя навязывать странам — членам ЕАЭС какие-то обязательства за пределами взаимной интеграции. Тормозом в части финансов стало давление на Беларусь в плане принятия соглашения о валютном рынке. Да и не понятно, зачем в нем вообще брать обязательство открываться для третьих стран. Финансово-экономические системы Москвы, Минска (который ограничивает свободное движение капиталов) и Астаны достаточно институционально разнятся для того, чтобы требовать их одномоментной унификации.
Вопрос в том, как совместить коня и трепетную лань — свободу взаимного движения капитала, играющего важную роль с точки зрения платежного баланса, и обеспечения контроля за финансовыми операциями.
Не может не тревожить факт стагнации взаимной торговли. Конечно, оснований для паники нет. Интеграция в форме ЕАЭС — слишком маленький ребенок, и определенные колебания здесь вполне объяснимы. В торговле России с Казахстаном стагнация во многом связана с падением поставок по нефти и нефтепродуктам, что связано с перенастройкой нефтяного рынка. Но есть и более общая причина. Это медленное движение по пути сочетания конкурентных преимуществ в виде создания совместных производств и корпораций.
Еще печальнее факт недавно зафиксированного, впервые за всю историю интеграции, падения взаимных инвестиций. По всем расчетам главный интеграционный эффект достигается не столько за счет формирования общего рынка товаров, но благодаря росту инвестиционной активности. Основной путь ее наращивания и одновременно перехода к дешевым и длинным деньгам — создание кредитных институтов развития по принципу проектного финансирования. Простая раздача денег банкам без контроля за их движением, как в 2008 году, чревата обвалом национальных валют. Одна из возможностей, которые открываются сегодня, — это переход к полноценным межгосударственным целевым программам. Откуда взять деньги? Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) обладает гигантским бюджетом, который можно пополнять за счет импортных пошлин.
Еще одна проблема — последствия экономической катастрофы Украины. Для ее стабилизации еще полгода назад хватило бы 55 миллиардов долларов. Сегодня она находится на траектории резкого спада, оцениваемого в 15 процентов ВВП, и для выхода из него требуется уже от 100 до 120 миллиардов. Запад, толкнувший Украину в эту ситуацию, столько средств не предоставит. И получается, что одна надежда у нее на Россию… Естественно, в дискуссии не обошли вниманием тему экономических санкций, которые так или иначе затрагивают Беларусь и Казахстан. Не секрет, что они направлены в том числе и на развал евразийской интеграции, которую американский госдеп рассматривает как угрозу для США. Де-факто ЕАЭС уже занял свою нишу в мировой экономической и даже политической повестке дня.
Мало кто помнит, что среди государств-членов основателей Евразийского экономического сообщества первоначально значились Киргизия и Таджикистан. Очень важно не потерять их в процессе интеграции. А приобретение на пути интеграции Армении — большое достижение. Она за короткий срок, буквально за год, адаптировала экономическое регулирование под общие стандарты и привела национальное законодательство в соответствие с нормами интеграционного объединения. Растет общественный интерес к союзу в Узбекистане, который в 2006 году приостановил свое участие в ЕврАзЭс по политическим мотивам.
В Минске российский лидер еще раз подтвердил нарастающий интерес к сотрудничеству с ЕАЭС со стороны других государств и региональных организаций. В ЕЭК поступили десятки предложений об установлении преференциальных режимов торговли. Владимир Путин призвал как можно скорее завершить переговоры по проекту соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, интенсифицировать экспертные консультации с Израилем, Индией, Египтом, продолжить развивать диалог с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Как известно, ЕАЭС, в отличие от Евросоюза, интегрирующегося по всем направлениям, ограничивается экономикой. В этом есть плюс, поскольку снимаются многочисленные политические риски. Опора на общий рынок позволит по мере готовности членов союза упрочивать отношения по всем векторам развития, привлекая для этого Китай и других партнеров по БРИКС. Приятно отметить, что главенствующий после 90-х годов принцип отношений новых государств СНГ с Россией — максимум экономических выгод, минимум политических обязательств — начинает уходить в прошлое…
У интеграции очень много измерений. Нужно учесть институциональный опыт, накопленный Союзным государством России и Беларуси. Своеобразными драйверами развития могут стать научно-образовательное сотрудничество и совместные проекты. Если же говорить о цивилизационно-исторических и геополитических факторах, то не стоит забывать о длительном опыте совместного государственного бытия и общей истории, элементом которой являлись коллективистские ценности. Они, как показал опыт Японии, Китая и Индии, оказались фактором, обеспечившим в начале рывка «азиатских тигров» мощное ускорение экономического роста.