Беларусь: ключевой и решающий год
Итоги первых месяцев 2013 года показывают как возможности, так и угрозы этого года для Беларуси.
Уже сегодня можно констатировать, что без значительных новаций ни экономика, ни сфера государственного управления страны не обойдутся.
В мае 2014 года в стране пройдет 78-й чемпионат мира по хоккею — спорту, особо любимому белорусским лидером. А в июле этого же года исполнится 20 лет с момента первого избрания Александра Лукашенко на президентскую должность. Эта дата, безусловно, повод подвести некоторые итоги. Немаловажно и то, что в следующем, 2015-м, году в стране должны пройти очередные президентские выборы.
Не удивительно, что, выступая 1 марта на заседании правительства, где обсуждались итоги социально-экономического развития
страны за 2012 год и задачи на 2013 год, Президент назвал этот год «решающим» годом пятилетки. По мнению Александра Лукашенко, ситуация в стране не так плоха, удалось преодолеть последствия финансового кризиса 2011 года и закрепить позитивные тенденции в ряде сфер. Экономика в целом росла, как и реальные доходы большинства граждан, замедлились темпы инфляции, сохранялось положительное сальдо внешней торговли, в целости и сохранности остались золотовалютные резервы. Вместе с тем, по мнению Президента, в ряде отраслей наблюдаются серьезные недоработки правительства. Более того, глава государства пообещал, что правительство будет отправлено в отставку при неудовлетворительных экономических показателях.
«Пока общая оценка — неудовлетворительно! — подчеркнул он. — Вы, как всегда, ждете указаний и поручений от президента, вместо того, чтобы самим своевременно решать возникающие проблемы. Только после жестких требований правительство и Национальный банк начинают действовать, да и то не всегда так, как надо, и в полном объеме… Вы погрязли в бесчисленных многочасовых совещаниях, где решение вопроса просто тонет».
Денежная стабильность
В частности, Александр Лукашенко потребовал от правительства принять жесткие меры для сдерживания роста инфляции: «Требую прекратить вольницу в ценообразовании. Нет такой необходимости. Правительству и Национальному банку нужно более эффективно осуществлять ценовое регулирование».
Обращаясь к премьер-министру Михаилу Мясниковичу и главе Национального банка Надежде Ермаковой, Президент подчеркнул, что решение этой проблемы имеет важнейшее государственное значение: «От этого сейчас зависит закрепление макроэкономической стабильности». «Если посмотреть за период с начала 2011 года, то к настоящему времени белорусский рубль девальвировался в 2,9 раза. При этом потребительские цены выросли в 2,6 раза. В том числе на продовольственные товары — почти в 3 раза, на непродовольственные товары и услуги — в 2,5 раза. У вас что, в ценообразовании стоит задача догнать и перегнать темпы девальвации? — сказал глава государства. — Если мы в настоящее время не обуздаем инфляцию при относительно устойчивом курсе национальной валюты, то нарастим внутренние издержки и потеряем конкурентоспособность белорусской продукции прежде всего в экспорте… Поэтому надо принять более энергичные меры для сдерживания инфляции».
«Доходит до глупости. Как мне докладывает Комитет госконтроля, некоторые руководители предприятий, следуя некоему графику помесячного изменения цен, утвержденному правительством в начале прошлого года, в течение всего года увеличивали свои отпускные цены, воспринимая этот график как задание по росту цен», — отметил Александр Лукашенко. Он полагает, что, «раскручивая инфляцию, мы сами себе создаем серьезные проблемы на потребительском рынке и осложняем процесс модернизации нашей экономики». Поводом для нелицеприятных оценок стало то, что белорусская экономика в 2012 году выросла на 1,5 процента при утвержденном Президентом целевом прогнозе роста на 5 — 5,5. Правительство объясняет малый рост необходимостью сохранения жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики, направленной на преодоление макроэкономических дисбалансов, приведших к масштабному валютно-финансовому кризису и почти тройной девальвации в 2011 году. Но Президента эти темпы не устраивают.
Стратегическое послание
абсолютно честно хочу
сказать для Евросоюза,
Соединенных Штатов
и других. Ведя с вами
переговоры, мы ни в коем
случае не будем исходить
из того, мы с вами, или
с Россией. У нас нет
такого выбора и быть не
может! Россия, русский
народ и белорусы — это
единое целое, это одно
древо. Мы, естественно,
не можем быть без
России, как и Россия
не может бросить под
ногу кому-то белорусов.
Никто не способен
нарушить этот святой
закон: ни Лукашенко,
ни Путин, ни Медведев,
ни кто-то другой. Это —
естественно. И требовать
от нас, чтобы мы
повернулись определенной
частью к России, —
контрпродуктивно. Этого
никогда не будет!
(Из послания народу
и Национальному Собранию)
«Обновление — это не отказ от нашей модели и прежнего пути. Обновление — это новый этап нашего развития…. Мы по некоторым основным направлениям значительно продвинулись в модернизации. Но пришло время обновлять… Мы при этом должны опереться на три мощных национальных проекта, которые позволят обновить государство. Первый проект — это модернизация нашей экономики. Второй — информатизация общества. Третий — поддержка молодежи и ее масштабное привлечение в широком смысле к государственному строительству», — уверен Президент Беларуси.
Опора на внутренние энергетические ресурсы и собственную сырьевую базу, рост глубины переработки сырья (в частности, леса), интенсивный рост сельскохозяйственного производства и развитие высоких технологий во всех отраслях провозглашены стратегически важными направлениями, которые позволят стране занять достойное место на мировых рынках.
Год бережливости
2013 год был объявлен Александром Лукашенко Годом бережливости.
В его рамках предусмотрены различные меры по оптимизации государственных и муниципальных расходов. В частности, в марте подписан указ «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей», которым госорганам и госпредприятиям запрещено покупать служебные автомобили стоимостью более 25 тысяч евро в эквиваленте с учетом таможенных платежей, если иное не установлено главой государства. Запрет касается не только государственных органов, юрлиц, хозобществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций находятся в собственности государства или его административно-территориальных единиц, но и сельскохозяйственных предприятий с долей государства в уставном фонде.
Новая норма затрагивает и иные юридические лица, имеющие просроченную задолженность по зарплате, за потребленные энергоресурсы, по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по кредитам, полученным под гарантию правительства, а также под гарантии, выданные местными органами государственной власти за период в три календарных месяца, предшествующих покупке служебных автомашин. Нарушение запрета будет караться штрафом для руководителя предприятия или госоргана в размере от 6,9 до 11,5 тысячи долларов.
Президентским Указом от 12 апреля предусмотрено сокращение количества работников государственных органов и организаций в среднем на 25 процентов. Также данным Указом утверждается новая типовая структура местных исполнительных и распорядительных органов, порядок установления численности работников аппаратов государственных концернов и учреждений, непосредственно подчиненных республиканским органам управления, бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов областного, базового и первичного уровней, районных и сельских исполнительных комитетов. Одновременно Совет Министров должен был внести главе государства предложения по повышению уровня материального обеспечения государственных служащих и меры по оптимизации существующей сети дипломатических представительств и консульских учреждений.
Впрочем, есть и более крупная, стратегическая и долгосрочная задача. В послании она обозначена так: «Необходимо достичь снижения энергоемкости ВВП на 29-31 процент к уровню 2010 года, в том числе в текущем году снизить энергоемкость валового внутреннего продукта на 7 процентов. Больше внимания следует уделять развитию возобновляемых источников энергии, увеличению доли собственных энергоресурсов, освоению недр. Задача состоит в том, чтобы ежегодно наращивать объемы местных видов топлив, чтобы выйти к концу пятилетки на уровень 30 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет собственных ресурсов. Это залог нашей энергетической безопасности… Больше всего мы расходуем на закупку энергоресурсов».
С февраля этого года были повышены цены на газ и электроэнергию, используемых сверх социальных норм. Для домохозяйств без электрических плит этот порог — 150 киловатт. Следующие 150 киловатт оплачиваются по немного увеличенной стоимости, а сверх 300 киловатт — по стоимости затрат на производство электроэнергии, по цене, близкой к 0,1 доллара. Около 80 процентов домохозяйств эта мера не затронула, зато государство перестало дотировать богатые, много потребляющие домохозяйства. Порог для льготной цены по газу — 5,5 тысячи кубов в год, тоже весьма не мал и позволяет отапливать весьма просторные частные дома.
Впрочем, всегда подчеркивается, что экономия важна не сама по себе, а как источник средств на модернизацию производств и жизненной среды в широком смысле. Даже в самый сложный 2011 год строительство транспортной и энергетической инфраструктур в стране не прекращалось. Есть, конечно, и проблемы. Прошедшая зима с небывалым количеством снега и постоянными оттепелями-заморозками нанесла во многих местах огромный ущерб асфальту как во дворах, так и на улицах и трассах. Эту проблему придется решать, в том числе и в рамках подготовки к хоккейному мировому первенству 2014 года.
Быть не хуже соседей
Эта неявная, не очень акцентируемая, но очень важная цель белорусского руководства совершенно понятна. Достижение ее крайне важно для обеспечения социально-политической стабильности в относительно небольшой стране с открытой границей с Россией, безвизовой — с Украиной и близкой и хорошо доступной с Литвой, Латвией и Польшей. Кроме России, белорусы частенько бывают в Евросоюзе, в частности, в пограничных Латвии и Литве.
Географически Вильнюс ближе к Минску, чем любой областной центр Беларуси. При том, что соседняя Польша, несомненно, рванула в своем развитии в последние 15 лет (правда, внешний долг страны превышает 6 тысяч долларов на душу), да так, что ее практически не затронул экономический кризис, две прибалтийские республики не демонстрируют особых успехов ЕС в обеспечении развития «новых территорий». Если исторический центр Вильнюса выглядит неплохо, если, конечно, не заходить на его периферийные улицы, большая часть «спальных районов» города представляет собой унылое зрелище. Разбитый асфальт и разрушающиеся бордюры, осыпающиеся местами панельные фасады зданий — все давно не латаное и не чиненное при высочайших ценах на услуги ЖКХ. Относительно неплохо, впрочем, чувствуют себя некоторые деревни и хуторки, вернее, те, кто в них остался. И это при том, что маленькая республика сохранила множество производств отменной пищевой продукции — от колбас до молочной продукции и пива. Куда хуже ситуация в Латвии, утратившей большую часть национального производства.
Белорусы имеют возможность передвигаться и сравнивать. При недовольстве граждан теми или иными сторонами действительности эта действительность большинство в целом устраивает. Отметим также, что более жесткого критика некоторых белорусских реалий, чем сам Президент, нет. Что очень снижает шансы местной оппозиции.
Самая большая и острая проблема, в принципе, не оригинальная в мире — это недостаток денег: средняя зарплата после кризиса 2011 года лишь зимой превысила 500 долларов, а цены в республике растут и на продовольствие составляют около 2/3 московских. Трудовая миграция белорусов в соседние страны после девальвации белорусского рубля снова выросла. Из-за чего вакантны многие рабочие места в медицине, образовании, строительстве, на транспорте и на многих производствах. Впрочем, с конца 2012 года появились признаки стабилизации ситуации и возвращения людей на рабочие места. Покупательная способность близких к средней зарплат в целом в Беларуси остается высокой и превышает покупательную способность средних зарплат во всех соседних странах, кроме, возможно, Польши. Да и в этой стране пограничные восточные районы не выглядят лучше западных областей Беларуси.
Реализация государственных планов в условиях финансовой стабильности будет лучшим способом продемонстрировать достоинства экономической модели, того пути, на который Беларусь встала уже 19 лет назад. Именно поэтому так важны будут социально-экономические результаты этого года.
Леонид ГОРЯИНОВ
Фото: БЕЛТА