День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Беларусь: ключевой и решающий год

Итоги первых месяцев 2013 года показывают как возможности, так и угрозы этого года для Беларуси.

Уже сегодня можно констатировать, что без значительных новаций ни экономика, ни сфера государственного управления страны не обойдутся.

29.04.2013 15:56

Беларусь: ключевой и решающий год
Президент Беларуси выступает с посланием народу и парламенту

В мае 2014 года в стране пройдет 78-й чемпионат мира по хоккею — спорту, особо любимому белорусским лиде­ром. А в июле этого же года исполнит­ся 20 лет с момента первого избрания Александра Лукашенко на президент­скую должность. Эта дата, безуслов­но, повод подвести некоторые итоги. Немаловажно и то, что в следующем, 2015-м, году в стране должны пройти очередные президентские выборы.

Не удивительно, что, выступая 1 марта на заседании правительства, где обсуждались итоги социально-эко­номического развития

страны за 2012 год и задачи на 2013 год, Президент назвал этот год «решающим» годом пятилетки. По мнению Александра Лукашенко, ситуация в стране не так плоха, удалось преодолеть послед­ствия финансового кризиса 2011 года и закрепить позитивные тенденции в ряде сфер. Экономика в целом рос­ла, как и реальные доходы большин­ства граждан, замедлились темпы ин­фляции, сохранялось положительное сальдо внешней торговли, в целости и сохранности остались золотовалют­ные резервы. Вместе с тем, по мнению Президента, в ряде отраслей наблюда­ются серьезные недоработки прави­тельства. Более того, глава государства пообещал, что правительство будет отправлено в отставку при неудовлет­ворительных экономических показа­телях.

«Пока общая оценка — неудовлет­ворительно! — подчеркнул он. — Вы, как всегда, ждете указаний и поруче­ний от президента, вместо того, чтобы самим своевременно решать возника­ющие проблемы. Только после жест­ких требований правительство и На­циональный банк начинают действовать, да и то не всегда так, как надо, и в полном объеме… Вы погрязли в бес­численных многочасовых совещаниях, где решение вопроса просто тонет».

Денежная стабильность

В частности, Александр Лукашенко потребовал от правительства принять жесткие меры для сдерживания роста инфляции: «Требую прекратить воль­ницу в ценообразовании. Нет такой необходимости. Правительству и На­циональному банку нужно более эф­фективно осуществлять ценовое регу­лирование».

Обращаясь к премьер-министру Михаилу Мясниковичу и главе Наци­онального банка Надежде Ермаковой, Президент подчеркнул, что решение этой проблемы имеет важнейшее го­сударственное значение: «От этого сейчас зависит закрепление макроэко­номической стабильности». «Если по­смотреть за период с начала 2011 года, то к настоящему времени белорусский рубль девальвировался в 2,9 раза. При этом потребительские цены выросли в 2,6 раза. В том числе на продоволь­ственные товары — почти в 3 раза, на непродовольственные товары и услуги — в 2,5 раза. У вас что, в ценообразова­нии стоит задача догнать и перегнать темпы девальвации? — сказал глава го­сударства. — Если мы в настоящее вре­мя не обуздаем инфляцию при относи­тельно устойчивом курсе националь­ной валюты, то нарастим внутренние издержки и потеряем конкурентоспо­собность белорусской продукции пре­жде всего в экспорте… Поэтому надо принять более энергичные меры для сдерживания инфляции».

«Доходит до глупости. Как мне до­кладывает Комитет госконтроля, не­которые руководители предприятий, следуя некоему графику помесячного изменения цен, утвержденному пра­вительством в начале прошлого года, в течение всего года увеличивали свои отпускные цены, воспринимая этот график как задание по росту цен», — отметил Александр Лукашенко. Он по­лагает, что, «раскручивая инфляцию, мы сами себе создаем серьезные про­блемы на потребительском рынке и ос­ложняем процесс модернизации нашей экономики». Поводом для нелицепри­ятных оценок стало то, что белорусская экономика в 2012 году выросла на 1,5 процента при утвержденном Президен­том целевом прогнозе роста на 5 — 5,5. Правительство объясняет малый рост необходимостью сохранения жесткой денежно-кредитной и бюджетной по­литики, направленной на преодоление макроэкономических дисбалансов, приведших к масштабному валютно-финансовому кризису и почти тройной девальвации в 2011 году. Но Президен­та эти темпы не устраивают.

Стратегическое послание

Александр ЛУКАШЕНКО: Еще раз откровенно и
абсолютно честно хочу
сказать для Евросоюза,
Соединенных Штатов
и других. Ведя с вами
переговоры, мы ни в коем
случае не будем исходить
из того, мы с вами, или
с Россией. У нас нет
такого выбора и быть не
может! Россия, русский
народ и белорусы — это
единое целое, это одно
древо. Мы, естественно,
не можем быть без
России, как и Россия
не может бросить под
ногу кому-то белорусов.
Никто не способен
нарушить этот святой
закон: ни Лукашенко,
ни Путин, ни Медведев,
ни кто-то другой. Это —
естественно. И требовать
от нас, чтобы мы
повернулись определенной
частью к России, —
контрпродуктивно. Этого
никогда не будет!

(Из послания народу
и Национальному Собранию)
В своем ежегодном послании народу и Национальному Собранию Беларуси Александр Лукашенко конкретизировал планы, назвав 2013 год «ключевым» для развития республики, и обозначил «главную, стержневую» идею для страны — идею обновления.
«Обновление — это не отказ от нашей модели и прежнего пути. Обновление — это новый этап нашего развития…. Мы по некоторым основным направлениям значительно продвинулись в модернизации. Но пришло время обновлять… Мы при этом должны опереться на три мощных национальных проекта, которые позволят обновить государство. Первый проект — это модернизация нашей экономики. Второй — информатизация общества. Третий — поддержка молодежи и ее масштабное привлечение в широком смысле к государственному строительству», — уверен Президент Беларуси.
Опора на внутренние энергетические ресурсы и собственную сырьевую базу, рост глубины переработки сырья (в частности, леса), интенсивный рост сельскохозяйственного производства и развитие высоких технологий во всех отраслях провозглашены стратегически важными направлениями, которые позволят стране занять достойное место на мировых рынках.

Год бережливости

2013 год был объявлен Александром Лукашенко Годом бережливости.

В его рамках предусмотрены раз­личные меры по оптимизации госу­дарственных и муниципальных рас­ходов. В частности, в марте подписан указ «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей», которым госорганам и госпредприя­тиям запрещено покупать служебные автомобили стоимостью более 25 ты­сяч евро в эквиваленте с учетом тамо­женных платежей, если иное не уста­новлено главой государства. Запрет касается не только государственных органов, юрлиц, хозобществ, в устав­ных фондах которых более 50 процен­тов акций находятся в собственности государства или его административ­но-территориальных единиц, но и сельскохозяйственных предприятий с долей государства в уставном фонде.

Новая норма затрагивает и иные юридические лица, имеющие про­сроченную задолженность по зарпла­те, за потребленные энергоресурсы, по обязательным платежам в бюд­жет, государственные целевые бюд­жетные и внебюджетные фонды, по кредитам, полученным под гарантию правительства, а также под гарантии, выданные местными органами госу­дарственной власти за период в три календарных месяца, предшествую­щих покупке служебных автомашин. Нарушение запрета будет караться штрафом для руководителя предпри­ятия или госоргана в размере от 6,9 до 11,5 тысячи долларов.

Президентским Указом от 12 апре­ля предусмотрено сокращение коли­чества работников государственных органов и организаций в среднем на 25 процентов. Также данным Указом утверждается новая типовая структу­ра местных исполнительных и распо­рядительных органов, порядок уста­новления численности работников аппаратов государственных концер­нов и учреждений, непосредственно подчиненных республиканским орга­нам управления, бюджетных органи­заций, финансируемых из бюджетов областного, базового и первичного уровней, районных и сельских испол­нительных комитетов. Одновременно Совет Министров должен был внести главе государства предложения по по­вышению уровня материального обе­спечения государственных служащих и меры по оптимизации существую­щей сети дипломатических предста­вительств и консульских учреждений.

Впрочем, есть и более крупная, стратегическая и долгосрочная за­дача. В послании она обозначена так: «Необходимо достичь снижения энергоемкости ВВП на 29-31 процент к уровню 2010 года, в том числе в те­кущем году снизить энергоемкость валового внутреннего продукта на 7 процентов. Больше внимания следу­ет уделять развитию возобновляемых источников энергии, увеличению до­ли собственных энергоресурсов, ос­воению недр. Задача состоит в том, чтобы ежегодно наращивать объемы местных видов топлив, чтобы вый­ти к концу пятилетки на уровень 30 процентов объема производства элек­трической и тепловой энергии за счет собственных ресурсов. Это залог на­шей энергетической безопасности… Больше всего мы расходуем на закуп­ку энергоресурсов».

С февраля этого года были повы­шены цены на газ и электроэнергию, используемых сверх социальных норм. Для домохозяйств без электри­ческих плит этот порог — 150 кило­ватт. Следующие 150 киловатт опла­чиваются по немного увеличенной стоимости, а сверх 300 киловатт — по стоимости затрат на производство электроэнергии, по цене, близкой к 0,1 доллара. Около 80 процентов домохозяйств эта мера не затронула, за­то государство перестало дотировать богатые, много потребляющие домо­хозяйства. Порог для льготной цены по газу — 5,5 тысячи кубов в год, тоже весьма не мал и позволяет отапливать весьма просторные частные дома.

Впрочем, всегда подчеркивается, что экономия важна не сама по се­бе, а как источник средств на модер­низацию производств и жизненной среды в широком смысле. Даже в са­мый сложный 2011 год строительство транспортной и энергетической инфраструктур в стране не прекра­щалось. Есть, конечно, и проблемы. Прошедшая зима с небывалым коли­чеством снега и постоянными оттепе­лями-заморозками нанесла во мно­гих местах огромный ущерб асфальту как во дворах, так и на улицах и трас­сах. Эту проблему придется решать, в том числе и в рамках подготовки к хоккейному мировому первенству 2014 года.

Быть не хуже соседей

Эта неявная, не очень акцентиру­емая, но очень важная цель белорус­ского руководства совершенно по­нятна. Достижение ее крайне важно для обеспечения социально-полити­ческой стабильности в относительно небольшой стране с открытой грани­цей с Россией, безвизовой — с Укра­иной и близкой и хорошо доступной с Литвой, Латвией и Польшей. Кроме России, белорусы частенько бывают в Евросоюзе, в частности, в погранич­ных Латвии и Литве.

Географически Вильнюс ближе к Минску, чем любой областной центр Беларуси. При том, что соседняя Польша, несомненно, рванула в своем развитии в последние 15 лет (правда, внешний долг страны превышает 6 тысяч долларов на душу), да так, что ее практически не затронул экономи­ческий кризис, две прибалтийские ре­спублики не демонстрируют особых успехов ЕС в обеспечении развития «новых территорий». Если историче­ский центр Вильнюса выглядит не­плохо, если, конечно, не заходить на его периферийные улицы, большая часть «спальных районов» города представляет собой унылое зрелище. Разбитый асфальт и разрушающиеся бордюры, осыпающиеся местами па­нельные фасады зданий — все давно не латаное и не чиненное при высо­чайших ценах на услуги ЖКХ. Отно­сительно неплохо, впрочем, чувству­ют себя некоторые деревни и хуторки, вернее, те, кто в них остался. И это при том, что маленькая республика сохра­нила множество производств отмен­ной пищевой продукции — от колбас до молочной продукции и пива. Куда хуже ситуация в Латвии, утратившей большую часть национального про­изводства.

Белорусы имеют возможность передвигаться и сравнивать. При не­довольстве граждан теми или иными сторонами действительности эта дей­ствительность большинство в целом устраивает. Отметим также, что более жесткого критика некоторых бело­русских реалий, чем сам Президент, нет. Что очень снижает шансы мест­ной оппозиции.

Самая большая и острая пробле­ма, в принципе, не оригинальная в мире — это недостаток денег: сред­няя зарплата после кризиса 2011 года лишь зимой превысила 500 долларов, а цены в республике растут и на про­довольствие составляют около 2/3 московских. Трудовая миграция бе­лорусов в соседние страны после де­вальвации белорусского рубля снова выросла. Из-за чего вакантны многие рабочие места в медицине, образова­нии, строительстве, на транспорте и на многих производствах. Впрочем, с конца 2012 года появились призна­ки стабилизации ситуации и возвра­щения людей на рабочие места. По­купательная способность близких к средней зарплат в целом в Беларуси остается высокой и превышает поку­пательную способность средних зар­плат во всех соседних странах, кроме, возможно, Польши. Да и в этой стра­не пограничные восточные районы не выглядят лучше западных обла­стей Беларуси.

Реализация государственных пла­нов в условиях финансовой стабиль­ности будет лучшим способом про­демонстрировать достоинства эконо­мической модели, того пути, на кото­рый Беларусь встала уже 19 лет назад. Именно поэтому так важны будут со­циально-экономические результаты этого года.

Леонид ГОРЯИНОВ
 Фото: БЕЛТА

Читайте нас в Дзен
Просмотров 9149