Правительство Армении поддержало признание Нагорного Карабаха

Теперь этот законопроект будут обсуждать в армянском парламенте

Правительство Армении поддержало признание Нагорного Карабаха

Фото РИА

В четверг, 5 мая, правительство Армении одобрило законопроект оппозиционных депутатов о признании независимости самопровозглашённой Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и направило его в парламент страны. Обсуждение инициативы в Национальном собрании Армении возможно уже 10 мая на внеочередном заседании.

Проект документа предложили депутат от партии «Наследие» Заруи Постанджян и депутат от «Армянского национального конгресса» Грант Багратян, который в 1993-1996 годах возглавлял кабинет министров Армении. Это не первая попытка оппозиции выйти с инициативой о признании независимости НКР. Но до недавнего времени все они отклонялись правительством под предлогом того, что такой шаг может помешать переговорному процессу по урегулированию карабахского конфликта, который ведётся при посредничестве Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе  (ОБСЕ) под сопредседательством России, Франции и США.

Позиции сторон конфликта

 Как отметил представлявший законопроект на заседании правительства замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян, положительное заключение кабинета министров обусловлено «результатами обсуждений между Арменией и Нагорным Карабахом с учётом возможного развития» обстановки, «в том числе внешних факторов».

Азербайджан назвал предложение оппозиционных депутатов парламента Армении «провокацией». «Это очередная провокация руководства Армении. Видно, это — продолжение провокации, предпринятой ими в начале апреля», — заявил заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его словам, «армянская сторона ещё раз доказывает, что для них международное право, резолюции Совета Безопасности ООН, а также переговорный процесс ничего не значат».

 Москва рассчитывает на сохранение перемирия

Россия призывает стороны конфликта в Нагорном Карабахе избегать шагов, которые могут нарушить хрупкое перемирие, заявил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. «Мы очень внимательно наблюдаем за решениями, которые принимаются в этом контексте, и, безусловно, мы по-прежнему рассчитываем, что стороны конфликта будут избегать каких-либо шагов, которые могут нарушить достаточно хрупкое перемирие и привести в целом к эскалации напряжённости в Нагорном Карабахе», — сказал он. При этом он отметил, что Ереван не обсуждал с Москвой принятие Арменией соответствующего законопроекта. 

По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, наиболее взвешенным решением является продолжение переговорного процесса между Ереваном и Баку.

«Сейчас более конструктивным шагом было бы возобновление переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ. Если идти по пути признания Нагорного Карабаха, что является суверенным правом Армении, — это очередная конфронтация. На мой взгляд, более конструктивным было бы всё-таки сесть за стол переговоров. Полагаю, что законопроект не пройдёт в Национальном собрании Армении, в том числе с учётом того, что он был предложен депутатами от оппозиции, не имеющей большинства.  Но, с другой стороны, данный вопрос должен послужить сигналом для всех участников конфликта, что всё-таки нельзя допускать ситуацию, когда армянская сторона в качестве единственного пути будет видеть только признание Нагорного Карабаха. Сейчас, на мой взгляд, сторонам надо попытаться найти приемлемые решения в переговорном процессе», — заявил он в интервью «Парламентской газете».

Напомним, что ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась в ночь на 2 апреля текущего года, когда на линии соприкосновения конфликтующих сторон начались ожесточённые вооружённые столкновения. В результате погибли по меньшей мере 33 человека, свыше 200 получили ранения. Ереван и Баку обвинили друг друга в нарушении перемирия. Договорённость о прекращении огня была достигнута 5 апреля при посредничестве России.

Нагорный Карабах — классический пример длительного тлеющего конфликта, который время от времени в зависимости от политической обстановки разгорается и вновь затухает, но не полностью. Карабахская проблема корнями уходит в глубокую древность. На этой территории проживали как армяне, так и азербайджанцы. После советизации Армении и Азербайджана Нагорный Карабах в 1921 году был включён в состав Азербайджана с предоставлением широкой автономии. Изначально Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) граничила с Армянской ССР, но к концу 1930-х годов общую границу упразднили, Карабах стал анклавом в азербайджанской территории.

В 1988 году НКАО заявила о выходе из Азербайджанской ССР, что вызвало негативную реакцию Баку. В сентябре того же года между армянами и азербайджанцами начались вооружённые столкновения, перешедшие в затяжной кровопролитный конфликт. В ходе него Азербайджан потерял контроль и над Нагорным Карабахом, и над рядом прилегающих исконно азербайджанских районов.  Однако Баку смог взять под свой контроль несколько районов Армении (меньших по площади, чем утраченные). Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года он ведётся в рамках Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта.


Просмотров 1213

05.05.2016

Популярно в соцсетях