Украина пока в диалоге с Донбассом не заинтересована

Минским соглашениям исполнился год. Войны уже нет, но и до мира далеко

Котёл под Дебальцевом. Постоянно обстреливаемые жилые кварталы Донецка и прилегающих городов, тысячи людей, прячущихся в подвалах и лишённых всего самого необходимого для жизни, - такая обстановка сложилась на юго-востоке Украины к началу февраля прошлого года. 12 февраля 2015 года в белорусской столице в ходе встречи президентов России, Украины, Франции и канцлера Германии были подписаны соглашения, остановившие боевые действия в Донбассе. Сегодня многие называют их «Минск-2».

И как бы ни было тяжело сейчас жителям региона с обеих сторон линии размежевания в Донбассе, они не живут в условиях постоянной угрозы жизни. Быть может, в этом - главный эффект принятых тогда в Минске решений. Однако до полного налаживания жизни и появления у людей уверенности в завтрашнем дне остаётся очень далеко. Тем не менее, по ряду вопросов Минских соглашений достигнут явный прогресс. Да и сам факт того, что ведутся переговоры ДНР и ЛНР с Украиной хотя бы и при посредничестве России и ОБСЕ является хорошей альтернативой боевым действиям.

Сегодня наибольшую угрозу установлению прочного мира в Донбассе представляют внутриукраинские факторы. Это прежде всего торможение конституционной реформы в вопросах децентрализации и постоянного статуса Донбасса. Следствием чего является отсутствие механизма проведения на территории ДНР и ЛНР выборов по согласованной республиками и Украиной методике. Что означает невозможность выстроить прямые отношения украинского государства с избранными органами местной власти в республиках для решения комплекса хозяйственных, гуманитарных и политических вопросов. В частности, такого, как восстановление контроля Украиной на своей границе.

Именно поэтому полномочный представитель России на переговорах Борис Грызлов на этой неделе вновь предложил Киеву двигаться к политическому урегулированию по «формуле Штайнмайера». Она состоит в том, чтобы закон о введении особого порядка местного самоуправления на Украине вступил в силу одновременно с проведением местных выборов. Для чего в ходе проведения конституционной реформы Киеву следует закрепить законодательно особый статус Донбасса. И внести соответствующие изменения в преамбулу и статьи 1, 2, 10 закона Украины от 16 сентября 2014 года «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который при принятии не был согласован с представителями непризнанных республик и потому оказался малофункционален.

Работы по согласованию положений закона о выборах ведёт политическая подгруппа Контактной группы. Последнее её заседание прошло 10 февраля. Многие вопросы, например методика проведения амнистии, поэтапно решаются. Что же касается срока выборов, то прогнозируемое некоторыми аналитиками голосование в апреле 2016 года уже невозможно. До этого срока остаётся всего два с половиной месяца, а надо успеть принять и опубликовать закон, в котором длительность предвыборной кампании со всеми её процедурами будет определена не менее чем 60 дней. В самом лучшем случае выборы могут пройти в середине мая.

Главная проблема мирного процесса в том, что пока со стороны Украины нет политической воли и заинтересованности в успешном диалоге с Донбассом. Разрастётся критика Минских соглашений, как не соответствующих интересам страны. Всё это накладывается на внутренние разборки в правящей парламентской коалиции на Украине, которая фактически распадается, в том числе и по вопросу децентрализации и особого статуса Донбасса.

Единства нет даже в самой украинской делегации на переговорах. Так, один из «переговорщиков», Роман Бессмертный открыто, в СМИ, признаёт различие позиций членов украинской делегации и утверждает: «Если быть совершенно откровенным, мне очень не нравятся мои разговоры с президентом (Порошенко) в части реализации задач по минского процесса». Удивляет и быстрая смена мнений в некоторых вопросах руководителя украинской делегации Леонида Кучмы. Если вечером в пятницу прошлой недели он ратовал за встречу Контактной группы 10 февраля, то уже в субботу утром агентства передали его мнение о том, что он предлагает провести Контактную группу после встречи глав МИДов «нормандской четвёрки».

Возможно, эта встреча, запланированная на 13 февраля, действительно даст новый импульс реализации Минских соглашений. Потому что, как ни банально это прозвучит, альтернативы им нет.

Пункт соглашения и его краткая формулировка

Результат год спустя

1. «Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня»

Всеобъемлющее прекращение огня так и не достигнуто. В сутки на линии соприкосновения фиксируется с обеих сторон несколько десятков эпизодов использования оружия. Однако часть таких эпизодов - предупредительные выстрелы, не связанные с боевым применением

2. «Отвод всех тяжёлых вооружений обеими сторонами на равные расстояния»

3. «Мониторинг и верификация со стороны ОБСЕ режима прекращения огня и отвода тяжёлого вооружения»

Мониторинг ведётся, однако в большинстве случаев остаётся недоказанным, кто первый открыл огонь. Отвод тяжёлых вооружений в основном осуществлён, однако ОБСЕ постоянно фиксирует нарушения режима отвода с обеих сторон. Результаты достигнуты в разминировании ряда объектов жизнеобеспечения. Работает совместный центр контроля и координации прекращения огня и стабилизации линии соприкосновения сторон (СЦКК) с участием российских и украинских военных. Двое российских представителей в СЦКК по надуманным предлогам (наличие символики ДНР) были задержаны украинской стороной 09.02.2015 года.

4. «Диалог о модальностях проведения местных выборов»

12. «Согласование метода проведения выборов на основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» с представителями ОРДЛО»

В настоящее время взгляды Украины и республик на методику проведения выборов очень сильно различаются. Например, республики настаивали на чисто мажоритарном принципе, без партийных списков, Украина - на полном доступе к выборам украинских партий и СМИ. Возможны компромиссы по вопросу формирования территориальных избирательных комиссий - представителям ЦИК Украины может быть выделено ограниченное число мест в составе данных комиссий. Массовые каналы распространения украинских печатных СМИ в ОРДЛО отсутствуют, телевидение доступно в спутниковом варианте, а интернет-СМИ вообще не поддаются регулированию. Украина настаивает на том, чтобы избирать и быть избранными могли все «прописанные» в ОРДЛО, включая переселившихся на другие территории Украины. Однако как технически это воплотить - непонятно. Не создавать же избирательные участки по всей территории Украины и России, где также несколько сотен тысяч беженцев из Донбасса? Обсуждение закона о выборах в ОРДЛО продолжается в политической подгруппе

5. «Помилование и амнистия» «участников событий» в ОРДЛО

Определение «помилование» не совсем подходит к данному случаю, так как предполагает вступившее в действие судебное решение. Круг лиц и оснований для амнистии прорабатывается, не определён, закон не принят

6. «Освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех»

За всё время действия Минских соглашений разными способами обменено более 600 людей с каждой стороны конфликта. В настоящее время проблема в том, что украинская сторона, по подсчётам представителей ОРДЛО, удерживает на несколько сотен больше «пленных» и иных насильственно удерживаемых лиц, многих из которых представители ОРДЛО считают «политзаключёнными». Впрочем, точные цифры противоречиво озвучивают даже сами стороны

7. «Безопасный доступ, доставка, хранение и распределение гумпомощи»

Пункт, который, хотя и не безусловно, выполняется. При этом множество предметов гуманитарной помощи оказываются предметом торговли на рынках как на украинской стороне, так и в ОРДЛО, служат предметами мены. Впрочем, едва ли могло быть иначе

8. «Меры по восстановлению социально-экономических связей»

Переговоры идут тяжело, особенно по восстановлению банковской системы. Многое упирается в вопросы безопасности и инкассации. Выплата пенсий и пособий от Украины проживающим в ОРДЛО «на месте» не производится, однако десятки тысяч проживающих в ОРДЛО различными способами оформили получение этих средств от Украины за пределами ОРДЛО. Несколько десятков тысяч, а возможно, и сотни тысяч лиц, таким образом, получают выплаты и от Украины, и от властей республик. Определённый прогресс заметен в деле организации пешеходных и транспортных переходов через линию соприкосновения. Ряд товаров, в частности уголь, из ОРДЛО продолжает поступать на остальную территорию Украины

9. «Восстановление контроля над госграницей со стороны Украины»

Восстановление полного контроля Украины над границей - финальная мера Минских соглашений, которая должна произойти после реализации всех остальных пунктов. Поэтому её требование со стороны Украины на данном этапе абсолютно неправомерно

10. «Вывод всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп»

С украинской стороны происходит дальнейшая легализация как иностранцев, так и незаконных вооружённых формирований. Все подразделения украинской нацгвардии и добровольческих батальонов получили как бы законный статус. По утверждениям представителей ДНР и ЛНР, вооружённые инциденты значительно чаще происходят на тех участках линии размежевания, где дислоцированы эти формирования, а не вооружённые силы Украины

11. «Проведение конституционной реформы на Украине»

Конституционная реформа «висит» с 31 августа 2015 года - с момента принятия Верховной радой в первом чтении соответствующих конституционных поправок. Закон об особом статусе (особенностях управления в ОРДЛО) в нынешнем виде не функционален, не согласован с республиками. Российская сторона добивается определения в конституции и данном законе постоянного статуса ОРДЛО

13. «Интенсификация деятельности трёхсторонней Контактной группы, в том числе путём создания рабочих групп трёхсторонней Контактной группы»

Единственный практически выполненный пункт КМ. В почти еженедельном режиме работает четыре рабочие подгруппы трёхсторонней Контактной группы: по безопасности, гуманитарная, политическая и экономическая. Фактически трёхсторонняя группа - четырёхсторонняя: Украина - республики - Россия - ОБСЕ. Последние заседания политической, экономической и подгруппы по безопасности состоялись 10 февраля

Примечания:

1. ОРДЛО - отдельные районы Донецкой и Луганской областей (территория непризнанных ДНР и ЛНР).

2. Пункты 2 и 3, а также 4 и 12 в кратких формулировках сгруппированы ввиду их тематической близости.

Просмотров 2178

12.02.2016 10:00