Канада отправила миссию в Арктику. Что бы это значило?

Два ледокола береговой охраны Канады покинули порт Сент-Джонс (провинция Ньюфаунленд и Лабрадор) и направились на север. Официально заявленная цель — составление карты морского дня, в частности, сбор сведений о подводном хребте, носящим имя Ломоносова, который тянется от острова Элсмир (территория Нунавут) до Северного полюса.

Арктическая гонка продолжается. В декабре прошлого года канадское правительство подало заявку в профильную комиссию ООН по вопросам границ континентального шельфа о распространении суверенных прав на 1,2 миллиона кв. км водных просторов Арктики. На эти же территории претендуют Россия с Данией. Предмет спора — не только контроль над морскими путями, но и потенциально гигантские запасы нефти, газа и полезных минералов на морском дне Крайнего Севера планеты.

Миссия ледоколов Terry Fox и Louis S. St.Laurent находится под эгидой МИД и министерства торговли и развития Канады. Она продлится шесть недель. По мнению министра иностранных дел Джона Бейрда, правительство направляет ледоколы в Арктику, чтобы показать всему миру, что Канада имеет суверенное право над обширными территориями Арктики, включая Северный полюс. Кроме того, миссия имеет и прикладное хозяйственное значение: расширение экономической зоны и научное исследование ранее недоступных окраин.

По логике вещей, споры такого рода — о принадлежности Арктики — могут и должны решаться в рамках переговоров заинтересованных сторон. Однако в условиях обмена санкциями между Западом и Россией, ситуация может развиваться в непредсказуемом направлении. Роб Хьюберт, профессор Центра стратегических исследований университета Калгари пишет в этой связи, что президент Владимир Путин может воспринять канадскую миссию как провокацию.

Оба судна принадлежат к классу «тяжелых» ледоколов. Флагман флота береговой охраны Louis S. St.Laurent способен преодолевать лед толщиной 1,3 метра. В 2017 году Канада планирует спустить на-воду самый крупный и мощный из известных в мире ледокол, получивший имя Diefenbaker в честь бывшего премьер-министра Канады. Нынешний глава правительства Стивен Харпер назвал это событие «проектом национальной безопасности Канады в Арктике». Ледокол предназначен работать в условиях сложной обстановки и способен прокладывать путь во льдах толщиной до 2,5 метров. Наши суда, — говорит Харпер, — должны при необходимости патрулировать Северо-Западный проход и арктические моря круглый год.

Просмотров 505