Израиль: Полемика вокруг закона о запрете нацистской символики
Одобренный межминистерской комиссией проект закона о Запрете на использование нацистской символики и терминологии вызвал неоднозначную реакцию в израильском обществе.
Дело, конечно, не в отрицании необходимости такого закона, разработанного и действующего в целом ряде стран. Неонацистская деятельность отдельных лиц и группировок, нет-нет, но дает о себе знать в еврейском государстве. Поджоги синагог, антисемитские граффити и свастика на стенах домов, нацистские приветствия в соцсетях, провокационные нападения и избиения пожилых людей — доказательства тому, что эта тема актуальна и для Израиля.
Полиция говорит о том, что членами неонацистских группировок являются, в основном, иммигранты-репатрианты из стран б.СССР, не-евреи по национальности. Автор законопроекта, депутат Охайон («Ликуд») считает, что настало время и Израилю присоединиться к тем европейским странам, которые ввели уголовную ответственность за проявления в их странах неонацизма во всех его ипостасях.
Тем не менее, ряд депутатов от «левых» партий и организаций правозащитного толка полагают, что новый закон, если он будет принят, ущемит свободу… слова, поскольку в СМИ и в публичных выступлениях нельзя будет использовать слово «нацизм» и его производные. Легитимный же «нацизм» как таковой перекочует на страницы учебников и научных докладов.
Можно ли обойтись без термина «нацист», описывая ужасы Холокоста и фашистских лагерей смерти, характеризуя гитлеровский режим Третьего рейха, — вопрос, что называется, риторический. Однако для израильтян он скоро может приобрести уголовно-процессуальный оттенок. Похоже на то, что законотворческая инициатива депутата Охайона — из категории крылатых выражений: «вместе с водой выплеснуть и ребенка» (кстати, немецкого происхождения).