Четыре дня, которые потрясли Египет
Всего лишь четыре дня потребовалось египтянам для того, чтобы свергнуть первого законно избранного президента страны Мухаммеда Мурси. Он с зеркальной точностью повторил судьбу своего предшественника Хосни Мубарака, который был сброшен с президентского кресла в результате массовых протестов, начавшихся на столичной площади Тахрир в 2011 году.
Мухаммед Мурси пришёл к власти на волне массовых волнений против правившего в стране в течение трёх десятилетий Хосни Мубарака. Ставленник организации «Братья-мусульмане» на состоявшейся 30 июня 2012 года инаугурации пообещал «охранять республиканский строй, суверенитет, независимость, целостность территории Египта, блюсти интересы египетского народа, соблюдать конституцию и законы». Однако, уже через полгода своего правления он попытался узурпировать власть, опубликовав Конституционную декларацию, которая давала президенту практически неограниченные полномочия. В декабре 2012 года массовые акции протеста, организованные оппозиционным Фронтом национального спасения, стали первым тревожным звонком, который Мухаммед Мурси так и не услышал.
Пользуясь своими неограниченными правами, а также широкой поддержкой «Братьев-мусульман», президенту удалось протолкнуть разработанный его соратниками проект конституции, в которой ислам объявлялся государственной религией Египта, а принципы шариата — главным источником законодательства. Эти положения основного закона государства совсем не устраивали молодёжь и либерально настроенные круги египетского общества, которые были главной движущей силой при свержении Хосни Мубарака. Однако их критика отдельных положений конституции также не была услышана Мухаммедом Мурси.
Впрочем, антипрезидентские настроения в стране определялись не только пробелами в законодательстве, ориентированном на исламские ценности, и засильем исламистов во властных структурах государства. В основе их, и это прежде всего, лежали социально-экономические проблемы. Отсутствие политического и управленческого опыта не позволили Мухаммеду Мурси повысить уровень жизни народа. Напротив, положение простых египтян день ото дня продолжало катастрофически ухудшаться. Накопленные во время правления Хосни Мубарака золотовалютные резервы, составлявшие 36 млрд долларов США, растаяли словно снег весной, практически рухнул туристический сектор, обеспечивавший львиную долю поступлений в государственный бюджет, в разы вырос уровень безработицы.
Протестные настроения египтян достигли своего апогея 30 июня, когда отмечалась первая годовщина инаугурации Мурси. Народ, как два года тому назад снова вышел на площадь Тахрир, но уже с требованием отставки нового президента страны. По всей стране прокатилась волна демонстраций против политики Мурси, который в телеобращении к народу вынужден был признаться в своих просчётах. «Я совершил много ошибок. Ошибки случаются, но они должны быть исправлены», - заявил он. Однако народ явно устал ждать того дня, когда они будут исправлены.
Армия в первые дни волнений соблюдала политику нейтралитета и лишь наблюдала за действиями сторонников и противников президента. Однако, когда мирные демонстрации переросли в открытые столкновения, приведшие к человеческим жертвам, армейское командование предъявило ультиматум политикам, который предоставлял им 48 часов на урегулирование конфликта. По истечении этого срока министр обороны Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил о лишении полномочий президента, а также о приостановке действия конституции, формировании правительства и комитета по внесению поправок в основной закон. Временным руководителем АРЕ назначен глава Высшего конституционного суда Адли Мансур. Уже экс-президент Мухаммед Мурси задержан, произведены аресты активистов организации «Братья- мусульмане».
Один из лидеров оппозиции Мухаммед аль-Барадеи назвал события в Египте «перезапуском» революции 2011 года. Как и два года тому назад, планируется провести новые парламентские и президентские выборы, сформировать правительство, пересмотреть конституцию. Однако, когда эйфория от одержанной победы пройдёт, египтянам вновь придётся подумать о хлебе насущном и от демонстраций перейти к напряжённой работе по восстановлению разрушенной экономики страны. Жизнеспособность нового египетского руководства будет целиком зависеть от того, насколько быстро оно сумеет преодолеть имеющиеся трудности и обеспечить население в достатке хотя бы товарами первой необходимости. Как бы не радовались египтяне одержанной победе, призрак площади Тахрир продолжает висеть над страной.