Все о пенсиях в России

два дня назадСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

два дня назадПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Мали мало не покажется

17.01.2013 12:01

«Сервал» (пустынный кот) – такое название получила начавшаяся в Мали антитеррористическая операция французских войск против исламских экстремистов в Мали. Президент Франции Франсуа Олланд лично подтвердил информацию о том, что вооружённый контингент этой страны прибыл в африканское государство и вступил в бой с мятежниками на стороне правительственных войск.

Обстановка в Мали приняла угрожающий характер после того, как действующие на севере страны экстремистские группировки начали массированные атаки на позиции правительственных войск в местечке Кона. Стремительная эскалация продолжающегося с марта 2012 года конфликта заставила исполняющего обязанности президента страны Дионкунда Траоре обратиться к президенту Франции за оказанием военной помощи, принять решение о введении чрезвычайного положения и объявить о всеобщей мобилизации. Бывшая метрополия – с конца XIX века по 1960 год Мали находилась в колониальной зависимости от Франции – направила туда ограниченный воинский контингент, который незамедлительно приступил к проведению антитеррористической операции. По словам Франсуа Олланда, действия французов не входят в противоречие с международным законодательством, а сама операция «продлится столько, сколько понадобится».

В принципе, военные перевороты в странах Африки – явление достаточно частое, если не сказать, распространённое. Не редки и проявления сепаратизма, начавшиеся ещё с колониальных времён и обусловленные проживанием на континенте многочисленных племён с различными языками, религиями и культурой, а также наличием полезных ископаемых на тех или иных территориях. После того, как большинство стран Африки стали независимыми, время от времени происходили попытки отделения регионов с успешным или безуспешным намерением образования самостоятельного государства. В 60-х годах прошлого века это происходило в Конго, когда на самостоятельность претендовала провинция Катанга, а в ходе внутреннего конфликта был убит премьер-министр Патрис Лумумба. Позднее в ходе длительной войны от Эфиопии отделилась Эритрея, затем фактически распалось Сомали, совсем недавно от Судана отделился Южный Судан, и за ним готова пойти провинция Дарфур. Поэтому, на первый взгляд, попытка отделения от Мали северного региона и образования государства Азавад выглядит в чём-то буднично, не случайно первое время ей не уделяли внимания, в особенности, на фоне «арабской весны».

Однако в случае Мали – Азавада дело обстоит гораздо серьезнее, и начавшаяся французская интервенция в эту страну – дело благое. Дело в том, что после проведения международной военной операции против талибов в Афганистане по террористической сети «Аль-Каиды» был нанесён сильный удар, лишивший её базы в этой стране. Превентивные меры, принятые в Пакистане, ограничили её деятельность и там. Несмотря на ликвидацию главаря организации Усамы бен Ладена «Аль-Каида» выжила и продолжила поиск новой базы для себя (остающийся её оплотом Йемен в силу экономических и политических причин не вполне удовлетворяет террористов). Поэтому в революционных событиях в арабских странах нередко наблюдалось участие самой «Аль-Каиды» или родственных ей организаций. И если в арабских странах, несмотря на резкую исламизацию ранее светских государств, террористам не удалось пробиться к власти, то в Мали кочевые племена туарегов оказались под их влиянием.

В марте 2012 года в Мали группа офицеров свергла президента страны Амаду Тумани Туре. Вооружённые отряды туарегов, воспользовавшись создавшейся ситуацией, захватили крупнейшие города на севере страны – Гао, Кидаль и Тимбукту. Правительственные войска, численность которых не превышает 7,5 тысяч военнослужащих, не смогли остановить продвижение туарегов, которые к тому времени объединились со связанной с «Аль-Каидой» группировкой «Ансар ад-Дин» («Защитники веры») и стали представлять серьёзную опасность не только для Мали, но и для всего региона. Объявив о создании независимого исламского государства Азавад, туареги стали вводить там строгие нормы шариата, уничтожать религиозные и исторические памятники, которые считали «несоответствующими» их вере, примерно, как и талибы в Афганистане.

Когда все попытки малийских властей найти выход из кризисной ситуации потерпели фиаско, к решению проблемы подключился Совет безопасности ООН, который по просьбе местных властей и стран-членов Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) в декабре 2012 года принял резолюцию о направлении в страну миротворческого контингента, состоящего из 3300 военнослужащих. Предполагалось, что миротворцы должны приступить к работе в Мали в сентябре текущего года, однако стремительное продвижение туарегов к столице страны Бамако вынудило Францию принять экстренное решение о начале собственной антитеррористической операции.

Президент Франции Франсуа Олланд заявил о том, что войска его страны приступили к боевым действиям против исламистов на стороне правительства Мали. Он назвал туарегов террористами, отметив, что ситуация в стране накалилась до предела и под вопросом оказалось само существование этого африканского государства. Следует отметить, что принятое Парижем решение о проведении антитеррористической операции совсем не случайно, поскольку Францию связывают с Мали достаточно активные экономические отношения, а в дополнение к этому там проживают примерно шесть тысяч французов, жизнь которых подвергается опасности. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, оправдывая вмешательство его страны во внутренние дела Мали заявил, что «мы должны остановить атаки мятежников, иначе всё Мали окажется в их руках, создав угрозу Африке и даже Европе».

Действительно, если бы не высадка французов, скорее всего, сейчас бои с сепаратистами шли бы уже за столицу Мали Бамако. По поступающей информации, туда прибыли примерно 750 французских военнослужащих, которые сразу же вступили в бой с повстанцами. В проведении операции задействованы боевые вертолёты «Газель», самолёты «Рафаэль», а также артиллерия. Им удалось отбить ряд небольших населённых пунктов, а также уничтожить несколько десятков вооружённых мятежников. В поддержку действий Франции уже выступили Бельгия, Великобритания, Германия и США, а Алжир предоставил своё воздушное пространство для пролёта военных самолётов. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун также одобрил действия Парижа, заявив о том, что французы оказывают помощь в «противостоянии опасному продвижению на юг вооруженных групп террористов по просьбе и с согласия правительства Мали». Председатель ЭКОВАСС Алассан Уаттара принял решение немедленно начать развертывание наземных сил для помощи армии Мали в защите территориальной целостности. Так, Буркина Фасо, Нигер, Сенегал и Того заявили о направлении в Мали 500 военнослужащих, Бенин готов увеличить их количество ещё на 300 человек.

Тем не менее, несмотря на первые военные успехи, перспективы развития ситуации вокруг Мали остаются весьма туманными. Огромное количество современного оружия, поставлявшегося ливийским «революционерам», перекочевало в этот регион, а традиционно высокий боевой дух туарегов позволит сепаратистам оказать мощное сопротивление иностранцам. При этом существует реальная опасность превращения региона во «второй Ближний Восток». Обстановка в Мали напрямую затрагивает интересы и безопасность Алжира, Ливии, Мавритании, Буркина-Фасо и Нигера, где также проживают племена туарегов, стремящиеся к своей независимости и готовые оказать поддержку своим собратьям из Мали. Азавад в скором времени может начать разрастаться, создавая вокруг Мали новую «Страну туарегов», которая одновременно будет опорной базой «Аль-Каиды» или родственной ей террористической организации. Учитывая наличие внешней финансовой поддержки исламистам от некоторых арабских и западных стран, война может затянуться надолго, и Мали-Азавад станет для французов, а возможно, и для ряда других стран, которые примут участие в боевых действиях, новым Афганистаном или Ираком. Уже сейчас у Парижа появились серьёзные проблемы. Так, представитель группировки «Ансар эд-Дин» Санда ульд Бумама, комментируя вторжение Франции в Мали заявил: «Будут последствия, не только для французских заложников, но также и для всех французов, проживающих в исламском мире». «Мы готовы продолжать сопротивление и защищать себя. Мы готовы умереть в борьбе», – добавил он.

С учётом того, что «Ансар ад-Дин» тесно связана с «Аль-Каидой», существует реальная опасность проведения исламистами террористических актов на территории Франции. В связи с этим Франсуа Олланд уже дал указание о повышении уровня террористической опасности в стране до «красного», который предусматривает принятие мер против проверенного риска одного или нескольких терактов, а также такие ответные действия, которые влекут за собой значительные нарушения в социальной и экономической деятельности страны.

 

Хроника событий

22 марта 2012 г. Военный переворот в Мали. Мятежники-военные захватили президентский дворец, здание государственного телевидения и военные казармы. Объявлено о свержении режима президента Амаду Тумани туре и создании Национального комитета восстановления демократии и возрождения государства, главой которого является капитан Амаду Саного. Арестованы несколько министров. Мятеж был осуществлён незадолго до президентских выборов, которые должны были состояться 29 апреля 2012 г.

30 марта 2012 г. Туареги захватили город Кидаль, который в 1990-х годах был очагом их восстания.

1 апреля 2012 г. Туареги захватили город Тимбукту.

6 апреля 2012 г. Туареги, воспользовавшись военным переворотом в Мали, провозгласили независимое государство Азавад, расположенное на западе Сахары к северу от Тимбукту.

5 мая 2012 г. исламистские революционеры из группировки «Ансар ад-Дин», захватившие север Мали, атаковали город Тимбукту и разрушили гробницу святого Сиди Амара, являющуюся одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Мали.

26 мая 2012 г. повстанцы-туареги из Национального движения за освобождение Азавада заключили мирное соглашение с группировкой исламистов Ансар эд-Дин, контролирующей часть Азавада. Ансар ад-Дин выступала за превращение Мали в исламское государство и известна своими связями с североафриканским отделением террористической сети «Аль-Каиды». Соглашение было подписано в столице самопровозглашенного государства Азавад Гао.

27 июня 2012 г. Исламисты из группировки «Движение за единство и джихад в Западной Африке» захватили контроль над Гао, ранее удерживаемое туарегами Азавада.

20 декабря 2012 г. Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание в Мали миротворческого контингента для освобождения севера страны от исламских экстремистов. В принятой резолюции подчеркивается, что миротворцы будут действовать, «соблюдая суверенитет, территориальную целостность и единство страны».

9 января 2013 г. Боевики захватили населенный пункт Кона в центральной части Мали и продолжили наступление на юг страны.

11 января 2013 г. В Мали для начала действий против исламистов высадился десант французских войск. В этот же день президент Мали Дионкунда Траоре ввёл на всей территории страны чрезвычайное положение.

16 января 2013 г. Французская авиация нанесла бомбовый удар по базам исламистов в районе Гао. Сухопутные подразделения начали наступление на север Мали.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1061