О передаче церковного имущества Русской православной церкви

30 ноября 2010 г. был принят Федеральный закон №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее — Закон о передаче имущества религиозного назначения), предметом регулирования которого является порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Целью установленного регулирования является в том числе достижение баланса социальных интересов и социального согласия в вопросе обеспечения равного доступа к объектам религиозного культа, расположенным на различных территориях Российской Федерации. Установленный законом механизм передачи имущества религиозным организациям направлен на обеспечение конституционного принципа светского государства, закрепленного в статье 14 Конституции. Часть 2 статьи 14 Конституции, помимо этого, устанавливает, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

К сожалению, процесс передачи ряда объектов Русской православной церкви, в том числе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, не лишен политических спекуляций, которые представляются крайне деструктивными, противоречащими конституционному принципу светского государства и направленными на подрыв социального согласия.

Установленный порядок предполагает, что передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется в соответствии с планом передачи такого имущества, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти, при этом религиозная организация может обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о включении того или иного объекта в план передачи имущества.

Статья 8 Закона о передаче имущества религиозного назначения определяет исчерпывающий перечень оснований для отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения. Так, к числу таких оснований относятся несоответствие имущества религиозному назначению, несоответствие заявленной цели религиозной организации целям деятельности, предусмотренным её уставом или федеральным законом, подача заявления о передаче имущества иностранной религиозной организацией, наличие вступившего в силу решения суда, определяющего иной порядок распоряжения данным имуществом, нахождение данного имущества в безвозмездном пользовании другой религиозной организации, а также наличие нормы федерального закона, в соответствии с которой данное имущество не подлежит передаче.

Положением статьи 2 Закона о передаче имущества религиозного назначения имущество религиозного назначения определяется как недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Из изложенного следует, что оснований для отказа в передаче Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской православной церкви, установленных статьей 8 Закона о передаче имущества религиозного назначения, при соблюдении заявителем всех формальных требований не усматривается.

Кроме того, действующее регулирование (статья 5 Закона о передаче имущества религиозного назначения) определяет, что специальный правовой режим объекта религиозного назначения, например режим объекта культурного наследия, не препятствует его передаче религиозной организации, при этом сама религиозная организация принимает на себя охранные обязательства, являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом, в связи с чем высказываемые в ряде случаев опасения относительно нарушения режима охраны объекта как объекта культурного наследия, являются беспочвенными.

В этой связи необходимо призвать представителей публичной власти к прекращению различного рода политических спекуляций на фоне передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской православной церкви, а также передачи иных объектов соответствующего назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, религиозным организациям. Такая передача не наносит ущерба балансу социальных интересов, а лишь способствует укреплению конституционного принципа светского государства, полностью соответствует положениям действующего законодательства.

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 7711