Рецепт экономии из Орловской области
Власти региона вводят жесткие требования к управляющим компаниям
В Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в рамках проведения Дней Орловской области прошла дискуссия по поиску решений в одном из наиболее перспективных направлений в сфере ЖКХ - энергосбережение и энергоэффективность.
Предложения исходили от заместителя председателя правительства Орловской области Александра Ремиги, и многие из них, по мнению руководителя комитета Дмитрия Азарова, вполне можно отнести к разряду революционных. Впрочем, революционными они казались, наверное, участникам заседания, но только не представителям Орловской области, где, по словам сенатора, давно и успешно внедряются энергосберегающие технологии. В регионе уже давно поняли, насколько выгодным может оказаться этот процесс как с точки зрения привлечения инвестиций, так и реальной возникающей экономии и для предприятий, и для граждан.
Александр Ремига озвучил такие привлекающие внимание цифры. Внедрение индивидуального теплового пункта (ИТП) способно обеспечить до 20 процентов экономии тепловой энергии и повысить комфортность пребывания в здании в отопительный период. Установка современного диодного или индукционного освещения в совокупности с системами управления светом способны сократить расходы на оплату электроэнергии до 65 процентов.
Подсчёты эти получены на основании энергетических деклараций, заполняемых государственными бюджетными учреждениями (ГБУ). Но они могут быть интересны и для управляющих компаний в многоквартирных домах. Но даже если взять только ГБУ, то поле деятельности открывается огромное. Сегодня только десять процентов из них оборудованы ИТП, и лишь пять процентов оснащены диодным освещением. Какой потенциальный резерв экономии бюджетных средств может дать переоборудование таких учреждений современными энергосберегающими технологиями.
Понятно, что желание экономить само по себе не возникнет. С субъектами этого процесса надо работать, применяя одни методы к бюджетным структурам и другие к собственникам жилья или управляющим компаниям, считает Александр Ремига, исходя из накопленного в Орловской области успешного опыта и осязаемого социально-экономического эффекта, достигнутого без дополнительных бюджетных ассигнований.
Но главное, по его мнению, это появление новых «правил игры», в чём и состоят названные им инициативы, в том числе и законодательные. Среди его предложений - рекомендация исключить обязательность уменьшения лимитов бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг для получателя бюджетных средств в случае заключения им энергосервисного контракта на весь период его действия. Следует озаботиться введением более жёстких требований к управляющим компаниям, обязывающих к строгому выполнению энергосберегающих мероприятий за счёт средств, образованных в результате разницы между фактической стоимостью и средствами, внесёнными гражданами за жилищные услуги, потреблённые на общедомовые нужды. Контроль за расходованием средств также должен быть усилен. Предлагает Александр Ремига внести изменения и в Жилищный кодекс РФ, согласно которым для принятия решений о заключении энергосервисного договора можно уменьшить количество собственников помещений в многоквартирном доме.
Конечно, это далеко не все инициативы, высказанные им на заседании комитета Совета Федерации. Их гораздо больше, и многие из них получили поддержку участников заседания. Иногда только в странной форме. Например, в выступлении представителя одного из профильных министерств прозвучали слова о том, что по многим предложениям «на выходе» находятся те или иные решения. Но в том-то и дело, заметил Александр Ремига, что «на выходе» они находятся годами. И потому регионам приходится принимать свои решения, которые в Орловской области привели к позитивным результатам.
Василий Алексеев