ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА
В Государственной думе обсудили проблемы федеральной контрактной системы
В законопроекте предложен комплексный подход к проведению государственных и муниципальных закупок. Документ регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование нужд заказчика, формирование и размещение заказа, исполнения и приемки работ, мониторинг, аудит и контроль за соблюдением условий контракта.
Федеральная контрактная система будет учитывать сводный прогноз закупок товаров и услуг, необходимых для выполнения государственных и муниципальных программ. Запланировано создание открытой системы прогнозирования закупок, которая позволит потенциальным участникам конкурсов планировать участие в торгах.
В проекте федерального закона о ФКС вводятся новые способы проведения закупок, позволяющие учитывать рыночную конъюнктуру и особенности некоторых видов закупаемой продукции – двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений. Предусмотрено ужесточение ответственности заказчика. Согласно законопроекту, он несет дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения, за нарушение требований к определению начальных цен контрактов, а также за ненадлежащую реализацию планов проведения закупок.
Федеральная контрактная система предусматривает создание института общественного контроля за проведением госзакупок. Это особенно важно в условиях участившихся случаев нецелевого расходования бюджетных средств заказчиками работ.
Алексей Русских, председатель комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, считает, что некоторые положения законопроекта нужно дорабатывать. Например, он предусматривает наличие большого количества подзаконных нормативных правовых актов, в отсутствие которых Федеральная контрактная система не сможет полноценно работать. «На мой взгляд, - отмечает парламентарий, - максимально полно урегулировать эти вопросы нужно в самом законопроекте. Кроме того, вступление в силу законопроекта о ФКС должно синхронизироваться с проектами нормативных правовых актов, регламентирующими новые процедуры и технологии государственного заказа».
Законопроект не содержит специфики размещения заказа для отдельных видов товаров и работ. Например, на оказание финансовых услуг, контракта на энергосервис. Не устанавливаются особенности проведения закупок по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
В законопроекте не удалось изменить принципиальный подход к проведению закупок – перейти от детального регулирования процедур и контроля за ними к предоставлению большей свободы заказчику и возложению на него ответственности за результат. Нет конкретных норм об ответственности заказчика за недостижение результата контракта и расходования бюджетных средств.
Из выступлений на круглом столе:
Юрий Росляк, заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике