Нужны строгие меры против любых коррупционных проявлений в сфере обеспечения обороноспособности страны

Нужны строгие меры против любых коррупционных проявлений в сфере обеспечения обороноспособности страны

Предстоит сделать все возможное, чтобы законодательство, регулирующее развитие ОПК, реализацию государственного оборонного заказа, было не просто эффективным регулятором, а стало мощным рычагом динамичного прогресса в деле создания самого современного вооружения и военной техники.

Основных причин непростого положения, которое складывается с гособоронзаказом, несколько. Это не только отсутствие должной конкуренции при размещении заказов и неэкономное расходование бюджетных средств, но и оставляющая желать лучшего ответственность должностных лиц, которые занимаются вопросами государственных закупок, и непрозрачность реализации закупочных процедур. Этот список можно продолжать, но и перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько важно настроиться на поиск конструктивных подходов по исправлению ситуации. В частности, высказывается мнение, что для того, чтобы решить проблемы с гособоронзаказом, нужен специальный федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики в области ОПК и исполнение государственного оборонного заказа. По сути, речь идет о воссоздании в какой-то новой форме хорошо известного Миноборонпрома. Не уверена, что это панацея, но такую возможность нужно обсудить, взвесить все «за» и «против».

Владимир Путин четко определил основные задачи, которые должен на современном этапе решить законодатель. Речь должна идти, говорил он, о формировании нового подхода к выстраиванию отношений в цепочке: государственный заказчик – оборонное предприятие; об увязке планирования в размещении и исполнении гособоронзаказа с модернизацией отечественного ПК, в конечном итоге – о кардинальном повышении эффективности бюджетных расходов на национальную оборону. Нужны строгие меры против любых коррупционных проявлений в сфере обеспечения обороноспособности страны.

Главным направлением совершенствования нормативного обеспечения государственных закупок является расширение практики конкурсного размещения заказов на всех уровнях кооперации разработчиков вооружения и военной техники. Необходимо решить задачу оптимального применения бюджетной классификации Российской Федерации в отношении закупок и ремонта вооружения, военной и специальной техники. Одна из серьезных проблем сегодня – оптимизация государственного регулирования рынка продукции оборонного назначения. В законодательстве необходимо предусмотреть механизмы планирования, ценообразования, формирования федеральной контрактной системы применительно к оборонно-промышленному комплексу.

Главным фактором устойчивого функционирования серийных предприятий является загруженность производственных мощностей. Но сегодня существует тенденция к сокращению объёмов работ по гособоронзаказу. Эта проблема особенно актуальна для отраслей производства боеприпасов и спецхимии, а также в сфере закупок электронной компонентной базы. Обеспокоенность вызывает и неритмичность в производстве «изделий», что приводит к увеличению их себестоимости и потере высококвалифицированных кадров. А в конечном счете, может привести и к фактической утрате уникальных технологий. Считаю, что нужно выработать нормы, распространяющие действие закона и на соисполнителей, поставляющих сырьё и материалы, осуществляющих работы и услуги производственного характера для головного исполнителя. При формировании проектов гособоронзаказа и Государственной программы вооружений следует предусматривать «опережающую» разработку и изготовление технических средств, которые используются в качестве комплектующих сложных систем и комплексов вооружений.

Скажу об еще одной острой проблеме. К сожалению, в последние годы в работе с гособоронзаказом мы теряли не только время, но и такой важный стратегический ресурс, как квалифицированные кадры. На восполнение этих потерь тоже потребуется время и значительные средства.

 Все видят, как тревожно начинается новое столетие в военно-политическом отношении. Это обязывает нас подойти к осуществлению поставленных вопросов с полной ответственностью.

 Из выступления на заседании Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации. 4 апреля 2012 года. Подготовила Елена Олудина.

Просмотров 303