Парламент: СФ – законопроект о государственных и муниципальных закупках
Парламент: СФ – законопроект о государственных и муниципальных закупках
По мнению министра Россия должна опираться на внутренние источники роста и гарантировать исполнение важнейших обязательств перед обществом.
В общей сложности, государственные закупки составляют примерно шесть трлн. рублей ежегодно. «Это колоссальные средства, которые управляются государством, должны стать механизмом развития рынка и добросовестной конкуренции, модернизации, технологического развития нашей экономики, повышения спроса на высоко технологичную и инновационную продукцию. Вместе с тем это и деньги, которые обеспечивают выполнение публичных обязательств государства. От их эффективного расходования зависит качество жизни граждан», - заявила Эльвира Набиуллина.
Она напомнила, что в 2011 году министерство под её руководством начало масштабную реформу всего закупочного законодательства. Первым шагом было принятие Федерального закона №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который вступил в силу с 1 января 2012 года. Закон регулирует закупки госсектора (госккорпораций, госкомпаний, естественных монополий). По сути, он открыл доступ к заказу новым поставщикам, в том числе малому бизнесу.
Вторым этапом реформы станет принятие федеральной контрактной системы, которая заменит 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Впервые, по словам министра, в новом законопроекте государственный заказ определён как самостоятельная сфера регулирования и обеспечено законодательное единство всего цикла закупок.
Отдавая дань 94-ФЗ, который действует вот уже шесть лет, Эльвира Набиуллина заметила, что он сделал процедуру госзаказа прозрачной. Данные обо всех заказах стали доступны для любого пользователя в режиме реального времени. «Это облегчило доступ к торгам поставщикам по всей стране и создало предпосылки для создания единого рынка», - пояснила министр. По её словам, в ФКС принципы информационной открытости будут развиты. «Мы увеличим объём информации, которая будет доступна публично», - пояснила она.
Среди недостатков 94-ФЗ министр назвала фактор цены. По её мнению экономия часто была мнимой, так как зачастую начальные цены контрактов необоснованно завышались. Почти 60 процентов составили закупки у единственного поставщика, то есть фактически без конкуренции. Статистика прошлого года показывает, что 64 процента аукционов и 57 процентов конкурсов вообще не состоялось. «Корень проблем, - считает министр, - в идеологии нынешнего законодательства. Оно отвечает на вопрос: как покупать, но не отвечает полностью на вопрос: зачем? какой результат мы хотим получить?» На практике это выливается в покупку предметов роскоши чиновниками и дешёвого детского питания для школ, некачественных медикаментов и оборудования для больниц.
Решить проблемы госзаказа можно, лишь принципиально изменив сами подходы к регулированию госзакупок, убеждена Эльвира Набиуллина. Новая федеральная контрактная система, заложенная в законопроекте позволяет это сделать.