ЖКХ под контролем

Создание расчетно-кассового центра в моногороде Арктической зоны России, опыт Норильска

ЖКХ под контролем Фото Елены Худановой
Олег Курилов, глава города Норильска, вице-президент ассоциации экономического взаимодействия «Союз городов Заполярья и Крайнего Севера»
 
Бесперебойное обеспечение жи­телей города коммунальными услугами во многом зависит от эффективности совместной работы ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Между тем ситуация, когда управляющие организации от­расли ЖКХ не исполняют свои обя­занности, — проблема многих россий­ских городов. В условиях Крайнего Севера это становится не просто на­рушением договорных обязательств, а настоящей угрозой для всей систе­мы жизнеобеспечения города.
Летом 2014 года в Норильске сложилась ситуация, когда собран­ные рядом управляющих компаний с населения средства для оплаты коммунальных ресурсов ресурсо­снабжающим организациям не пе­речислялись. Тогда задолженность превысила три миллиарда рублей. Банкротство накопивших такие долги недобросовестных компаний и выход на рынок новых операто­ров ситуацию стабилизировали. Однако перед муниципалитетом встала задача внедрения нового ме­ханизма взаимодействия управля­ющих компаний и ресурсоснабжа­ющих организаций, который позво­лил бы обеспечить максимальную прозрачность прохождения финан­совых потоков.
Новая система, подотчетная в своей деятельности органам мест­ного самоуправления, должна была обеспечить финансовую безопас­ность всех участников процесса. И после тщательного изучения опыта различных российских городов в 2014 году в Норильске был создан расчетно-кассовый центр (РКЦ) в форме муниципального унитарно­го предприятия. Среди основных функций РКЦ: учет граждан, расчет начислений платы за жилищно-ком­мунальные услуги, прием платы за эти услуги, печать и доставка пла­тежных документов потребителям. Это гарантирует, что денежные средства распределены и направле­ны поставщикам ровно в том объ­еме, в котором они собраны с на­селения за эти услуги.
Кавычки  
Все действия по реформированию отрасли ЖКХ в Норильске направлены на то, чтобы обеспечивать высокое качество жизни горожан, комфортные условия проживания в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера»
Сегодня расчетно-кассовым центром заключаются договоры с управляющими и ресурсоснабжа­ющими организациями. РКЦ также взял на себя основной объем работ по взаимодействию с населением через собственную сеть пунктов приема платежей за услуги.
РКЦ Норильска выступает и в роли платежного агента, действуя в рамках Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Собранные денежные средства ежедневно пере­числяются поставщикам услуг. Кро­ме того, РКЦ, осуществляя инфор­мационный обмен с банком, орга­низует безналичные способы опла­ты жилищно-коммунальных услуг. При этом способе оплаты денежные средства поступают непосредствен­но на счета поставщиков услуг.
В 2016 году можно говорить о том, что совокупность этих мер привела к внушительным результа­там. Благодаря функционированию РКЦ процент оплаты за коммуналь­ные услуги управляющими органи­зациями за 9 месяцев 2016 года до­стиг 99 процентов, тогда как за 2013 год он составлял не более 84 про­центов. Гарантии же сохранности финансового ресурса для предпри­ятий ЖКХ города заключаются в том, что центр не ведет деятель­ности по содержанию многоквар­тирных домов и не осуществляет накопления средств населения на своих счетах.
Кроме того, РКЦ является аген­том Регионального фонда капиталь­ного ремонта многоквартирных до­мов на территории Красноярского края и осуществляет сбор взносов на капитальный ремонт в его поль­зу. Отмечено, что при внесении взносов на капитальный ремонт в единый платежный документ процент собираемости денежных средств существенно возрос.
Формирование единого город­ского информационного простран­ства вокруг деятельности РКЦ по­зволило автоматизировать деятель­ность и привести к единообразию алгоритм по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, формировать единый платежный документ. Доступность информа­ции для жителей теперь обеспечена автоматизированной базой данных населения, единой базой жилищно­го фонда, тарифов, функционирует сайт с личным кабинетом для граж­дан. Все участники процесса через удаленный доступ к системе имеют информацию о состоянии лицевых счетов, а также в режиме реального времени отслеживают информацию о поступившей оплате.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления получают достоверную и актуальную инфор­мацию о ситуации по начислению и сбору платежей за жилищно-ком­мунальные услуги. Это позволяет в рамках муниципального контроля улучшить качество исполнения до­говоров управления многоквартир­ными домами.
На примере Норильска можно говорить о том, что такой опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, управляющих компаний сферы ЖКХ, ресурсоснабжающих органи­заций общественных организаций и других представителей гражданско­го общества может быть использо­ван во многих российских городах.
Для улучшения качества обслу­живания граждан и предоставления более полного комплекса услуг по системе «одного окна» необходимо расширять систему, наделяя ее и другими полномочиями. Например, включить возможность принимать и передавать в органы регистрацион­ного учета документы для регистра­ции и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федера­ции по месту пребывания и месту жительства. Сейчас перечень лиц, ответственных за прием и передачу документов, утвержден постанов­лением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713. В случае дополнения перечня ответ­ственных за прием и передачу до­кументов для регистрации лицами, привлеченными для осуществления расчетов с нанимателями, эту функ­цию смогут осуществлять специали­сты РКЦ.
Реформа жилищно-коммуналь­ного хозяйства является одним из приоритетных направлений соци­альной и экономической политики Норильска, города, обладающего уникальным опытом эксплуатации зданий и сооружений, ведением хозяйственной деятельности в ус­ловиях вечной мерзлоты. Действу­ющая модель расчетно-кассового центра, масштабированная на всю страну, способна принести реаль­ные результаты и отладить процесс взаимодействия управляющих ком­паний и ресурсоснабжающих орга­низаций, что позволяет значительно улучшить качество обслуживания населения.
 
Расчетно-кассовый центр взял на себя основной объем работ по взаимодействию с населением
через собственную сеть пунктов приема платежей за услуги.  Фото Елены Худановой
Расчетно-кассовый центр взял на себя основной объем работ по взаимодействию с населением через собственную сеть пунктов приема платежей за услуги.

Просмотров 1154

02.12.2016

Популярно в соцсетях