Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

ЖКХ под контролем

Создание расчетно-кассового центра в моногороде Арктической зоны России, опыт Норильска

02.12.2016 15:56

ЖКХ под контролем
Фото Елены Худановой

Олег Курилов, глава города Норильска, вице-президент ассоциации экономического взаимодействия «Союз городов Заполярья и Крайнего Севера»

Бесперебойное обеспечение жи­телей города коммунальными услугами во многом зависит от эффективности совместной работы ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Между тем ситуация, когда управляющие организации от­расли ЖКХ не исполняют свои обя­занности, — проблема многих россий­ских городов. В условиях Крайнего Севера это становится не просто на­рушением договорных обязательств, а настоящей угрозой для всей систе­мы жизнеобеспечения города.

Летом 2014 года в Норильске сложилась ситуация, когда собран­ные рядом управляющих компаний с населения средства для оплаты коммунальных ресурсов ресурсо­снабжающим организациям не пе­речислялись. Тогда задолженность превысила три миллиарда рублей. Банкротство накопивших такие долги недобросовестных компаний и выход на рынок новых операто­ров ситуацию стабилизировали. Однако перед муниципалитетом встала задача внедрения нового ме­ханизма взаимодействия управля­ющих компаний и ресурсоснабжа­ющих организаций, который позво­лил бы обеспечить максимальную прозрачность прохождения финан­совых потоков.

Новая система, подотчетная в своей деятельности органам мест­ного самоуправления, должна была обеспечить финансовую безопас­ность всех участников процесса. И после тщательного изучения опыта различных российских городов в 2014 году в Норильске был создан расчетно-кассовый центр (РКЦ) в форме муниципального унитарно­го предприятия. Среди основных функций РКЦ: учет граждан, расчет начислений платы за жилищно-ком­мунальные услуги, прием платы за эти услуги, печать и доставка пла­тежных документов потребителям. Это гарантирует, что денежные средства распределены и направле­ны поставщикам ровно в том объ­еме, в котором они собраны с на­селения за эти услуги.

Сегодня расчетно-кассовым центром заключаются договоры с управляющими и ресурсоснабжа­ющими организациями. РКЦ также взял на себя основной объем работ по взаимодействию с населением через собственную сеть пунктов приема платежей за услуги.

РКЦ Норильска выступает и в роли платежного агента, действуя в рамках Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Собранные денежные средства ежедневно пере­числяются поставщикам услуг. Кро­ме того, РКЦ, осуществляя инфор­мационный обмен с банком, орга­низует безналичные способы опла­ты жилищно-коммунальных услуг. При этом способе оплаты денежные средства поступают непосредствен­но на счета поставщиков услуг.

В 2016 году можно говорить о том, что совокупность этих мер привела к внушительным результа­там. Благодаря функционированию РКЦ процент оплаты за коммуналь­ные услуги управляющими органи­зациями за 9 месяцев 2016 года до­стиг 99 процентов, тогда как за 2013 год он составлял не более 84 про­центов. Гарантии же сохранности финансового ресурса для предпри­ятий ЖКХ города заключаются в том, что центр не ведет деятель­ности по содержанию многоквар­тирных домов и не осуществляет накопления средств населения на своих счетах.

Кроме того, РКЦ является аген­том Регионального фонда капиталь­ного ремонта многоквартирных до­мов на территории Красноярского края и осуществляет сбор взносов на капитальный ремонт в его поль­зу. Отмечено, что при внесении взносов на капитальный ремонт в единый платежный документ процент собираемости денежных средств существенно возрос.

Формирование единого город­ского информационного простран­ства вокруг деятельности РКЦ по­зволило автоматизировать деятель­ность и привести к единообразию алгоритм по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, формировать единый платежный документ. Доступность информа­ции для жителей теперь обеспечена автоматизированной базой данных населения, единой базой жилищно­го фонда, тарифов, функционирует сайт с личным кабинетом для граж­дан. Все участники процесса через удаленный доступ к системе имеют информацию о состоянии лицевых счетов, а также в режиме реального времени отслеживают информацию о поступившей оплате.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления получают достоверную и актуальную инфор­мацию о ситуации по начислению и сбору платежей за жилищно-ком­мунальные услуги. Это позволяет в рамках муниципального контроля улучшить качество исполнения до­говоров управления многоквартир­ными домами.

На примере Норильска можно говорить о том, что такой опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, управляющих компаний сферы ЖКХ, ресурсоснабжающих органи­заций общественных организаций и других представителей гражданско­го общества может быть использо­ван во многих российских городах.

Все действия по реформированию отрасли ЖКХ в Норильске направлены на то, чтобы обеспечивать высокое качество жизни горожан, комфортные условия проживания в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера»

Для улучшения качества обслу­живания граждан и предоставления более полного комплекса услуг по системе «одного окна» необходимо расширять систему, наделяя ее и другими полномочиями. Например, включить возможность принимать и передавать в органы регистрацион­ного учета документы для регистра­ции и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федера­ции по месту пребывания и месту жительства. Сейчас перечень лиц, ответственных за прием и передачу документов, утвержден постанов­лением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713. В случае дополнения перечня ответ­ственных за прием и передачу до­кументов для регистрации лицами, привлеченными для осуществления расчетов с нанимателями, эту функ­цию смогут осуществлять специали­сты РКЦ.

Реформа жилищно-коммуналь­ного хозяйства является одним из приоритетных направлений соци­альной и экономической политики Норильска, города, обладающего уникальным опытом эксплуатации зданий и сооружений, ведением хозяйственной деятельности в ус­ловиях вечной мерзлоты. Действу­ющая модель расчетно-кассового центра, масштабированная на всю страну, способна принести реаль­ные результаты и отладить процесс взаимодействия управляющих ком­паний и ресурсоснабжающих орга­низаций, что позволяет значительно улучшить качество обслуживания населения.

Расчетно-кассовый центр взял на себя основной объем работ по взаимодействию с населением через собственную сеть пунктов приема платежей за услуги.

Расчетно-кассовый центр взял на себя основной объем работ по взаимодействию с населением через собственную сеть пунктов приема платежей за услуги / Фото Елены Худановой
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3862