ЖКХ под контролем
Создание расчетно-кассового центра в моногороде Арктической зоны России, опыт Норильска
Олег Курилов, глава города Норильска, вице-президент ассоциации экономического взаимодействия «Союз городов Заполярья и Крайнего Севера»
Бесперебойное обеспечение жителей города коммунальными услугами во многом зависит от эффективности совместной работы ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Между тем ситуация, когда управляющие организации отрасли ЖКХ не исполняют свои обязанности, — проблема многих российских городов. В условиях Крайнего Севера это становится не просто нарушением договорных обязательств, а настоящей угрозой для всей системы жизнеобеспечения города.
Летом 2014 года в Норильске сложилась ситуация, когда собранные рядом управляющих компаний с населения средства для оплаты коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям не перечислялись. Тогда задолженность превысила три миллиарда рублей. Банкротство накопивших такие долги недобросовестных компаний и выход на рынок новых операторов ситуацию стабилизировали. Однако перед муниципалитетом встала задача внедрения нового механизма взаимодействия управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, который позволил бы обеспечить максимальную прозрачность прохождения финансовых потоков.
Новая система, подотчетная в своей деятельности органам местного самоуправления, должна была обеспечить финансовую безопасность всех участников процесса. И после тщательного изучения опыта различных российских городов в 2014 году в Норильске был создан расчетно-кассовый центр (РКЦ) в форме муниципального унитарного предприятия. Среди основных функций РКЦ: учет граждан, расчет начислений платы за жилищно-коммунальные услуги, прием платы за эти услуги, печать и доставка платежных документов потребителям. Это гарантирует, что денежные средства распределены и направлены поставщикам ровно в том объеме, в котором они собраны с населения за эти услуги.
Сегодня расчетно-кассовым центром заключаются договоры с управляющими и ресурсоснабжающими организациями. РКЦ также взял на себя основной объем работ по взаимодействию с населением через собственную сеть пунктов приема платежей за услуги.
РКЦ Норильска выступает и в роли платежного агента, действуя в рамках Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Собранные денежные средства ежедневно перечисляются поставщикам услуг. Кроме того, РКЦ, осуществляя информационный обмен с банком, организует безналичные способы оплаты жилищно-коммунальных услуг. При этом способе оплаты денежные средства поступают непосредственно на счета поставщиков услуг.
В 2016 году можно говорить о том, что совокупность этих мер привела к внушительным результатам. Благодаря функционированию РКЦ процент оплаты за коммунальные услуги управляющими организациями за 9 месяцев 2016 года достиг 99 процентов, тогда как за 2013 год он составлял не более 84 процентов. Гарантии же сохранности финансового ресурса для предприятий ЖКХ города заключаются в том, что центр не ведет деятельности по содержанию многоквартирных домов и не осуществляет накопления средств населения на своих счетах.
Кроме того, РКЦ является агентом Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края и осуществляет сбор взносов на капитальный ремонт в его пользу. Отмечено, что при внесении взносов на капитальный ремонт в единый платежный документ процент собираемости денежных средств существенно возрос.
Формирование единого городского информационного пространства вокруг деятельности РКЦ позволило автоматизировать деятельность и привести к единообразию алгоритм по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, формировать единый платежный документ. Доступность информации для жителей теперь обеспечена автоматизированной базой данных населения, единой базой жилищного фонда, тарифов, функционирует сайт с личным кабинетом для граждан. Все участники процесса через удаленный доступ к системе имеют информацию о состоянии лицевых счетов, а также в режиме реального времени отслеживают информацию о поступившей оплате.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления получают достоверную и актуальную информацию о ситуации по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги. Это позволяет в рамках муниципального контроля улучшить качество исполнения договоров управления многоквартирными домами.
На примере Норильска можно говорить о том, что такой опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, управляющих компаний сферы ЖКХ, ресурсоснабжающих организаций общественных организаций и других представителей гражданского общества может быть использован во многих российских городах.
Все действия по реформированию отрасли ЖКХ в Норильске направлены на то, чтобы обеспечивать высокое качество жизни горожан, комфортные условия проживания в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера»
Для улучшения качества обслуживания граждан и предоставления более полного комплекса услуг по системе «одного окна» необходимо расширять систему, наделяя ее и другими полномочиями. Например, включить возможность принимать и передавать в органы регистрационного учета документы для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. Сейчас перечень лиц, ответственных за прием и передачу документов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713. В случае дополнения перечня ответственных за прием и передачу документов для регистрации лицами, привлеченными для осуществления расчетов с нанимателями, эту функцию смогут осуществлять специалисты РКЦ.Реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики Норильска, города, обладающего уникальным опытом эксплуатации зданий и сооружений, ведением хозяйственной деятельности в условиях вечной мерзлоты. Действующая модель расчетно-кассового центра, масштабированная на всю страну, способна принести реальные результаты и отладить процесс взаимодействия управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, что позволяет значительно улучшить качество обслуживания населения.