Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Запланирован рост. Впервые за последние три года

Около триллиона рублей перераспределили депутаты во втором чтении бюджетного законопроекта

17.11.2017 13:41

Автор: Юрий Урсов

Запланирован рост. Впервые за последние три года

Андрей Макаров. Фото: ER.RU

Четыре часа утра пятницы — в это время, по словам Вячеслава Володина, председателя Государственной Думы России, в Комитете палаты по бюджету и налогам закончили работать над поправками к главному финансовому документу страны на ближайшие три года в рамках парламентского второго чтения.

Бюджет здравого смысла

Такая напряжённая работа дала прекрасный результат. Характеризуя основные параметры изменений в законопроекте «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов», Андрей Макаров, председатель профильного Комитета Госдумы по бюджету и налогам, не раз использовал слово «впервые». Впервые за кризисные годы палата рассматривает бюджет роста, в котором намечено увеличивать валовый внутренний продукт более чем на два процента ежегодно. Впервые за долгий период запланировано существенно повысить уровень оплаты труда и размер социальных пособий.

39 поправок в пользу социальной сферы

Впервые за время существования Госдумы (!) в рамках единого бюджета распределены все 70 видов субсидий, которые федеральный Центр направляет в регионы. До сих пор это делали в течение года, что называется, задним числом. Понятно, что в таком варианте многочисленные конфликты регионов и Центра, а также несбалансированность материальных и финансовых потоков были неизбежны. Впервые проект бюджета предусматривает масштабную прямую и косвенную финансовую помощь Центра регионам при реструктуризации долгов на общую сумму свыше 400 миллиардов рублей.

В общей сложности депутаты в ходе второго чтения рассмотрели 586 поправок, перераспределив почти триллион рублей из первоначального правительственного законопроекта на 2018 год. На 700 и 800 миллиардов рублей Госдума перераспределяет расходы бюджета на 2019 и 2020 годы соответственно.

Но насколько эти изменения соответствуют непростым реалиям российской экономики? Андрей Макаров считает, что депутатам удалось сконструировать «бюджет здравого смысла», в котором созданы условия, позволяющие и развивать экономику, и поддерживать на достойном уровне обороноспособность и безопасность страны, и совершенствовать гражданское общество и, главное, обеспечивать в меру возможностей достойный и качественный уровень жизни людей.

Голосование по БЮДЖЕТу 2018-2019, 17 ноябрь 2017. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Десятки миллиардов рублей будут направлены на строительство больниц, школ, театров. Намечено выделить около ста миллиардов рублей на повышение зарплаты бюджетникам только в регионах. Расширены масштабы помощи инвалидам и социально неимущим. Давно известный лозунг «Оценивать бюджет не по доходам и расходам, а по тому, насколько он улучшает конкретные социальные достижения», по мысли Макарова, начинает реализовываться в законопроекте. Особо подчеркнул руководитель профильного комитета, что одобренные поправки — не заслуга исключительно фракции «Единая Россия», как, возможно, считают многие. За них голосовали все единогласно, потому они отражают мнение Госдумы в целом.

Совершенству нет предела. В отличие от денег

Разумеется, даже самый идеальный и хорошо просчитанный документ можно совершенствовать. Проект федерального бюджета — не исключение. На пленарном заседании депутаты предлагали поправки блоками, рассчитывая, видимо, не на то, что они будут приняты после предшествующего тщательного анализа в парламентских комитетах, но обозначая своего рода задел на будущее — зафиксировать проблему в общественном пространстве, привлекая внимание исполнительной власти. К примеру, Федот Тумусов («Справедливая Россия») предложил дополнительно финансировать 1,2 миллиардами рублей субсидии на пассажирские авиаперелёты в районах Крайнего Севера. Дело хорошее, однако выяснилось, что, по словам Макарова, деньги на эти цели уже выделяли, они были израсходованы в прошлом году, судя по кассовому исполнению, всего на 60 процентов.

Андрей Макаров считает, что депутатам удалось сконструировать «бюджет здравого смысла», в котором созданы условия, позволяющие и развивать экономику.

Другое предложение от коммуниста Алексея Куринного затрагивает вопросы без преувеличения жизни и смерти — найти дополнительно восемь миллиардов рублей на излечение орфанных (редкие, как правило, тяжёлые недуги) больных. По словам депутата, в целом не хватает 11 миллиардов рублей, но можно было бы выделить хотя бы восемь миллиардов, к примеру, из 60-миллиардного резерва Минфина. Вопрос, кажется бесспорный. И бездушных скупердяев среди парламентариев нет, о чём сказал Андрей Макаров, но дело в том, что необходимо точно определить, в какие регионы, каким конкретно больным и в каком размере будет направлена помощь, над этим сейчас работают и в Минфине, и в профильных комитетах Госдумы, и в регионах.

Антон СилУАНОВ и Татьяна Нестеренко, ОБСУЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА 2018-2019, 17 ноябрь 2017. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Не частый факт — коммунист поблагодарил единороссов за поддержку в принятии фракционных поправок в ходе обсуждения бюджета в комитетах Госдумы. Это сделал Владимир Кашин, правда, одновременно предложив ассигновать на развитие села около 20 миллиардов рублей. Но позже уточнил — понимаю, что сейчас не пройдёт, но обозначаю проблему на будущее.

Павел Крашенинников, ОБСУЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА 2018-2019, 17 ноябрь 2017. Фото: ПГ / Юрий Инякин

А фракция ЛДПР, которая, напомню, проявив максимальную для оппозиции лояльность, также впервые поддержала правительственный законопроект в первом чтении, предложила наиболее обширный пакет поправок в ходе пленарного заседания Госдумы — всего на сумму свыше 100 миллиардов рублей. Цели, бесспорно, самые благие — индексация пенсий работающим пенсионерам, развитие аграрного сектора, субсидии молодым семьям и так далее… Но в теории нет предела бюджетному совершенствованию, а на практике оно ограничено лимитом государственных доходов. Бесспорно одно: в ходе дискуссии на пленарном заседании Госдумы на будущее определены задачи, которые не в полной мере решены в нынешнем законопроекте.

После того как были обсуждены и проголосованы все блоки поправок, Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 — 2020 годов.