Выставки помогут регионам развиваться быстрее

Федеральный закон о выставочной деятельности поможет не только российским производителям, но и укрепит экономику регионов

Выставки помогут регионам развиваться быстрее

Фото предоставлено пресс-службой АО «Экспоцентр»

Россия занимает седьмое место в мире по обороту выставочного рынка (800 миллионов долларов). При этом её доля в общей площади выставочных центров мира всего лишь два процента. О том, почему развитию отрасли нужно придать новый импульс и как это сделать, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Цент­рального выставочного комплекса «Экспоцентр» Сергей Беднов.

- Последние три года выставочному рынку, как и многим другим, пришлось непросто. Как вы оцениваете итоги 2017 года?

- Действительно, с 2014 года отрасль находилась под влиянием понятных негативных факторов. Ухудшилась конъюнктура товарных рынков. Всё это привело к падению по основным показателям в среднем на 17-18 процентов.

Однако в 2017 году выставочный рынок в целом стабилизировался. Выставки не терпят пустоты — на место иностранных компаний приходят российские. Основные выставочные показатели вернулись к прежним величинам. Например, у нас в «Экспоцентре» в прошедшем году состоялось 114 выставок и 903 конгрессных события. В них приняло участие более 28 тысяч компаний со всего мира и из всех регионов России. Они собрали почти полтора миллиона посетителей. Российский союз выставок и ярмарок подсчитал, что по итогам 9 месяцев 2017 года доля АО «Экспоцентр» на выставочном рынке России составила по площади нетто 16,7 процента, по количеству экспонентов — 12,8 процента.

Отмечу, что в минувшем году мы сконцентрировали свои усилия на развитии тех проектов, которые имеют стратегическое значение для российской экономики. Для нас это приоритет. Речь идёт о выставках «Металлообработка», «Химия», «Нефтегаз», «Агропродмаш», «Мебель», «Фотоника. Мир лазеров и оптики», «Мир детства» и других.

Например, выставка «Прод­экспо», которая проходила в начале февраля, собрала 2387 компаний из 65 стран мира. 31 страна была представлена национальными экспозициями. Тенденция сегодняшнего дня — увеличение российского участия в международных выставках. Две трети экспонентов «Продэкспо» — наши компании, а это 1688 отечественных производителей и поставщиков из всех регионов России.

Мы делаем не просто выставки, а выставочно-­конгрессные мегафорумы, дополняя тематическую экспозицию развёрнутой деловой программой. Количество таких мероприятий в минувшем году увеличилось более чем на 20 процентов. Например, крупнейшая мировая выставка «Нефтегаз» теперь ежегодно проходит в «Экспоцентре» одновременно с Национальным нефтегазовым форумом. Такой формат, по оценкам специалистов отрас­ли, даёт весомый синергетический эффект.

Впервые в прошлом году состоялась специализированная выставка «MedTravelExpo. Санатории. Курорты. Медицинские центры». Она показывает широкие возможности въездного туризма и стала важным дополнением программы «Российская неделя здравоохранения — 2017».

Международные отраслевые выставки «Экспоцентра» вновь подтвердили своё значение для реализации задач в области модернизации ключевых секторов экономики, внедрения передовых технологий, наращивания экспортных возможностей отечественных производителей. В целом могу с уверенностью утверждать: российский выставочный бизнес, значительной частью которого мы являемся, имеет колоссальный потенциал, а главное — общенациональное значение.

- Об общенациональном значении. Вы полагаете, что именно участие в выставках способно усилить позиции российских производителей?

- Безусловно. Важно понимать, что выставочная индустрия — особый сегмент в экономике. А в условиях антироссийских санкций и экономической нестабильности она приобретает ещё большее значение. Выставки стимулируют производство и торговлю, рост экспорта, внедрение инноваций. Благодаря большим отраслевым выставкам рынки насыщаются новыми товарами и услугами. При этом эффективность участия в выставках с точки зрения маркетинга — одна из самых высоких для бизнеса по возврату вложенных средств. Это подтверждают и наши, и зарубежные исследования: 90 процентов компаний признают выставки важнейшим источником информации, необходимой для принятия решений о закупках.

Но не только сами производители развиваются благодаря выставкам. Предлагаю посмотреть на эту сферу шире: развитие регионов невозможно без расширения внутрироссийской географии выставочной деятельности. Тут очень много аспектов — создание бизнеса и инфраструктуры крупных городов, увеличение прямых и косвенных поступлений в бюджеты всех уровней (от гостиниц, транспорта, ресторанов, сувенирной торговли) за счёт притока посетителей выставок и, конечно, создание новых рабочих мест. Необходимость развития выставочного бизнеса для подъёма местных экономик сегодня понимают руководители всё большего числа регионов.

К сожалению, сейчас на Россию, с нашими огромными масштабами, приходится всего 2 процента суммарной площади выставочных центров мира. Для США этот показатель достигает 20 процентов, для Китая — 15, Германии — 10. При этом налицо диспропорция в размещении выставочных площадей в стране, львиную долю которых занимают Москва и Санкт-Петербург.

- Что вы предлагаете?

- Я давно говорю о том, что пора начинать строительство современных выставочных комплексов в регионах. Это могут быть проекты площадью до десяти тысяч квадратных метров и небольшие, — скажем, до пяти тысяч квадратных метров в зависимости от экономического уровня развития региона. Но они должны быть во всех крупных городах. Уже есть позитивные примеры — Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар. Но этого недостаточно.

Убеждён, говорить об эффективном продвижении новой конкурентной продукции в российские регионы в условиях, когда у нас нет современной выставочной инф­раструктуры, невозможно. В кинотеатрах, на стадионах проводить серьёзные выставки нельзя. Возьмём хотя бы нашу выставку «Металлообработка», где у нас станки работают в режиме онлайн. Установить 20-тонный станок на стадионе не получится: он требует подключения электроэнергии, сжатого воздуха и соб­людения многих других технических условий.

- Вы занимаете активную позицию по продвижению этой сферы национального рынка, руководите профильным комитетом Торгово-промышленной палаты. Что можно сделать и что делается для решения указанных вами проблем?

- В первую очередь необходимо решать их комплексно, что в данном случае невозможно без законодательного фундамента. В стране это понимают на высшем уровне. Ещё в 2014 году председатель Совета Федерации Валентина ­Матвиенко заявила о необходимости принятия федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».

Комитет Торгово-промышленной палаты провёл большую работу, консолидировав позицию рынка и национальных интересов страны. Этот текст лёг в основу законопроекта. Сейчас он находится на согласовании в Правительстве РФ, и мы надеемся, что закон будет принят в ближайшее время.

В частности, он позволит снять многие нерешённые вопросы, связанные с оказанием господдержки в виде субсидий российским предприятиям и компаниям на участие в выставках. Мы убеждены, что малый и средний бизнес особенно нуждается в поддержке такого рода.

Чтобы создать в регионах современную выставочно-конгрессную инфраструктуру, о чём я говорил до этого, необходимо разработать соответствующую федеральную целевую инвестиционную программу. В ней нужно использовать механизмы государственно-частного партнёрства. Эти принципы уже заложены в утверждённой Правительством РФ Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, которая также была разработана при активном участии экспертов ТПП РФ, «Экспоцентра» и Российского союза выставок и ярмарок.

 

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 2693

02.03.2018 11:38

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...