Военные очистят Арктику от мусора до 2020 года

Тема: VII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее»

С 2015 по 2017 год силами Министерства обороны в Арктической зоне собрано и вывезено более 16 тысяч тонн металлолома

Военные очистят Арктику от мусора до 2020 года

Более 2000 километров при температуре до -60 градусов по Цельсию от поселка Тикси до острова Котельный и обратно преодолели в начале 2017 года члены экспедиции Минобороны по испытанию новой техники – армейских снегоходов, гусеничных транспортеров, вездеходов на шинах сверхнизкого давления

В последние годы Арктика приобретает статус одной из ключевых экономических зон. Россия активно восстанавливает существовавшую ранее здесь гражданскую и военную инфраструктуру и строит в регионе новые военные, транспортные и логистические объекты. Однако экология региона в плачевном состоянии. Мусор в Арктике скапливался десятилетиями, при этом многие технологические отходы представляют серьёзную опасность. Несколько лет назад Землю Франца-Иосифа посетил Президент России Владимир Путин, который возмутился: сколько можно терпеть эту «помойку»? Так не пора ли провести в Арктике «генеральную уборку»?

До последней бочки

Земля Франца-Иосифа — одна из самых северных территорий и России, и мира. Состоит из 192 островов общей площадью 16 134 квадратных километра. Ещё несколько лет назад острова Земля Александры и Греэм-Белл, где когда-то базировались советские военные объекты, представляли собой довольно унылую картину — руины каменных и деревянных строений, обломки самолётов, проржавевшие суда, строительная и военная техника, контейнеры, бесконечные залежи бочек и огромных цистерн из-под нефтепродуктов… Все это было похоже на техногенную аномальную зону из знаменитого «Соляриса».

Только в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана находится до четырёх миллионов тонн промышленного и строительного мусора, а также до 12 миллионов железных бочек.

Откуда же этот мусор? Почти весь он — наследие холодной войны, а точнее, деятельности советских Вооруженных сил, которые создавали на островах Северного Ледовитого океана «щит», призванный спасти страну в случае воздушной агрессии. В том, что США будут наносить ядерный удар именно через полярную область, тогда не сомневались. С 1940-1950-х годов в Арктике начали появляться военные базы, в первую очередь базы ПВО, строились аэродромы, локаторные станции. Топливо завозили в бочках, так было проще всего. В начале 1990-х военные ушли из Арктики, бросив ненужную технику и пустые бочки. По некоторым подсчётам, только в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана находится до четырёх миллионов тонн промышленного и строительного мусора, а также до 12 миллионов железных бочек. Есть среди металлолома и настоящие раритеты — бочки нацистской Германии. На них видны выбитые на немецком надписи, где без труда можно найти слово Wehrmacht. Фашисты держали на острове метеостанцию. И первыми, выходит, начали его загрязнять…

Фото Владимира Дробышевского. Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

Природа Арктики не в состоянии переработать накопленные отходы даже за сотни лет. Проблема оценки и ликвидации накопленного экологического ущерба нашла отражение в «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утверждённой президентом страны в феврале 2013 года. С целью реализации данной стратегии в Минобороны России была разработана и утверждена «Дорожная карта по ликвидации экологического ущерба, причинённого в результате деятельности на территории Минобороны России в Арктической зоне». Уборка территории Земли Франца-Иосифа началась с острова Земля Александры, всего запланирована очистка шести островов архипелага: Земли Александры, Хейса, Гукера, Рудольфа, Гофмана и Греэм-Белл.

АРКТИЧЕСКИЕ  ВОЕННЫЕ БАЗЫ  МИНОБОРОНЫ РФУже несколько лет мусор в Арктике собирают специальные подразделения Минобороны — взводы экологической очистки. Очищали территории воинских частей, гарнизонов, военных полигонов Арктической зоны на архипелаге Новая Земля (в поселках Белушья Губа и Рогачево, Северный), архипелаге Новосибирские острова (на островах Котельный и Кильдин) и на других объектах в Арктической зоне Российской Федерации. К настоящему времени все работы в Арктической зоне завершены.

«В 2017 году в Арктической зоне собрано более шести тысяч 58 тонн металлолома из более 4,4 тысячи запланированных. Свыше 3,3 тысячи тонн вывезено. По сбору металлолома план перевыполнен на 37 процентов», — сообщил в октябре замминистра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков. Для выполнения задач по экологической очистке в Арктике было задействовано 186 военнослужащих, несколько десятков единиц спецтехники, а также суда вспомогательного флота. Собранный мусор вывозится с островов силами Северного и Тихоокеанского флотов, а также зафрактованными судами, осуществляющими Северный завоз. Бочки для более удобной и эффективной транспортировки перерабатываются с использованием гидравлических прессов.

По словам генерала, в Арктическом регионе наряду с развитием его инфраструктуры силами и средствами материально-технического обеспечения в рамках ликвидации экологического ущерба прошлых лет и обеспечения экологической безопасности с 2015 по 2017 год очищено 260 гектаров загрязненных территорий, собрано более 16 тысяч тонн металлолома, из которых на материк вывезено более 10 тысяч тонн.

Испытано холодом

В последние несколько лет в Арктике создаётся полноценная армейская группировка сил и средств, которая надёжно прикроет Россию с этого направления. В первую очередь ставка делается на воссоздание инфраструктуры, которая при необходимости обеспечит переброску войск по воздуху и морем и не требует при этом наличия многочисленного персонала для охраны и повседневного обслуживания. В начале ноября 2017 года командующий Северным флотом России, вице-адмирал Николай Евменов заявил, что боевые возможности сил и средств, которые размещаются на арктических островах, будут наращиваться.

Вот что получается из бочек, найденных в Арктической зоне. Большинство бочек в хорошем состоянии, они пойдут на переплавку. Фото Владимира Дробышевского. Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

Три года назад было начато строительство новых аэродромов. По информации Минобороны и Спецстроя, в настоящее время заканчиваются работы по реконструкции и строительству десяти аэродромов, расположенных в Арктической зоне. Среди них Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать и тяжёлые самолёты Ил-78, Тикси (Республика Саха (Якутия), Рогачево (Архангельская область), Темп (остров Котельный). Также ведутся работы по реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Воркута (Республика Коми), Нарьян-Мар (Архангельская область), Алыкель (Красноярский край) и Анадырь (Чукотский АО).

На побережье Арктической зоны можно найти не только брошенные бочки, но и остатки техники – детали тракторов, вездеходов, автомобилей. Фото Владимира Дробышевского. Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

Также военное ведомство активно тестирует в Арктике новые образцы вооружений и военной техники. В начале года специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны и представители военной промышленности на современных образцах снегоболотоходной техники прошли сложнейший маршрут от посёлка Тикси (Республика Саха (Якутия) до острова Котельный и обратно по ледовому покрытию моря Лаптевых, проливам между островами и прибрежной зоне.

У каждой найденной бочки срезают электроножницами крышку, в специальный резервуар сливают содержимое, если оно есть, а затем факелом выжигают остатки нефтепродуктов. После этого бочку помещают под 45-тонный пресс и сжимают, словно пустую жестяную банку

«В ходе совершения автономного марша протяженностью более 2000 километров были оценены отдельные новые технические решения на образцах военных гусеничных машин, позволяющие в условиях низких температур (до минус 60 градусов Цельсия) обеспечивать поддержание автономности, необходимую готовность образца к выполнению задач, улучшить микроклимат в обитаемых отделениях, особенности движения по торосам, глубокому снегу в условиях полярной ночи, при метелях со скоростью ветра более 35 м/с и других особенностей Крайнего Севера», — уточнил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны России, генерал- лейтенант Александр Шевченко.


Просмотров 1017

06.12.2017

Популярно в соцсетях