Вето на торговлю алкоголем по Интернету могут отменить

В Совете Федерации началась работа над новым законопроектом по регулированию дистанционных продаж спиртного

Вето на торговлю алкоголем по Интернету могут отменить

Фото «Парламентской газеты»

Компании, продающие алкоголь в Интернете, должны проходить лицензирование и публиковать на головной странице сайта, через который осуществляется торговля, исчерпывающую информацию о себе. Эти предложения, которые были впервые озвучены в пресс-центре «Парламентской газеты», могут стать пунктами нового закона о дистанционной торговле алкоголем в России.

Градус противостояния 

Тема интернет-торговли алкоголем, которая сегодня  в России запрещена, давно является камнем преткновения. Министерство здравоохранения РФ, как сообщается на официальном сайте ведомства, выступает «против увеличения доступности алкогольной продукции на основании целого ряда международных документов и научных исследований».  Речь прежде всего идёт о рисках для здоровья граждан: случаи тяжёлых отравлений алкоголем, который был приобретён через Интернет, фиксируются регулярно.

Мы понимаем, что от этого не уйти, и необходимо оформлять законодательно этот вид торговли.

Такую позицию Минздрав отстаивает не первый год, в то время как разрешения дистанционной торговли алкоголем добиваются Минфин и Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития и Минпромторг. Так, министр торговли Денис Мантуров в марте заявил, что «надеется на решение вопроса» уже в этом году. А в финансовом ведомстве обозначили свои сроки — разрешение на продажу вина и пива через Интернет в министерстве предлагают ввести до 1 июля 2018 года.

Между тем, чтобы дистанционная продажа алкоголя была цивилизованной, в Совете Федерации начали работу над созданием механизма по регулированию интернет-торговли алкоголем. Как заявил в пресс-центре «Парламентской газеты» заместитель председателя Комитета палаты регионов по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба, не исключено, что в итоге будет подготовлен не пакет поправок, а отдельный базовый закон.

«Мы понимаем, что от этого не уйти, и необходимо оформлять законодательно этот вид торговли», — заявил сенатор.

По словам парламентария, компании, занимающиеся дистанционной продажей алкоголя, должны иметь лицензию на такого вида деятельность.

«Кроме того, вся алкогольная продукция, которая продаётся в Интернете, должна проходить через Единую государственную информационную автоматизированную систему», — добавил Шуба.

Домен в зоне.ru

Сегодня де-факто, хотя она и не прописана в законодательстве,  действует норма по досудебной блокировке сайтов, которые торгуют алкоголем в Интернете. Один из последних примеров — в конце июня Роскомнадзор запретил работу 19 сайтов в Волгоградской области из-за продажи ими спиртного. Между тем и ряд законодателей, и представители компаний, которые заинтересованы в добросовестной конкуренции, в один голос говорят — очевидно, что таких санкций недостаточно.

При этом главная проблема не только в сайтах — в мессенджерах и соцсетях существуют сотни аккаунтов, которые нелегально торгуют алкоголем. Причём нарушаются запреты подчёркнуто грубо: крепкие спиртные напитки предлагается приобретать пятилитровыми канистрами! Как утверждают специалисты, такой продукт априори является контрафактом.

Участники круглого стола в «Парламентской газете» ФОТО: Юрий Инякин

Только в «ВКонтакте» насчитывается почти 100 таких групп, а подписчиков в каждой из них не менее полумиллиона человек, сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фёдоров. Эксперт посетовал, что информацию в правоохранительные органы его организация предоставляет, но полиция неохотно берётся за такие дела. И дело не в халатности —  у силовых ведомств недостаточно инструментов, чтобы как следует прижать владельцев интернет-ресурсов. Понятно, что их блокировка  во многом напоминает погоню за облаками: прибыль от алкогольной торговли позволяет владельцам взамен закрытого  создать с десяток новых. Ведь санкции в отношении конкретных юрлиц и физлиц выглядят смешно. Так, физлицо за нарушение запрета на интернет-торговлю алкоголем заплатит всего 10-15 тысяч рублей, а фирма — не более чем 500 тысяч рублей.

Компании интернет-торговли приводят пример Германии. Все, торгующие в этой стране организации, вплоть до булочной, обязаны иметь сайт на зоне национального доменного имени —.de. Это распространяется и на работу, скажем, американских компаний в ФРГ.  Кроме того, каждая фирма обязана фиксировать на своих сайтах всю информацию о себе.

В России ситуация иная. Компании должны иметь сайт, но не обязаны предоставлять исчерпывающую информацию о себе. И если сайт обладает национальным доменом .ru, правоохранительные органы теоретически могут запросить соответствующие данные в координационном центре. А вот в случае если фирма работает с доменным именем .com, компании могут на вполне законных основаниях игнорировать запросы российских «силовиков».

«Мы выступаем за то, чтобы каждый сайт, торгующий в Интернете и имеющий в своей разметке кнопку «Купить», размещал на головной странице всю информацию, которую «физическая» торговая точка размещает у себя — например, в «уголке потребителя». Тогда ФНС, МВД и другие структуры  поймут, кто за этой торговлей стоит, а потребитель будет знать  — если  на сайте есть информация, значит, ему можно доверять», - заявил Алексей Фёдоров.

Как вычислить нелегальную бутылку

Отравление алкоголем — тема  крайне чувствительная и давно будоражит медийное пространство в нашей стране. При этом акцент делается на количестве людей, которые умерли в результате такого отравления, и нигде не озвучивается число тех, кто получил серьёзнейший урон здоровью, вплоть до инвалидности. Замначальника Контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева в этой связи заметила, что Минздрав способен сделать ещё очень многое, чтобы создать атмосферу нетерпимости к нелегальным продажам алкоголя в Интернете. 

Исаева Наталия, замглавы Контрольно-финансового управления ФАС РФ ФОТО: Юрий Инякин

«Наша позиция — запрет на интернет-торговлю алкоголем не работает, поэтому нужен альтернативный механизм регулирования. Необходимы чёткие правила от законодателей и экспертов. Цель — создать такие условия, которые будут минимизировать урон для здоровья наших граждан», — считает она.

По мнению представителя ФАС, нужно обратить внимание на то, какая ответственность должна возникать в случае, если компания «провела» торговлю алкоголем вне системы ЕГАИС. Пока об этом законы молчат. Также Наталья Исаева дала подсказку потребителям: на сайте Росалкогольрегулирования надо скачать специальное приложение для мобильных телефонов. С его помощью можно отсканировать любую бутылку с алкоголем и узнать всю информацию о производителе. Отсутствие такой информации будет ясным сигналом — перед вами напиток, который может нанести серьёзный вред здоровью.

Автор: Никита Вятчанин

Ещё материалы: Виталий Шуба

Просмотров 3133

11.07.2017 15:16