В Совфеде просят Правительство пресечь «серый» экспорт нефтепродуктов

По данным сенаторов, дефицит топлива и рост цен негативно повлияли на темпы уборочной страды

12.10.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

В Совфеде просят Правительство пресечь «серый» экспорт нефтепродуктов
Сергей Митин. © Юрий Инякин/ПГ

Стоимость дизельного топлива с 20 июля по 14 сентября увеличилась в полтора раза, а проблема с его поставками наблюдалась в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, Башкирии, Мордовии, в Крыму, Ростовской, Саратовской, Пензенской, Липецкой, Орловской, Ульяновской областях. Это создало реальные риски несвоевременного проведения уборочных работ и негативно отразилось как на рентабельность предприятий АПК, так и стоимости продовольствия в стране. Для предотвращения подобных аномалий в будущем в палате регионов выработали ряд конкретных предложений, которые в ближайшее время направят в Правительство. Подробно о них «Парламентской газете» рассказал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.

- Ранее министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отмечал серьезный рост цен на топливо, на это жаловались и сельхозпроизводители. В чем была причина такой аномальной стоимости ГСМ на бирже и заправках?

- Произошел рост экспортных цен на нефть и нефтепродукты, что обеспечило вместе с ростом курса доллара незапланированные доходы бюджета, так как налоги начисляются с долларовой цены. Дополнительно выросла налоговая нагрузка нефтяных компаний. При этом у производителей нефтепродуктов возросла заинтересованность в поставках на экспорт в связи со значительной разницей в стоимости с внутренним рынком. И с учетом запланированного ранее двукратного снижения выплат по демпферу с 1 сентября цены в августе выросли одновременно с ростом курса доллара. Следует отметить и резкое увеличение «серого» экспорта нефтепродуктов, когда партии закупались на внутреннем рынке и реализовывались за рубеж. Также следует учесть, что ряд нефтеперерабатывающих заводов был остановлен на ремонт, что также снизило предложения на топливном рынке, а спрос между тем вырос.

За сбор некоторых грибов начнут штрафовать

- В качестве решения проблемы предлагали разные варианты, в том числе полный запрет вывоза топлива за рубеж и восстановление прежних параметров демпфера. В итоге к какому решению пришли в Правительстве для стабилизации цен на рынке ГСМ?

- Правительство принимает экстренные меры для исправления сложившейся ситуации. В частности, был введен запрет на экспорт дизельного топлива и автомобильного бензина. При этом сделано исключение только для производителей дизтоплива, которые поставляют не менее 50 процентов произведенного топлива на внутренний рынок. Также была введена запретительная экспортная пошлина 50 тысяч рублей за тонну для экспортеров нефтепродуктов, не являющихся производителями. Кроме того, Правительство полностью восстановило объемы выплат нефтепереработчикам по демпферу с 1 октября, которые с 1 сентября были снижены в два раза. Помимо этого, с декабря этого года увеличены нормативы продаж нефтепродуктов на бирже до 15 процентов по бензину и до 12,5 процента по дизтопливу. А еще нефтяным компаниям рекомендовано обеспечить приоритет отгрузки топлива в адрес сельхозтоваропроизводителей и принять меры по снижению цен на топливо в мелкооптовом сегменте.

- Как раз на прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба направила письма всем компаниям — участникам топливного рынка о необходимости снизить цены на бензин и дизель на автозаправках. Последовала ли какая-то реакция со стороны оптовиков и розничных продавцов?

- Безусловно, оптовики и розничные продавцы реагируют на обращение ФАС. Ведь отсутствие принятых мер со стороны организаций служба будет рассматривать как признаки нарушения антимонопольного законодательства. Правительство уже фиксирует снижение цен в оптовом и розничном звене в 81 регионе.

- Поддерживают ли сенаторы решение ФАС?

- Разумеется, и члены нашего комитета, да и все сенаторы поддерживают инициативу, так как мера эффективно воздействует на недобросовестных участников рынка нефтепродуктов, которые в том числе при падении оптовых цен на топливо не снижают розничные.

- Насколько повлияло увеличение стоимости дизтоплива на темпы уборочной кампании?

- Как я уже сказал ранее, предложения на топливном рынке по ряду причин сократились, а спрос, в том числе и со стороны аграриев, вырос. В отдельных регионах даже образовался дефицит топлива, что еще больше увеличило цены на него. Это создало риски несвоевременного проведения уборочных работ, негативно отразилось как на рентабельности предприятий АПК, так и на стоимости продовольствия для населения страны. Конечно, рост цен на топливо, а особенно его дефицит в определенной степени повлияли на снижение темпов уборочной работы. Потери, в том числе финансовые, российских аграриев не вернуть, а эффект от мер поддержки нивелирован. Тем не менее мы надеемся, что принятые Правительство меры повысят доступность топлива для аграриев и позволят в полном объеме завершить уборочную кампанию.

- Сергей Герасимович, а есть понимание, какова доля ГСМ в стоимости конечного сельхозпродукта?

- По оценкам ученых, доля нефтепродуктов в себестоимости продукции растениеводства составляет порядка 10 процентов, а 40-процентный рост их цены приводит к падению рентабельности предприятия примерно на 5 процентов. В животноводстве доля нефтепродуктов в себестоимости продукции несколько ниже — 3 процента, а 40-процентный рост цен может привести к падению рентабельности на один процент.

- Какие-то дополнительные меры в Совете Федерации предлагают для стабилизации цен на рынке нефтепродуктов?

- Для исключения подобных ситуаций в будущем наш комитет настаивает, чтобы Правительство разработало меры на длительную перспективу, в том числе по недопущению «серого» экспорта ГСМ. И еще: в соответствии с позицией ФАС объем продаж топлива на бирже должен быть увеличен до уровня не менее 20 процентов объема реализации. Мы также считаем важным обеспечить своевременные перевозки железнодорожным транспортом необходимых объемов солярки и бензина в регионы. Помимо этого, следует проводить плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах в сроки, не совпадающие с посевными и уборочными работами. По нашему мнению, было бы правильно расширить полномочия ФАС по проведению плановых и внеплановых контрольных мероприятий в отношении производителей и поставщиков ГСМ. Целесообразно дать поручение Счетной палате о проведении экспертно-аналитической комплексной оценки сложившейся ситуации. Все эти предложения сенаторов включены в решение по итогам состоявшегося 10 октября заседания нашего комитета, оно будет направлено в Правительство, федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Читайте также:

• Фермерские продукты доставят покупателю агроагрегаторы

Правда за нами