В Совфеде подготовили поправки ко второму чтению законопроекта о защите Рунета

В Совфеде подготовили поправки ко второму чтению законопроекта о защите Рунета

ФОТО: PIXABAY.COM

Сенаторы разработали предложения по доработке ко второму чтению в Госдуме законопроекта об автономной работе российского сегмента Интернета, сообщается на сайте Совета Федерации в пятницу.

Первый замглавы Комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Людмила Бокова отметила, что 12 марта прошло совещание, в котором участвовали эксперты и представители телекоммуникационной отрасли.

«В ходе обсуждения законопроекта в Госдуме высказывались замечания о том, что не совсем понятно, против каких конкретно угроз целостности российского Интернета направлен законопроект. Это замечание также сформулировано в отзыве Правительства», — указала сенатор. 

Она отметила, что все угрозы в законе прописать нельзя, поскольку они могут меняться, появляться новые. В связи с этим в Совете Федерации предложили закрепить в законопроекте необходимость принятия акта кабмина, в котором будут прописаны порядок выявления таких угроз, а также их основные модели и виды, сообщила Бокова.

«В связи с этим в законопроекте мы также готовы напрямую закрепить, что отдельные меры, например обязанность операторов связи выполнять установленные государством правила маршрутизации трафика, будут применяться только в случае выявления таких угроз», — добавила парламентарий.

По словам Боковой, вызывает дискуссию вопрос, должна ли сохраняться обязанность операторов связи блокировать запрещённые интернет-ресурсы через реестр Роскомнадзора, если на их сетях установлены программно-технические средства противодействия угрозам. Она указала, что в действующей редакции проекта с операторов снимается данная обязанность, как только они поставят на сети эти спецсредства.

При этом парламентарии понимают, что средства противодействия угрозам по объективным причинам не будут установлены одновременно на всех сетях операторов, которых в России свыше 15 тысяч, заметила сенатор. Из-за этого операторы, у которых будут установлены эти спецсредства, и операторы, у которых их не будет, окажутся в неравных условиях, отметила она. 

«В связи с этим сейчас обсуждается вариант либо полного исключения из законопроекта этой нормы, либо определения особого порядка её вступления, например через год после принятия закона», — указала Бокова.

По её словам, чувствительной является и проблема ответственности операторов связи перед абонентами при сбоях в сети в результате работы спецсредств. Сейчас в проекте закреплена норма, которая освобождает операторов связи только от ответственности перед государством за нарушения лицензионных требований.

«Скорее всего, мы в законопроекте будем предлагать закрепить случаи, при наличии которых оператор связи будет освобождаться от ответственности по договору с абонентом или его ответственность будет ограниченна. Но тогда нам также следует определить порядок, как абонент сможет получить компенсацию причинённых ему убытков», — сказала сенатор.

Она отметила, что много вопросов также связано с распределением полномочий по принятию подзаконных актов между Роскомнадзором, Минкомсвязью и Правительством. По словам сенатора, в законопроекте сейчас много полномочий отдано Роскомнадзору. «Очевидно, здесь нужно корректировать», — заметила парламентарий.

Бокова подчеркнула, что кабмин должен принимать ключевые акты. К примеру, порядок централизованного управления сетями связи, регулирования национальной системы доменных имён, ведения реестра точек обмена трафиком. Минкомсвязь должна определять технические требования. Сенатор привела в пример требования к программно-техническим средствам противодействия угрозам, к сетям связи и к их установке. 

А Роскомнадзор, в свою очередь, должен подготовить регламенты проверок исполнения закона, а также процедурные вопросы сбора информации, отметила парламентарий.

Она указала, что ещё одной важной темой является компенсация операторам связи расходов, которые связаны с установкой и эксплуатацией на их сетях средств противодействия угрозам. Сейчас в проекте это не предусмотрено, обратила внимание Бокова.

«Однако поскольку в основу законопроекта положен принцип, что все расходы по реализации предусмотренных в нём мер государство несёт за свой счет, если такие расходы объективно будут возникать у участников рынка, в законопроекте этот вопрос должен быть урегулирован», — заявила сенатор.

Госдума 12 февраля приняла в первом чтении законопроект об автономной работе Рунета, который предусматривает создание инфраструктуры, обеспечивающей работоспособность российских интернет-ресурсов при невозможности подключения операторов связи к иностранным корневым серверам.

Также документом предлагается регулярно проводить учения органов власти, владельцев технологических сетей и операторов связи по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работы Рунета. Проект предусматривает создание национальной системы получения сведений о доменных именах и определение правил маршрутизации трафика.

Автор: Алина Пятигорская

Ещё материалы: Людмила Бокова

Просмотров 1238

15.03.2019 16:59





Загрузка...

Популярно в соцсетях