В кабмине не планируют вводить запрет на экспорт топлива

12.05.2021 16:06

Автор: Тамила Аскерова

В кабмине не планируют вводить запрет на экспорт топлива
Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Вопрос о введении запрета на экспорт нефтепродуктов будет рассмотрен Правительством, если ситуация на внутреннем рынке топлива будет критичной, пока запасов достаточно для удовлетворения спроса, заявил вице-премьер Александр Новак. Об этом в среду сообщает ТАСС.

«Это крайняя мера, которая будет приниматься только в том случае, если мы увидим критичность ситуации. На сегодняшний день у нас достаточно ресурсов нефтепродуктов, в том числе автомобильного бензина и дизельного топлива», — сказал Новак в эфире телеканала «Россия-24».

Скорректированный с 1 мая демпферный механизм, отметил он, позволил ещё больше стабилизировать ситуацию на рынке топлива. «У нас относительно дизеля вопрос [о запрете экспорта] в принципе не стоит», — пояснил вице-премьер.

По его словам, сейчас кабмин «не видит необходимости во введении изменений по запрету экспорта». «Такая мера в принципе возможна, но она является крайней. На сегодняшний день такой необходимости нет», — добавил Александр Новак.

Читайте также:

• Мишустин пообещал держать ситуацию с ценами на бензин под контролем • Кабмин рассмотрит проект о возможности ограничения топливного экспорта после майских • Нефтяникам рекомендуют запастись керосином на случай восстановления авиасообщения

Минэнерго 29 апреля опубликовало проект постановления кабмина, которым предлагается включить бензин различных марок в список существенно важных для внутреннего рынка товаров, экспорт которых при необходимости можно временно ограничить или запретить. Ещё одним проектом министерство предлагает ввести запрет на экспорт из России отдельных видов топлива сроком на три месяца. 

Ранее Новак отмечал, что эта мера в Правительстве обсуждается как временная. В 2018 году кабмин планировал ввести ограничения на вывоз топлива, если нефтяники не смогут добровольно нарастить предложение внутри страны, но тогда такое решение не приняли.

Россия в прошлом году направила на экспорт 5,82 миллиона тонн бензина, что на 12,4 процента больше, чем в 2019 году. При этом объём производства бензина в 2020 году составил 38,4 миллиона тонн — на 4,5 процента меньше уровня предыдущего года.

По словам Новака, сегодня ситуация на внутреннем топливном рынке стабильная, цены на нефтепродукты растут на уровне инфляции. «На сегодняшний день ситуация достаточно стабильная на рынке. Были предприняты все необходимые меры Правительством Российской Федерации, министерствами нашими и компаниями, которые работают на этом рынке», — отметил он.

Кроме того, вице-премьер проинформировал, что запасы нефтепродуктов превышают прошлогодний уровень.

Правительство 7 мая скорректировало механизмы биржевых торгов бензином и дизелем, чтобы избежать резких скачков цен на моторное топливо. Крупные российские нефтекомпании обязаны отправлять часть топлива на биржу, где независимые АЗС могут купить его по рыночным ценам. 

С 1 мая в России начал работать скорректированный демпфирующий механизм на топливо. В частности, индикативную цену бензина в формуле понизили на 4 тысячи рублей. Решение скорректировать демпфер власти приняли из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. 

Александр Новак обратил внимание, что кабмин будет строго следить, чтобы рост цен на бензин не превышал инфляцию. «Те инструменты, которые сегодня есть и работают, и Правительство строго следит за этим. У нас еженедельно проходят штабы на уровне Министерства энергетики вместе с компаниями. По сути дела, мы в ручном режиме наблюдаем, смотрим за ситуацией, принимаем необходимые меры», — сказал он.

Вице-премьер добавил, что сейчас запасы бензина на нефтебазах и АЗС на 11 процентов выше, чем годом ранее, а дизельного топлива — более чем на 20 процентов.

При этом Новак заявил, что кабмин допускает увеличение потребления авиационного керосина в стране летом в случае увеличения объёма авиаперевозок. «Мы видим, что в летний период может сложиться ситуация с увеличением объёма авиаперевозок и в случае снижения локдаунов, в том числе увеличение авиаперевозок в заграничном направлении. Необходимо, чтобы было необходимое количество авиационного керосина для обеспечения таких перевозок», — сказал он.

На биржевом комитете ФАС авиационным и нефтяным компаниям была дана рекомендация обеспечить необходимые объёмы авиакеросина на несколько месяцев вперёд с учётом возможного роста спроса этого топлива.