В Госдуме предложили упростить изъятие земель под остановки и эстакады

Местные власти смогут руководствоваться только проектами планировки территории

В Госдуме предложили упростить изъятие земель под остановки и эстакады
  © Александр Артеменков/ТАСС

Власти городов и сел смогут изымать земельные участки, чтобы построить объекты транспорта, например остановки, эстакады, надземные переходы и трамвайные пути, если это предусмотрено утвержденными проектами планировки территории. Сейчас это возможно, только если нет никаких других вариантов поставить их в другом месте. Такой законопроект планирует внести в Госдуму после согласования с экспертным советом фракции «Единая Россия» группа депутатов. Об этом рассказал «Парламентской газете» один из авторов документа, член Комитета Госдумы по экономполитике Эдуард Кузнецов. Текст законопроекта есть в распоряжении нашего издания.

Для дороги можно, а моста нельзя

По Земельному кодексу землю могут изъять для государственных или муниципальных нужд только в строго определенных случаях, например чтобы проложить дорогу, газопровод, построить железнодорожную станцию. При этом изъять участок для строительства или реконструкции объектов транспорта муниципального уровня, включая остановки и мосты, только если нет вариантов возвести их где-то еще. Но альтернативный вариант может быть хуже — дороже или более опасным для экологии, отмечают авторы законопроекта в пояснении к нему.

Поэтому они предложили разрешить изымать земли под объекты транспорта местного значения, если такая инфраструктура предусмотрена утвержденными проектами планировки территории. «Это позволит изымать земельные участки у третьих лиц для таких объектов, как, например, надземные пешеходные переходы, тоннели, эстакады, автобусные станции, зарядные станции для электробусов, а также трамвайные пути», — пояснил Эдуард Кузнецов.

Он отметил, что для строительства самих автодорог уже можно изымать участки, если это предусмотрено планами развития территорий. А вот сопутствующей инфраструктуры это не касается. «Получается парадокс. Для дороги участок изъять можно, а для строительства на ней эстакады — нельзя. Как и для прокладки трамвайных путей — они не считаются автодорогами», — отметил Кузнецов. Поэтому, по его мнению, необходимо уточнить нормы Земельного кодекса.

Эдуард Кузнецов © пресс-служба Госдумы

Забрали землю — дали деньги

Принятие закона будет способствовать в первую очередь улучшению транспортных артерий муниципального уровня, а также поможет развитию экологических видов транспорта — трамваев, электробусов, отметил соавтор инициативы, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Дмитрий Лоцманов.

Сама процедура изъятия при этом не поменяется, добавил Кузнецов. Гражданский кодекс гарантирует, что владелец участка получает возмещение, которое равно рыночной стоимости земли, недвижимости на ней и причиненным убыткам, включая упущенную выгоду, если участок забирают у предпринимателя. Если владелец согласен, ему могут дать вместо денег равноценный участок. Но в любом случае компенсацию должны выплатить до того, как приступят к процедуре изъятия.

Читайте также:

• Матвиенко предложила ВЭБ.РФ расширить программу развития городского транспорта

Еще надо изучить

Прежде чем принять решение, надо более детально изучить этот вопрос, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев. Важно, чтобы при изменении механизма соблюдались все нормы российского законодательства. «Прежде чем изъять, нужно заплатить адекватную цену. Строительство эстакад — это долгосрочная тема. Что же касается остановок, то это надо обсуждать. Транспортные маршруты могут меняться», — сказал депутат «Парламентской газете».

Кроме того, когда будет внесен законопроект, нужно будет изучить соотношение двух механизмов: изъятие собственности и публичного сервитута, то есть права пользоваться чужой собственностью в определенных случаях, добавил он.

Свой законопроект депутаты планируют отправить на предварительное рассмотрение в экспертный совет фракции «Единая Россия» 17 февраля.

Правда за нами