В автобус пустят по отпечатку пальца

Россиян ждёт цифровая трансформация

15.04.2021 16:54

Автор: Юлия Сапрыгина

В автобус пустят по отпечатку пальца

Фото: pc_transport_systems/instagram

Почтальоны-беспилотники, умное городское освещение и стройка в один клик — в Совете Федерации обсудили мир будущего. Глобальную цифровизацию запустят по инициативе президента. До 1 июля стратегии цифровой трансформации должны представить ведущие министерства, а до 1 сентября — региональные власти. Как идёт эта работа, обсудили 15 апреля в Совете Федерации на Совете по цифровой экономике.

169 услуг в один клик

Главная цель цифровой трансформации — создать условия, чтобы потенциал электронных технологий работал на благо всей страны и каждого жителя, отметил первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, открывая заседание.

Уже в этом году перечень онлайн-услуг планируют довести до ста, а в следующем их станет больше 160. В перспективе же до 95 процентов всех госуслуг планируют оказывать через Интернет.

«Любой наш гражданин вне зависимости от места жительства должен иметь возможность через Интернет оплачивать счета и налоги, записываться в любые учреждения, зачислять детей в школы и секции, повышать квалификацию, получать медицинские консультации, подавать судебные иски, следить в режиме реального времени за движением общественного транспорта и так далее», — сказал Турчак.

Планируется не только увеличить число онлайн-услуг, но и сделать их более доступными, рассказал замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Качанов. Для этого разработана концепция «трёх нулей». Она предполагает: «нулевой вход», когда пользователю не надо вводить никаких данных, а вся информация подтягивается автоматически, «нулевое ожидание», то есть немедленное оказание услуг, и «ноль бумаг».

Андрей Турчак / Фото: пресс-служба Совета Федерации

«Главный принцип — минимум действий, довести до получения услуги нажатием одной кнопки», — сказал Качанов. В новый формат перевели уже 52 госуслуги, в апреле начнётся их внедрение. А до августа 2022 года отформатировать предстоит все региональные и муниципальные услуги, сообщил чиновник.

Почтальоны-беспилотники

Ключевые сферы, где планируют внедрять онлайн-услуги, — госуправление, транспорт, медицина, образование, строительство и ЖКХ. Представители профильных министерств рассказали, как они видят такую трансформацию.

В Минтрансе разработали несколько предложений - например, «беспилотники для пассажиров и грузов» будут доставлять почту и товары в труднодоступные районы. «Зелёный коридор для пассажиров» позволит оплачивать проезд с помощью биометрической системы благодаря идентификации по отпечатку пальца, изображению лица или по голосу. А «Цифровое управление транспортной системой» поможет выстроить оптимальный маршрут.

«В рамках пилотного проекта опыт применения подобных программ в Твери привёл к снижению стоимости проезда на 10 процентов и сокращению среднего времени проезда с 21 до 17 минут», — рассказал заместитель министра транспорта Кирилл Богданов.

Приложение «Умный водоканал», которое будет оповещать жителей, например, об отключении воды, и систему «Умное городское освещение» планирует запустить Министерство строительства и ЖКХ. Там также хотят упростить порядок подачи документов для строителей с помощью проекта «Строим в один клик».

По планам Минпросвещения, о которых рассказала замминистра Татьяна Васильева, в 2021 году все учебные заведения оснастят компьютерами. В 2022-м — создадут библиотеки цифрового образовательного контента. А в 2023-м закончится работа над созданием цифровых профилей учеников.

Одно из требований к школьникам, которое могут ввести в ближайшее время, — сдавать до 30 процентов всех работ в электронном виде.

«Цифровую трансформацию часто оценивают как врага, а не как друга, — заметила замминистра. — Но надо понимать, что в данном случае мы не говорим о замене существующих форм контроля качества обучения. Увеличение количества работ, сданных в электронном виде, — это один из вариантов, который позволит разгрузить учителя, а сам процесс обучения сделает более интересным».

Фото: пресс-служба Совета Федерации

А вот представители Минздрава делились проблемами. Онлайн-сервисы записи к врачу в России работают недостаточно качественно, сообщал на совещании заместитель министра Павел Пугачёв. По данным Минздрава, более 15 процентов россиян, которые пытались попасть к врачу в прошлом году через онлайн, не смогли этого сделать. Это почти 110 тысяч человек, отметил Пугачёв.

«Труднее всего было попасть к детскому психиатру. Процент неполучения такой услуги самый высокий, хотя самих таких запросов не так много, — отметил замминистра. — Труднодоступными для россиян в 2020 году также были акушер-гинеколог, хирург, отоларинголог».

Поэтому, перед тем внедрять новые услуги, было бы неплохо разобраться с теми, что уже действуют.

Читайте также:

• В Роскомнадзоре советуют переходить на отечественные аналоги Zoom

Zoom и Microsoft отдохнут

Достижение «цифровой зрелости» должно идти на базе отечественных разработок, отметил Андрей Турчак. Это поможет независимости России в цифровом мире.

Например, Турчак напомнил историю с МГТУ имени Баумана, которому Microsoft отказал в продлении лицензии на пользование своими программными продуктами. А также о запрете сервиса Zoom пользоваться видеоконференциями властям России и госкомпаниям.

«В истории с платформой Zoom или отказом Бауманке в продлении лицензии на программное обеспечение мы увидели, в какое уязвимое положение ставит Россию зависимость от иностранного ПО и программно-аппаратных комплексов», — указал Турчак.