В первое сентября мы вошли с объемом школьной бюрократии, который, по моим оценкам, вырос за последние три года примерно в два раза. Это стало следствием, с одной стороны, внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, а с другой — итогом непродуманной политики, которую проводят в этой сфере чиновники от образования. Причем это идет с самого верха — от федерального Минобрнауки. Количество дублирующих друг друга запросов от вышестоящих ведомств, которые приходят в школу ежедневно, исчисляется десятками. В итоге с утра учителя вынуждены писать планы о том, как они вечером будут готовить отчеты, а вечером — составлять отчеты о том, как они утром писали планы.
Это снижает эффективность работы учителей, так как не оставляет времени на подготовку (а иногда — уже и на проведение) уроков. Анализ той бюрократии, которая спускается на школы сверху, показал, что значительная доля этих иногда бессмысленных бумаг — это дублирующие друг друга запросы, требования предоставить еще раз ранее уже предоставлявшуюся информацию, новые формы, в которые нужно вбить ранее уже направленные данные и так далее. Большинства из этих повторных запросов можно было бы избежать, если бы органы образования, начиная с федерального министерства, организовали внутриведомственный обмен информацией. Пока же, несмотря на то, что проект «электронного Правительства» уже давно презентован, Министерство образования и науки в него явно не вписывается.
В огромный высокодоходный бизнес превратилось издание учебников. Складывается впечатление, что постоянные изменения в перечне рекомендованных учебников вызваны именно желанием дать заработать тем или иным изданиям, а про школы никто вообще не вспоминает. В итоге, сколько бы денег ни тратили регионы на закупку учебников в результате «чехарды» в перечне, их все равно не хватает. Школам приходится выходить из положения по-своему, что часто вызывает недовольство родителей и прокуратуры. При этом ряд учебников, которые всегда признавались учителями-предметниками как наиболее удачные и зарекомендовавшие себя, вообще выпали из перечня. При этом в числе рекомендованных иногда оказываются пособия, качество которых не выдерживает никакой критики.
Я настаиваю на антикоррупционной экспертизе перечня рекомендованных учебников. Постоянное его «тасование» в угоду повышению прибылей издательств надо прекращать. Перечень должен устояться и быть согласован с учительским сообществом. Важное место в нем должны занять качественные учебники по основным базовым дисциплинам, которые должны стать основой формирования единого образовательного пространства в стране…
Невозможно менять бесконечно порядок проведения ЕГЭ. К этому не могут приспособиться ни ученики, ни учителя. Когда каждый новый выпуск сдает ЕГЭ не так, как предыдущий, возникают ненужные стрессы, падает качество подготовки. При этом многие нововведения идут прямо «на ходу», Минобрнауки меняет правила тогда, когда «игра уже началась». Это недопустимо. Нужно ввести мораторий на любые изменения в порядке ЕГЭ на три-четыре года, чтобы привыкли школьники и учителя. Необходимо остановиться и спокойно оценить эффективность реализованных мер.
Кстати, тезис, прозвучавший по отношению к действиям надзорных органов, бесконечно проверяющих бизнесменов и предприятия, актуален и для сферы образования. Количество проверок школ со стороны прокуратуры, пожарных и иных служб давно превысило все возможные пределы, как и частота изменений нормативов, и размеры выписываемых штрафов, и характер претензий (вроде слишком широких дверных проемов, которые директор, видимо, должен заложить кирпичом). Контроль за условиями, в которых учатся дети, необходим, но школы не должны становиться заложниками «палочной» системы. Минобрнауки должно выйти с инициативой об организации в регионах межведомственного взаимодействия по решению проблемы избыточности контрольных мероприятий для школ. Надзорные ведомства должны надзирать, а не «кошмарить» школы.
Одной из основных ошибок Министерства образования и науки является то, что основные действия ведомство совершает, не обсудив их предварительно с учительским сообществом. Из-за этого множество перекосов, ошибок и неверных шагов, реакция на которые со стороны экспертов, учителей, депутатов бывает настолько резкой, что Минобрнауки приходится отменять едва принятое решение или заявлять, что чиновников в очередной раз «не так поняли». Правда, еще печальнее бывает, когда непроработанное решение не отменяется, а, наоборот, внедряется, несмотря на протесты учителей.
Поэтому Министерство образования и науки должно выносить на широкое общественное обсуждение любую сколь-нибудь значимую инициативу до ее внедрения и учитывать позицию учительского сообщества, а не «карманных» министерских «экспертов». Особое значение это имеет при обсуждении ФГОСов, многие недостатки которых могли бы быть вскрыты и убраны до их внедрения. Получилось же с точностью до наоборот: сначала ФГОСы были внедрены, а потом от учителей начали поступать многочисленные обращения, связанные с их низким качеством. Этот подход необходимо кардинально менять.
И последнее, о чем бы хотелось сказать. Проект по строительству новых и реконструкции старых школ, который был недавно анонсирован Дмитрием Медведевым, — мера нужная и своевременная: иначе в ближайшее время мы рискуем столкнуться с острым дефицитом мест. Но при этом нужен самый жесткий контроль за тем, как он будет реализовываться. А то бывает, что в двух соседних регионах стоимость постройки школ отличается в разы. Исключить коррупционную составляющую процесса можно, только организовав двусторонний контроль - парламентский на уровне региона и общественный со стороны независимых, в том числе учительских, организаций. Тогда есть шанс добиться того, что бюджетные деньги будут потрачены не напрасно и дети смогут учиться в современных и комфортных школах.