Валерий Рязанский: Хочется верить. К сожалению, в последнее время у людей несколько сдвинулась шкала ценностей. И не в пользу человека труда. Кроме того, сегодня мы существуем в несколько ином измерении, где потеряна некая нравственная основа. В рыночных отношениях она, к сожалению, заменяется погоней за деньгами.
РФС: Как можно поднять престиж трудового человека?
Валерий Рязанский: Во-первых, государство должно повышать авторитет производственно-технического обучения. Нужно вернуть в школы нормальные уроки труда, чтобы мальчики действительно приобретали некоторые навыки трудовой деятельности — умели держать инструмент. Кроме этого, необходимо, чтобы производственные практики тоже были неотъемлемой частью учебного процесса. Во-вторых, лично я призываю не скупиться на присвоение рабочим соответствующих номинаций и премий для лучших. Очень часто они не находят отражение в СМИ, хотя профсоюзы во многих регионах России проводят подобные соревнования.
РФС: Звания Герой Труда РФ недостаточно?
Валерий Рязанский: О том, что оно вообще существует, надо говорить почаще, организовывать встречи с молодежью на эту тему и сообщать, что, скажем, первое звание Героя Труда в новой России было присвоено Александру Коновалову — директору Научно-исследовательского института нейрохирургии имени академика Бурденко. То есть тему трудового человека надо ставить всегда во главу нравственно-духовных ценностей. Усвоить: ты уважаем, потому что трудишься, а не потому что ты финансовый рантье или владелец огромных сельхозугодий. Кстати, регионы стали развивать различные формы поощрений и званий. Есть Герои труда Кубани, Кузбасса, Ставрополья. Стали возрождаться отраслевые награды среди строителей, шахтеров, железнодорожников.
РФС: В 2012 году Общественная палата выдвинула идею создать течение в поддержку рабочих специальностей, но дело заглохло…
Валерий Рязанский: Надо попробовать из советского прошлого вытащить мотивации, которые работали. Люди тогда не всегда руководствовались только материальными выгодами.
Надо повышать авторитет инженерного и конструкторского труда. И то, что сейчас происходит в авиации и космосе, — последствия увлеченности гуманитарными, экономическими, финансовыми дисциплинами в ущерб инженерным специальностям. Также никто не рвется стать настоящим преподавателем или врачом экстра-класса. Я считаю грубой ошибкой, что профессия учителя уже переместилась в сферу услуг. Пока это так, шкалу ценностей в трудовой системе нам будет очень сложно поменять.
На мой взгляд, необходимо придать новый импульс стройотрядовскому движению. Ведь тогда люди осваивали Дальний Восток и Сибирь, ехали работать на Север не только за длинным рублем. Они приобщались к большим проектам, которые реализовывала страна. Я лично участвовал в строительстве Красноярской ГЭС. А кто-то строил железные дороги, БАМ, поднимал комбинаты. Мы были призваны государством на большие, интересные и нужные стране стройки. Например, сейчас в Крыму строится мост через Керченский пролив. Почему бы туда на какие-то виды работ не созвать молодежные студенческие строительные отряды? Вопрос только в придании этому процессу соответствующего импульса. Скорее всего, со стороны парламента или Росмолодежи.
Беседовала Ксения Ерофеева