Стране нужна деофшоризация экономики и национализация элит
Так считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, размышляя о приоритетах экономического развития и законотворчестве

Среди наиболее важных законов уходящего 2016 года — проект федерального бюджета на 1917-й и плановый период 2018-2019 годов. Бюджетная политика на ближайшую трехлетку прежде всего нацелена на стабильность и удержание низкой инфляции. Ее снижение до четырех процентов благоприятно скажется на макроэкономических показателях. Конечно, избыточно жесткая эмиссионная политика в условиях дефицита бюджета чревата сжатием потребительского спроса, что является тяжелым фоном для развития экономики.
Законодатели часто реагируют на возникающие вызовы, но мы все больше и больше стремимся их предупреждать. Вот пример. Президент страны выдвинул сложную задачу диверсификации оборонно-промышленного комплекса. Пик заказов по оборонному заказу придется на 20182019 годы, а затем начнется уменьшение объемов производства. И выручка от увеличения масштаба экспорта все равно не покроет его. Речь не о конверсии 90-х, когда высокотехнологичные предприятия делали сковородки и кастрюли. Доля гражданской высокотехнологичной продукции должна составить не менее 30 процентов к 2025 году. Уже сейчас целый ряд корпораций ставят еще более амбициозные цели. Ростех намерен достичь этого уже к 2020 году, а еще через пять лет выйти на 50 процентов.
Важно, чтобы предприятия имели в том числе и финансовые возможности модернизировать производство и были конкурентоспособными в выпуске гражданской продукции. Здесь среди препон — порочная система ценообразования ГОЗ, так называемая «20 плюс 1». На то, что предприятие делает своими силами, рентабельность может быть 20 процентов, а на получаемое от субпоставщиков по кооперации — всего лишь один процент. Это выводит общую рентабельность лишь на 3-4 пункта. При таком условии невозможно проводить техперевооружение в нужных объемах, платить высокую зарплату наиболее квалифицированным сотрудникам, финансировать опережающие заделы научно-исследовательских и поисковых работ. Подобные же риски формирует такая нагрузка на предприятия ОПК, как прежняя система мобилизационных мощностей и мобресурсов. Это тоже ложится на себестоимость.
Наша экономика готова к серьезному росту, что видно по отдельным ее сегментам. Стоило пару лет назад Минпромторгу ввести стимулирующие меры для сельхозмашиностроения в виде субсидий, и даже на падающем рынке отрасль почти на треть увеличила объем производства. Достаточно было Минпромторгу предложить в фармпроизводстве инициативу «третий лишний» (когда при наличии двух отечественныхпроизводителей зарубежным поставщикам нет места на нашем рынке, а при наличии только одного допускается их участие в целях конкуренции), как произошла серьезная локализация с полным трансфером технологий. Сейчас опережающими темпами идет импортозамещение еще и в производстве медтехники. Такие примеры есть в авиа- и двигателестроении. Они говорят о том, что завершается цикл структурных изменений экономики, в том числе и благодаря мерам экономического стимулирования.
Более того, крупные европейские компании, которые раньше не хотели инвестировать на территории России или делали минимальную локализацию, ограничиваясь только дилерскими и гарантийными сетями, встав перед альтернативой — потерять российский рынок или искать варианты сотрудничества, пошли по второму пути. Они стали создавать в нашей стране производства полного цикла.
Главное, что начали действовать механизмы поддержки. На 1 декабря 2016 года Фонд развития промышленности подписал с Центром развития ядерной медицины свой сотый договор займа на 500 миллионов рублей. За время его работы на 29 без малого миллиардов государственных рублей удалось привлечь 86 миллиардов частных инвестиций — втрое больше. Это и новые рабочие места, и 63 миллиарда рублей налоговых отчислений к 2021 году, что в два раза превысит вложения.
Резервов по использованию таких механизмов сотни. Они верифицированы в Минпромторге и готовы к реализации. Если бюджет выделит дополнительные средства, то можно ожидать не только выхода на среднемировые темпы роста, но и на 7, 8, 9 процентов. Еще один локомотив развития экономики — использование возможностей ЦБ для поддержки крупных инвестиционных проектов, в том числе для выкупа облигаций, допустим, Внешэкономбанком в целях финансирования отобранных инфраструктурных или импортозамещающих проектов.