Владимир Федоров, член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (с 1992 по 2003 г. работал начальником Главного управления ГАИ-ГИБДД МВД России, генерал-лейтенант милиции)
Когда автор рассуждает о нашей технологической отсталости в сфере организации дорожного движения, я не могу с ним не согласиться.
Те специальные службы, которые сегодня занимаются созданием специальных систем по организации дорожного движения, включая и интеллектуальную их составляющую, начинали не на пустом месте. И в том, что мы в России задержались в этом направлении, я автора статьи поддержать не могу. На тему заторов и пробок на автомобильных дорогах власти и ученые задумались еще на рубеже шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. В 1970 году в Москве, на стадионе «Юных пионеров», прошла Первая международная выставка «Интерсигналдортранс». К слову сказать, все, что на тот момент выпускала советская промышленность в этой сфере, помещалось в МАДИ в одном кабинете. Но именно тогда и был начат процесс оснащения и дорожной сети, и структур, ею управляющих.
Первый масштабный проект, направленный на разгрузку транспортных потоков и связанный с внедрением автоматизации и компьютерных систем, был реализован в Москве. Тому есть памятник — здание Госавтоинспекции на Садовом кольце. Его построили перед Олимпиадой-80 как здание для размещения системы «Старт». В восьмидесятые годы к нам даже зарубежные делегации приезжали, чтобы посмотреть, что «Старт» собой представляет.
В девяностые годы было принято решение реанимировать «Старт», но уже на более высоком уровне. Но по ряду причин сделать это в полном объеме не удалось, в результате многие элементы системы пришли в упадок. Сейчас она восстанавливается заново и работает наравне с еще одной общегородской системой, фиксирующей все проезжающие машины, с помощью которой можно спокойно вычислить любого нарушителя.
Другой вопрос, как применять все это для того, чтобы наладить бесперебойное дорожное движение. Даже объединив в одно целое все имеющиеся системы управления и слежения за дорогами, внедрив в нее интеллектуальные элементы, это сделать невозможно. Прежде всего, нужна дорожная инфраструктура, чем сегодня и занимается правительство Москвы. Конечно, его можно критиковать за то, что делается это порой не системно, кусками — в одном месте дорогу расширили, а через полкилометра втыкаешься в новую пробку. Но тут все зависит от возможностей городских властей. Но тот факт, что желание наладить нормальное движение у них есть, видно невооруженным глазом. Ведь Москва — первый город в России, где создан центр управления движением. Несмотря, кстати, на все технические и финансовые сложности.
Единственное, что мне не нравится, — в Москве ликвидировали ГАИ, оставив его только в центре, но закрыв в округах. Государственный надзор и контроль за всеми аспектами организации дорожного движения необходим.
Но какие бы передовые технологии мы ни внедряли, нельзя забывать, что Россия страна зимняя, снег на дорогах быстро превращается в грязь, и в такой ситуации богатые возможности интеллектуальных систем, основанные в том числе и на оборудовании каждого автомобиля электронными чипами, будут сводиться к нулю.
И наконец, человеческий фактор. Внедрение современных технологий подразумевает еще и определенную культуру вождения транспортным средством. А с этим в России не все обстоит благополучно. Скорее наоборот. Нигде в Европе вы не увидите, чтобы пробку объезжали по обочине. В России же, несмотря на строгий запрет и высокий штраф, — это норма. В результате обочины разбиты и грязь выливается на дорогу. Какая интеллектуальная система с этим справится?
Справка «РФС». Система «Старт» была разработана в конце семидесятых годов прошлого столетия советскими учеными. Она охватывала дорожную сеть в радиусе Садового кольца Москвы. Ее основу составляли датчики, установленные по обочинам дорог или вмонтированные непосредственно в проезжую часть. Они фиксировали интенсивность движения и передавали сведения в единый центр обработки информации. Отсюда на основе экспресс-анализа данных выдавались команды по работе светофорных объектов. |